Запомни!

Пиши с двумя НН:
стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, желанный, священный, медленный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, чванный, чеканный, жеманный, доморощенный, данный, решённый, купленный, казённый, пленённый, брошенный, лишённый, обиженный, смущённый, казнённый, конченное дело, побеждённый, рождённый, пеклеванный, недреманный, пущенный, окаянный.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Следует ли верить в доброе начало каждого человека?

  • Текст: А. Чехов. Рассказ старшего садовника (отрывок)

    (1) Что же касается меня, господа, то я всегда с восторгом встречаю оправдательные приговоры, — сказал Михаил Карлович, садовник графа N. — (2) Я не боюсь за нравственность и за справедливость, когда говорят «невиновен», а, напротив, чувствую удовольствие. (3) Даже когда моя совесть говорит мне, что, оправдав преступника, присяжные сделали ошибку, то и тогда я торжествую. (4) Судите сами, господа: если судьи и присяжные более верят человеку, чем уликам, вещественным доказательствам и речам, то разве эта вера в человека сама по себе не выше всяких житейских соображений?

    (5) Мысль хорошая, — сказал я.

    (6) Но это не новая мысль. (7) Помнится, когда-то очень давно я слышал даже легендуна эту тему, — сказал садовник и улыбнулся. — (8) Мне рассказывала её моя покойная бабушка.

    (9) Мы попросили его рассказать эту легенду.

    (10) В одном маленьком городке, — начал он, — поселился пожилой, одинокий и некрасивый господин по фамилии Томсон или Вильсон, — ну это всё равно. (11) Дело не в фамилии. (12) Профессия у него была благородная: он лечил людей. (13) Жители города были очень рады, что Бог наконец послал им человека, умеющего лечить болезни, и гордились, что в их городе живёт такой замечательный человек. (14) «Он знает всё», — говорили про него.

    (15) Но этого было недостаточно. (16) Надо было ещё говорить: «Он любит всех!» (17) В груди этого учёного человека билось чудное, ангельское сердце. (18) Ведь жители города были для него чужие, не родные, но он любил их, как детей, и не жалел для них своей жизни. (19) У него самого была чахотка, он кашлял, но, когда его звали к больному, забывал про свою болезнь, не щадил себя и, задыхаясь, взбирался на горы, как бы высоки они ни были. (20) Он пренебрегал зноем и холодом, презирал голод и жажду. (21) Денег он не брал, и, странное дело, когда умирал пациент, то доктор шёл вместе с родственниками за гробом и плакал.

    (22) Признательность жителей не имела границ. (23) В городке и его окрестностях не было человека, который позволил бы себе не только сделать ему что-нибудь неприятное, но даже подумать об этом.

    (24) И вот этот человек, который, казалось, своею святостью оградил себя от всего злого, доброжелателями которого считались даже разбойники и бешеные, однажды был найден в овраге убитым. (25) Можете же представить себе теперь ту скорбь, какая овладела жителями города и окрестностей. (26) Все в отчаянии, не веря своим глазам, спрашивали себя: кто мог убить этого человека? (27) Судьи, которые проводили следствие, сказали так: «Здесь мы имеем все признаки убийства, НО так как нет на свете такого человека, который мог бы убить нашего доктора, то, очевидно, убийства тут нет и совокупность признаков является только простою случайностью. (28) Нужно предположить, что доктор в потёмках сам упал в овраг и ушибся до смерти».

    (29) Но вдруг, можете себе представить, случай наводит на убийцу. (30) Увидели, как один шалопай, уже много раз судимый, пропивал в кабаке табакерку и часы, принадлежавшие доктору. (31) Когда стали его уличать, он смутился и сказал какую-то очевидную ложь. (32) Сделали у него обыск и нашли рубаху с окровавленными рукавами и докторский ланцет в золотой оправе. (33) Каких же ещё нужно улик? (34) Злодея посадили в тюрьму. (35) Жители возмущались и в то же время говорили: Невероятно! (36) Не может быть! (37) Смотрите, как бы не вышло ошибки; ведь случается, что улики говорят неправду! (38) На суде убийца упорно отрицал свою вину. (39) Всё говорило против него, и убедиться в его виновности было так же нетрудно, как в том, что земля чёрная, но судьи точно с ума сошли: они по десяти раз взвешивали каждую улику, недоверчиво посматривали на свидетелей, краснели, пили воду...

    (40) Обвиняемый! — наконец обратился главный судья к убийце. — (41) Суд признал тебя виновным в убийстве доктора такого-то и приговорил тебя к...

    (42) Главный судья хотел сказать: «к смертной казни», но выронил из рук бумагу, на которой был написан приговор, вытер холодный пот и закричал:

    Нет! (43) Если я неправильно сужу, то пусть меня накажет Бог, но, клянусь, подсудимый не виноват! (44) Я не допускаю мысли, что мог найтись такой человек, который осмелился бы убить нашего доктора! (45) Человек не способен пасть так низко!

    (46) Да, нет такого человека, — согласились прочие судьи.

    (47) Нет! — откликнулась толпа. — (48) Отпустите его!

    (49) Убийцу отпустили на все четыре стороны, и ни одна душа не упрекнула судей в несправедливости.

    (50) Пусть оправдательный приговор принесёт жителям городка вред, но зато, посудите, какое благотворное влияние имела на них эта вера в человека, вера, которая ведь не остаётся мёртвой: она воспитывает в нас великодушные чувства и всегда побуждает любить и уважать каждого человека. (51) Каждого!

    (По А. П. Чехову)

01.04.2021 11:29:18
Автор: Валерия Антонова

   Следует ли верить в доброе начало каждого человека? Этот вопрос находится в центре внимания А.П. Чехова в предложенном для анализа тексте.
    Размышляя над проблемой, автор рассказывает о легенде, которую поведал ему садовник. Этот рассказ о докторе, который «любит всех!», он «не жалел для них своей жизни», «не щадил себя» и «Денег он не брал, и, странное дело, когда умирал пациент, то доктор шёл вместе с родственниками за гробом и плакал». Этот пример показывает, почему жители так любили его и были благодарны Богу за такого человека.
   Далее Автор описывает его как человека, который «своею святостью оградил себя от всего злого», но «однажды был найден в овраге убитым». Однако судьи сказали: «Здесь мы имеем все признаки убийства, НО так как нет на свете такого человека, который мог бы убить нашего доктора», затем убийцу нашли, но в результате обвинение было снято, так как судья пояснил, что не допускает мысли, что «мог найтись такой человек, который осмелился бы убить … доктора! Человек не способен пасть так низко!». Этим примером автор доводит до читателей мысль о том, что жители не могут поверить, что есть люди способные на такой поступок и они согласны с вердиктом.
   Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять, что вера в доброту человека должна присутствовать в каждом из людей, именно она воспитывает в них чувства любви и уважения каждого человека.
   Авторская позиция мне понятна: Писатель убеждён, что верить в доброе начало следует каждому человеку, потому что лишь на доверии  строятся отношения людей. Именно вера даёт надежду на наличие добра в каждом из людей.
   Я согласна с позицией автора и тоже считаю, что в каждом человеке есть добро и что как тяжело не было нужно верить в людей. Так, в романе М.Ф. Достоевского «Преступление и наказание», Соня Мармеладова верит в доброту души и не желает никого осуждать. Несмотря на несправедливое отношение с ней мачехи, которая подтолкнула её к выходу на улицу, из-за чего Соня  пошла по «жёлтому билету», девушка не осуждает женщину и верит в человеческую доброту.
   Прочитав текст, я сделала вывод  о том, что необходимо верить в доброе начало людей, так как это залог долгих надёжных отношениё и доверия друг другу.
Количество слов - 357

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Валерия!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 2 балла

Пример 1 (доктор, который любит всех) в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 (формально представлен) указан.

Взаимосвязь между примерами - 0 баллов, связь - 0 баллов

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов

Ошибки:

Далее Автор описывает его как человека, который «своею святостью оградил себя от всего злого», но «однажды был найден в овраге убитым». Однако судьи сказали: «Здесь мы имеем все признаки убийства, НО так как нет на свете такого человека, который мог бы убить нашего доктора», затем убийцу нашли, но в результате обвинение было снято, так как судья пояснил, что не допускает мысли, что «мог найтись такой человек, который осмелился бы убить … доктора! Человек не способен пасть так низко!». Этим примером автор доводит до читателей мысль о том, что жители не могут поверить, что есть люди способные на такой поступок и они согласны с вердиктом.

Что значит "описывает его как человека"? А до этого (напомню, что в 1 примере речь шла тоже о докторе) он был не человеком?
Союз "однако" предполагает противопоставление. Но противопоставление здесь неуместно. Что и чему Вы противопоставляете?  (факт убийства и мнение судей не могут быть противопоставлены). Неожиданно появились судьи.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Ошибки: работа отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла

Ошибки:

Этот рассказ о докторе, который «любит всех!», он «не жалел для них своей жизни», «не щадил себя» и «Денег он не брал, и, странное дело, когда умирал пациент, то доктор шёл вместе с родственниками за гробом и плакал».
Должна быть строчная буква.
Далее Автор описывает его как человека, который «своею святостью оградил себя от всего злого», но «однажды был найден в овраге убитым»
Слово "автор" пишется со строчной буквы.
Авторская позиция мне понятна: Писатель убеждён, что верить в доброе начало следует каждому человеку, потому что лишь на доверии  строятся отношения людей. Именно вера даёт надежду на наличие добра в каждом из людей.
Заглавная буква вместо строчной (слово "писатель" - нарицательное существительное).
Я согласна с позицией автора и тоже считаю, что в каждом человеке есть добро и что как тяжело не было нужно верить в людей.
Должна быть частица НИ. Кроме того, в предложении пропущена частица бы.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов

Ошибки:

Этот рассказ о докторе, который «любит всех!», он «не жалел для них своей жизни», «не щадил себя» и «Денег он не брал, и, странное дело, когда умирал пациент, то доктор шёл вместе с родственниками за гробом и плакал».
Ошибки в цитировании.

В тексте: (16) Надо было ещё говорить: «Он любит всех!» Восклицательный знак - знак завершения.

Однако судьи сказали: «Здесь мы имеем все признаки убийства, НО так как нет на свете такого человека, который мог бы убить нашего доктора», затем убийцу нашли, но в результате обвинение было снято, так как судья пояснил, что не допускает мысли, что «мог найтись такой человек, который осмелился бы убить … доктора!
Нужно было разбить это предложение.  
Этим примером автор доводит до читателей мысль о том, что жители не могут поверить, что есть люди ЗПТ способные на такой поступок ЗПТ и они согласны с вердиктом.
Не обособлено определение.
Я согласна с позицией автора и тоже считаю, что в каждом человеке есть добро и что как тяжело не было ЗПТ нужно верить в людей.
Пропущена запятая в сложном предложении.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл

Ошибки:

Однако судьи сказали: «Здесь мы имеем все признаки убийства, НО так как нет на свете такого человека, который мог бы убить нашего доктора», затем убийцу нашли, но в результате обвинение было снято, так как судья пояснил, что не допускает мысли, что «мог найтись такой человек, который осмелился бы убить … доктора!

Неверно построено предложение (после придаточного определительного (который мог бы убить нашего доктора)  с точки зрения грамматики должна быть другая конструкция. Возможные варианты:

... но так как нет на свете такого человека, который мог бы убить нашего доктора, поверить в виновность обвиняемого невозможно.

... но так как нет на свете такого человека, который мог бы убить нашего доктора, обвинение должно быть снято.

Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять, что вера в доброту человека должна присутствовать в каждом из людей, именно она воспитывает в них чувства любви и уважения каждого человека.
Нарушение управления (воспитывает чувство любви и уважения (к кому?) к каждому человеку.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл

Ошибки:

Этот пример показывает, почему жители так любили его и были благодарны Богу за такого человека.
Неудачное употребление местоимений.  Что значит "такого человека"? Какого?
Далее Автор описывает его как человека, который «своею святостью оградил себя от всего злого», но «однажды был найден в овраге убитым».
Это первое предложение абзаца, поэтому употребление личного местоимения неуместно. ЕГО (ОН). Кто это?
Именно вера даёт надежду на наличие добра в каждом из людей.
Нарушение лексической сочетаемости (наличие добра).

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 0 баллов

Ошибки:

Размышляя над проблемой, автор рассказывает о легенде, которую поведал ему садовник.
Вы путаете понятия "автор" и "рассказчик".
Так, в романе М.Ф. Достоевского «Преступление и наказание», Соня Мармеладова верит в доброту души и не желает никого осуждать.
Перепутали имя и отчество. Достоевского зовут Фёдор Михайлович.

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием, речевым оформление, грамотностью. Желаю удачи на экзамене!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 11

Возврат к списку