Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема ощущения людьми с ограниченными возможностями жизненного счастья

  • Текст: В. Астафьев. Ягодка

    (1)Куда только не занесут охотника ноги!

    (2)Меня затащили они в скалистый распадок, где вдруг увидел я во мшистых камнях, среди горной репы и колючек, землянику в цвету. (3)Октябрь месяц, глухая осень, лист почти весь упал, иней и утренник звонкий не один уж выдавался, а земляника цветет!

    (4)Я наклонился к ней. (5)На тощеньком стебельке в багровых листьях жил и растерянно глядел на осенний мир беленький цветок. (6)Холодом подпалило округлые лепестки его. (7)Ягодка, только еще зародившаяся, черной точкой светилась в цветке, и умерла уже ягодка, цветку оставалось жить день, от силы два...

    (8)И тут в моей памяти неожиданно всплыла сцена, увиденная на станции Комарихинская.

    (9)Толпа рыбаков и пассажиров, ждущая поезд, как по команде повернула головы в одну сторону.

    (10)От пакгауза двигалась безногая девушка. (11)Она опиралась взятыми в руки деревянными колодками и бросала вперед свое коротенькое тело в кожаной корзине. (12)И была она не в тряпье, не грязная и не пьяная. (13)Непривычная она была, и оттого все смолкли и загляделись на нее: в зеленом ярком берете, из-под которого выбивались льняные кудряшки, голубоглазая, в модной блузке.

    (14)Рядом с девушкой шла пожилая женщина, должно быть, мать. (15)Они о чем-то разговаривали, и нарядная девушка делала вид, что не замечает оторопелых лиц и очень она занята разговором.

    (16)Так они миновали перрон, людей, и такой бы она и осталась, независимой, гордой, но перрон кончился, и нужно было девушке с женщиной переходить пути.

    (17)Она перебросила легкое тело через один рельс, через другой, и внезапно корзинкою задела за третий. (18)Корзинка легко отделилась от девушки, выпало из нее короткое тело.

    (19)Девушка упала на бок. (20)Берет зеленый тоже упал, и кудряшки рассыпались, завалили щеку и глаза девушки.

    (21)И кто-то уже загоготал в толпе по-жеребячьи, и кто-то уже облаял загоготавшего…

    (22)Женщина подняла девушку, усадила в корзинку, отряхнула берет, надела на голову девушки, да еще и поправила его, чтобы сидел на кудрях ладом. (23)И они последовали дальше.

    (24)Но перед тем как перебросить свое тело через рельс, девушка обернулась, глянула на нас и...

    (25)И с тех пор я ношу тот взгляд в себе. (26)Он пробил меня до самого сердца.

    (27)Он был презрителен, надменен, этот взгляд, и будь у девушки глаза взрослые, так бы оно и осталось — презрение и надменность. (28)Но голубые детские глаза читаются. (29)За вызовом и надменностью глубоко-глубоко билась растерянная беспомощность: «Что я вам сделала плохого?..»

    (30)И знаю ведь, ничего банальнее нет, чем сравнение этой девушки с земляникой, не к месту и не ко времени расцветшей на речном скалистом обрыве. (31)Но ничего не поделаешь — так они и живут в памяти рядом: цветок, что никогда не станет ягодой, и девушка, которой не видеть счастья… 

    (По В. Астафьеву)

06.04.2021 13:11:26
Автор: Лиза Мецгер

        Могут ли люди с ограниченными возможностями быть по-настоящему счастливыми, в полной мере наслаждаться жизнью? Над этой проблемой размышляет В. Астафьев в предложенном для анализа тексте.
    В центре внимания автора представлен рассказ главного героя о его осенней прогулке, а также его воспоминания о девушке-инвалиде, которая повстречалась ему на железнодорожной станции и навсегда оставила след в его памяти.
    Забредя в «скалистый распадок», окруженный увядающими горными травами и мхами, главный герой неожиданно находит одинокую цветущую землянику. Он понимает, что нежный белый цветок обречен на погибель, ведь погода стоит холодная и по-настоящему осенняя: «Октябрь месяц, глухая осень, лист почти весь упал, иней и утренник звонкий не один уж выдавался, а земляника цветет! На тощеньком…растерянно глядел на осенний мир беленький цветок…и умерла уже ягодка, цветку оставалось жить день, от силы два...» Увядающий цветок земляники напоминает рассказчику о повстречавшейся ему когда-то безногой девушке, он осознает что невольно сравнивает судьбу погибающего среди холода растения с той несчастной девушкой, обреченной на пожизненные мучения. Этим примером автор показывает, что человеку с ограниченными возможностями не суждено прожить по-настоящему счастливую жизнь.
    Развивая сюжетную линию, писатель описывает историю о безногой девушке, которую вспоминает главный герой. Однажды на станции он видит, как она на своей инвалидной коляске пытается перебраться через железнодорожные пути, за чем с интересом наблюдает толпа людей. Внезапно, зацепившись колесом за рельсы, она падает, что вызывает у окружающих настоящую бурю эмоций: «Она перебросила легкое тело через один рельс, через другой, и внезапно корзинкою задела за третий. Корзинка легко отделилась от девушки, выпало из нее короткое тело. Девушка упала на бок…И кто-то уже загоготал в толпе по-жеребячьи, и кто-то уже облаял загоготавшего…» Несчастная девушка, услышав смех, кинула в толпу взгляд, полный презрения и глубокой обиды, который навсегда врезался в память главного героя. Этим примером писатель показывает, что порой люди не способны понять ту боль, лишения и тяжесть жизни, которую терпят люди с ограниченными возможностями, а смех и непонимание толпы может приносить инвалидам чувство стыда, неполноценности и обиды.
    Приведенные мной выше примеры дополняют друг друга. С помощью них писатель показывает, как тяжело приходится людям с физиологическими недостатками и проблемами и на какую ужасную, несчастливую жизнь они обречены.
    В. Астафьев считает, что инвалидам, к сожалению, не суждено в полной мере наслаждаться жизнью, быть по-настоящему счастливыми.
    Я не могу согласиться с автором, так как считаю, что ощущение человеком полноты жизни зависит лишь от его личных установок и мировоззрения. Порой человек, обладающий всеми роскошами, просто не способен чувствовать себя счастливым, а инвалид, обреченный на пожизненные мучения и страдания, ощущает себя не обделенным и оскорбленным жизнью, а напротив, полностью довольным ей и действительно счастливым. В качестве примера приведу свою знакомую, которая в раннем детстве попала в тяжелейшую автомобильную аварию, вследствие чего потеряла возможность самостоятельно передвигаться. Теперь она не покидает инвалидного кресла, однако это ничуть её не расстраивает и не пугает. Она никогда не обращает внимания на косые взгляды толпы и живет, ни в чем себя не ограничивая. Она объездила множество стран, работает на любимой работе и имеет большую дружную семью. Так, я твердо уверена, что даже человек с ограниченными возможностями имеет право на настоящее счастье и способен ощутить его в полной мере.
    В заключение хотелось бы сказать, что я благодарна В. Астафьеву за возможность задуматься о проблеме ощущения счастья и полноты жизни людьми с физиологическими проблемами и недостатками.
Количество слов - 536

Добрый день, Лиза. В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста +1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.

К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста +3 балла
Пример 1 указан, пояснён, но при пояснении допущена логическая ошибка, поэтому пояснение не засчитывается:
«Октябрь месяц, глухая осень, лист почти весь упал, иней и утренник звонкий не один уж выдавался, а земляника цветет! На тощеньком…растерянно глядел на осенний мир беленький цветок…и умерла уже ягодка, цветку оставалось жить день, от силы два...» Увядающий цветок земляники напоминает рассказчику о повстречавшейся ему когда-то безногой девушке, он осознает что невольно сравнивает судьбу погибающего среди холода растения с той несчастной девушкой, обреченной на пожизненные мучения. Этим примером автор показывает, что человеку с ограниченными возможностями не суждено прожить по-настоящему счастливую жизнь.
Вы привели пример с цветущей земляникой, которая не станет ягодой, так как её побило морозом, а потом говорите, что ЭТИМ ПРИМЕРОМ АВТОР ПОКАЗЫВАЕТ, ЧТО ЧЕЛОВЕКУ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ НЕ СУЖДЕНО ПРОЖИТЬ СЧАСТЛИВУЮ ЖИЗНЬ. На самом деле автор показывает, ЧТО И ЦВЕТОЧЕК НЕ МОЖЕТ СТАТЬ ПОЛНОЦЕННОЙ ЯГОДКОЙ, ЕСЛИ ЧТО - ТО  СЛОЖИЛОСЬ НЕ ТАК, и ИМЕННО ЭТОТ СЛУЧАЙ ВЫЗВАЛ ВОСПОМИНАНИЯ ГЕРОЯ - РАССКАЗЧИКА( он ещё не рассказал о девушке-инвалиде, а вы уже выводы сделали  :  ЭТИМ ПРИМЕРОМ...

Пример 2 указан, пояснён. Взаимосвязь между примерами определена неверно:
Приведенные мной выше примеры дополняют друг друга.
Советую не писать ДОПОЛНЯЮТ, если это не так, сейчас проверяющие эксперты часто не засчитывают этот вид связи между примерами. Что значит дополнить? Вот в БСП ставится двоеточие между двумя простыми предложениями, если ВТОРОЕ ДОПОЛНЯЕТ ПО СМЫСЛУ ПЕРВОЕ. Пример: Он открыл глаза и увидел: торжественно и царственно стояла ночь.  Примеры в тексте тоже могут дополнять друг друга, но в вашем случае-это сравнение: писатель сравнил судьбу земляники с судьбой девушки-инвалида, он сам об этом пишет:
(30)И знаю ведь, ничего банальнее нет, чем сравнение этой девушки с земляникой, не к месту и не ко времени расцветшей на речном скалистом обрыве. (31)Но ничего не поделаешь — так они и живут в памяти рядом: цветок, что никогда не станет ягодой, и девушка, которой не видеть счастья…
Взаимосвязь определена неверно, значит, и анализ связи не засчитывается.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста +1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста +1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие( в данном случае несогласие), тезис и обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения +0 баллов
Допущено более одной логической ошибки( о первой сказано выше, в К2-при пояснении  1  примера);
Вторая логическая ошибка:
инвалид, обреченный на пожизненные мучения и страдания, ощущает себя не обделенным и оскорбленным жизнью, а напротив, полностью довольным ей и действительно счастливым.
Утверждение нелогичное: он ОБРЕЧЁН на МУЧЕНИЯ И СТРАДАНИЯ, при этом ОН ДОВОЛЬНЫЙ И СЧАСТЛИВЫЙ.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл
Есть нарушения точности выражения мысли.

K7 - Соблюдение орфографических норм +3 балла
Ошибок нет.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм +2 балла
, он осознает что невольно сравнивает судьбу погибающего среди холода растения с той несчастной девушкой, обреченной на пожизненные мучения.
Перед союзом ЧТО нужна запятая.
а инвалид, обреченный на пожизненные мучения и страдания, ощущает себя не обделенным и оскорбленным жизнью, а напротив, полностью довольным ей и действительно счастливым.
Перед вводным словом НАПРОТИВ нужна запятая, так как  союз А в данном случае не входит в его состав(попробуйте убрать слово НАПРОТИВ, союз А легко соединяется с оставшейся частью предложения.


K9 - Соблюдение грамматических норм + 0 баллов
 В центре внимания автора представлен рассказ главного героя о его осенней прогулке, а также его воспоминания о девушке-инвалиде, которая повстречалась ему на железнодорожной станции и навсегда оставила след в его па
В центре внимания автора НЕ МОЖЕТ быть  ПРЕДСТАВЛЕН рассказ. В центре ПОВЕСТВОВАНИЯ-рассказ героя о его осенней прогулке...

  Забредя в «скалистый распадок», окруженный увядающими горными травами и мхами, главный герой неожиданно находит одинокую цветущую землянику.
НАШЁЛ (нужен глагол прошедшего времени).
цветок обречен на погибель
  лучше обречён на гибель( нейтр. слово; погибель- разговорное,сниженное ).
На тощеньком…растерянно глядел на осенний мир беленький цветок…и умерла уже ягодка, цветку оставалось жить день, от силы два...»
На тощеньком СТЕБЕЛЬКЕ (пропуск НУЖНОГО СЛОВА В ЦИТАТЕ).
Увядающий цветок земляники напоминает рассказчику о повстречавшейся ему когда-то безногой девушке, он осознает что невольно сравнивает судьбу погибающего среди холода растения с той несчастной девушкой, обреченной на пожизненные мучения.
...цветок напоминает рассказчику о девушке (это неправильно: получилось так, что цветок говорит рассказчику-а ты помнишь девушку?) Правильный вариант: Цветок напомнил рассказчику повстречавшуюся ему когда-то безногую девушку; местоимение ОН надо заменить на ГЕРОЙ, так как сейчас ОН относится к слову ЦВЕТОК; погибающего ОТ ХОЛОДА ( у вас неправильное употребление существительного с предлогом).
 Развивая сюжетную линию, писатель описывает историю о безногой девушке,
описывать можно девушку, дом и т.д., но описывать историю  О КОМ - ТО   нельзя,  можно РАССКАЗАТЬ ИСТОРИЮ О ДЕВУШКЕ (или рассказать историю девушки).
Развивая сюжетную линию, писатель описывает историю о безногой девушке, которую вспоминает главный герой.
...РАССКАЗЧИК ПОВЕДАЛ ИСТОРИЮ О БЕЗНОГОЙ ДЕВУШКЕ, КОТОРУЮ ОН ВСПОМНИЛ (в тексте один рассказчик, он говорит от первого лица, то есть вспоминает всё, что было с ним, а не с каким-то героем).
Считаю, что выделенный деепричастный оборот здесь не нужен (это не ошибка-использование оборота, но его отсутствие тоже не явилось бы ошибкой).
Однажды на станции он видит, как она на своей инвалидной коляске пытается перебраться через железнодорожные пути,
ВИДИТ-глагол несовершенного вида  настоящего времени, указывающий на длительное действие, с ним нельзя употреблять наречие ОДНАЖДЫ (ОН УВИДЕЛ-правильно); в этом предложении есть фактическая ошибка.
люди не способны понять ту боль, лишения и тяжесть жизни, которую терпят люди с ограниченными возможностями, а смех и непонимание толпы может приносить инвалидам чувство стыда, неполноценности и обиды.
Однородных членов много, а союзное слово в единственном числе-которую(это ошибка), указательное местоимение ТУ-лишнее: ...не способны понять БОЛЬ, ЛИШЕНИЯ И ТЯГОТЫ ЖИЗНИ, КОТОРЫЕ ТЕРПЯТ(тяжесть надо заменить на тяготы)...;

смех и непонимание-однородные подлежащие, значит, МОГУТ ПРИНОСИТЬ, но слово ПРИНОСИТЬ-неправильное, лучше сказать МОГУТ ВЫЗЫВАТЬ ...
Приведенные мной выше примеры дополняют друг друга. С помощью них писатель показывает, как тяжело приходится людям с физиологическими недостатками и проблемами и на какую ужасную, несчастливую жизнь они обречены.
Выделенные слова лишние;  С ИХ ПОМОЩЬЮ; физиологический-вы неправильно выбрали слово, надо С ФИЗИЧЕСКИМИ НЕДОСТАТКАМИ (смешение паронимов); ужасную, несчастливую жизнь(контекстные синонимы, слово УЖАСНУЮ надо убрать как лишнее слово).
 В. Астафьев считает, что инвалидам, к сожалению, не суждено в полной мере наслаждаться жизнью, быть по-настоящему счастливыми.
Выделенная часть лишняя, вы довольно часто дублируете высказываемые мысли, не следует этого делать. Прочитайте оставшуюся часть предложения - мысль понятна и правильна.
Порой человек, обладающий всеми роскошами, просто не способен чувствовать себя счастливым, а инвалид, обреченный на пожизненные мучения и страдания, ощущает себя не обделенным и оскорбленным жизнью, а напротив, полностью довольным ей и действительно счастливым.
всеми роскошами? роскошь-существительное женского рода, употребляется только в единственном числе, вместо этого слова надо употребить : обладающий богатствами; довольным ЕЮ (здесь нужен такой вариант творительного падежа от местоимения ОНА(жизнь).
Так, я твердо уверена, что даже человек с ограниченными возможностями имеет право на настоящее счастье и способен ощутить его в полной мере.
Уберите все выделенные слова, они абсолютно не нужны(ни по смыслу, ни грамматически), без них предложение звучит гораздо лучше.
  В заключение хотелось бы сказать, что я благодарна В. Астафьеву за возможность задуматься о проблеме ощущения счастья и полноты жизни людьми с физиологическими проблемами и недостатками.
хочется сказать( без сослагательного наклонения); физиологические проблемы-ошибка в словоупотреблении(см.выше)



K10 - Соблюдение речевых норм +0 баллов
  В центре внимания автора представлен рассказ главного героя о его осенней прогулке, а также его воспоминания о девушке-инвалиде, которая повстречалась ему на железнодорожной станции и навсегда оставила след в его памяти.
Повтор слов (второе ЕГО надо убрать). Замечания о выделенной части предложения см в К9.

Этим примером автор показывает, что человеку с ограниченными возможностями не суждено прожить по-настоящему счастливую жизнь.
Не пишите так: этим примером... Автор не показывает примеров, это  мы, читатели, должны находить в тексте примеры-доказательства того, что речь идёт именно о той проблеме, которую мы выявили. Вариант: Этот эпизод подводит нас к мысли о том, что.... (о нарушении логики по этому поводу см. выше: цитируете пример с земляникой, а вывод делаете о людях с ограниченными возможностями, хотя о них, инвалидах, рассказчик вспомнил только после того, как увидел замёрзшую землянику).
Этим примером писатель показывает, что порой люди не способны понять ту боль, лишения и тяжесть жизни,
Такая же ошибка.
ощущает себя не обделенным и оскорбленным жизнью,
Нарушение лексической сочетаемости, надо: ...и обиженным судьбой
В качестве примера приведу свою знакомую,
В качестве примера приведу ИСТОРИЮ ЖИЗНИ СВОЕЙ ЗНАКОМОЙ(это правильный вариант).
работает на любимой работе
Тавтология( надо: у неё есть любимая работа).
Порой человек, обладающий всеми роскошами, просто не способен чувствовать себя счастливым,
просто-лишнее слово; не способен чувствовать заменим на НЕ ЧУВСТВУЕТ.
которая в раннем детстве попала в тяжелейшую автомобильную аварию, вследствие чего потеряла возможность самостоятельно передвигаться. Теперь она не покидает инвалидного кресла, однако это ничуть её не расстраивает и не пугает. Она никогда не обращает внимания на косые взгляды толпы и живет, ни в чем себя не ограничивая. Она объездила множество стран, работает на любимой работе и имеет большую дружную семью.
Ваш оптимистический настрой по поводу счастья знакомой женщины, прикованной к коляске, не совсем уместен. Вы так уверенно перечисляете все составляющие её счастья, словно она стала счастливой именно из-за инвалидности. В таких случаях обычно пишут, что ей тяжело, конечно, но она не отчаивается, смогла преодолеть все трудности и вопреки судьбе стала счастливой женой и матерью (это замечание не по речевым ошибкам, а рекомендация).
о проблеме ощущения счастья и полноты жизни людьми с физиологическими проблемами и недостатками.
о проблеме ВОЗМОЖНОСТИ ОЩУЩЕНИЯ СЧАСТЬЯ  И ПОЛНОТЫ ЖИЗНИ (пропуск слова).


K11 - Соблюдение этических норм +1 балл
Этические ошибки в работе отсутствуют.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале + 0 баллов
Допущены фактические ошибки в фоновом материале:
Однажды на станции он видит, как она на своей инвалидной коляске пытается перебраться через железнодорожные пути, за чем с интересом наблюдает толпа людей. Внезапно, зацепившись колесом за рельсы, она падает, что вызывает у окружающих настоящую бурю эмоций: «Она перебросила легкое тело через один рельс, через другой, и внезапно корзинкою задела за третий. Корзинка легко отделилась от девушки, выпало из нее короткое тело.
В этом фрагменте вы допустили сразу две фактические ошибки: девушка была не в коляске, а в корзинке( из корзинки выпало её короткое тело); она упала, и это вызвало БУРЮ ЭМОЦИЙ-это не соответствует истине(кто-то загоготал, и кто-то облаял  ЗАГОГОТАВШЕГО(в единственном числе).

Общие рекомендации: Вы неплохо пишете сочинения, но надо принять к сведению замечания по работе, вам нужно проработать раздел "грамматические ошибки", их у вас много, как и речевых. На этом вы теряете баллы. Отработайте К2: как выбирать примеры-иллюстрации, как их пояснять, как найти взаимосвязь между ними и проанализировать эту связь. Успехов вам!
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 13

Возврат к списку