Запомни!

  Ь на конце наречий и частиц:
  • лишь
  • бишь
  • вишь
  • ишь
  • навзничь
  • настежь
  • напрочь
  • прочь
  • сплошь
  • наотмашь
  • вскачь
  • невмочь
  • точь-в-точь


На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

В чём заключается главная задача культурного человека?

  • Текст: А. Чехов. Дом с мезонином (отрывок)

    — (1) В Малозёмове гостит князь, тебе кланяется, — говорила Лида матери, вернувшись откуда-то и снимая перчатки. — (2) Рассказывал много интересного... (3) Обещал опять поднять в губернском собрании вопрос о медицинском пункте в Малозёмове, но, говорит, мало надежды. — (4) И, обратясь ко мне, она сказала:

    — Извините, я всё забываю, что для вас это не может быть интересно.

    (5) Я почувствовал раздражение.

    — (6) Почему же не интересно? — спросил я и пожал плечами. — (7) Вам не угодно знать моё мнение, но уверяю вас, этот вопрос меня живо интересует.

    — (8) Да?

    — (9) Да. (10) По моему мнению, медицинский пункт в Малозёмове вовсе не нужен.

    (11) Моё раздражение передалось и ей; она посмотрела на меня, прищурив глаза, и спросила:

    — Что же нужно? (12) Пейзажи?

    — (13) И пейзажи не нужны. (14) Ничего там не нужно.

    (15) Она кончила снимать перчатки и развернула газету, которую только что привезли с почты; через минуту она сказала тихо, очевидно сдерживая себя:

    — На прошлой неделе умерла от родов Анна, а если бы поблизости был медицинский пункт, то она осталась бы жива. (16) И господа пейзажисты, мне кажется, должны бы иметь какие-нибудь убеждения на этот счёт.

    — (17) Я имею на этот счёт очень определённое убеждение, уверяю вас, — ответил я, а она закрылась от меня газетой, как бы не желая слушать. — (18) По-моему, медицинские пункты, школы, библиотечки, аптечки при существующих условиях служат только порабощению. (19) Народ опутан цепью великой, и вы не рубите этой цепи, а лишь прибавляете новые звенья — вот вам моё убеждение.

    (20) Она подняла на меня глаза и насмешливо улыбнулась, а я продолжал, стараясь уловить свою главную мысль:

    Не то важно, что Анна умерла от родов, а то, что все эти Анны, Мавры, Пелагеи с раннего утра до потёмок гнут спины, болеют от непосильного труда, всю жизнь дрожат за голодных и больных детей, всю жизнь боятся смерти и болезней, всю жизнь лечатся, рано блёкнут, рано старятся и умирают в грязи и в вони; их дети, подрастая, начинают ту же музыку, и так проходят сотни лет, и миллиарды людей живут хуже животных — только ради куска хлеба, испытывая постоянный страх. (21) Весь ужас их положения в том, что им некогда о душе подумать, некогда вспомнить о своём образе и подобии; голод, холод, животный страх, масса труда, точно снеговые обвалы, загородили им все пути к духовной деятельности, именно к тому самому, что отличает человека от животного и составляет единственное, ради чего стоит жить.

    (22) Вы приходите к ним на помощь с больницами и школами, но этим не освобождаете их от пут, а, напротив, ещё больше порабощаете, так как, внося в их жизнь новые предрассудки, вы увеличиваете число их потребностей, не говоря уже о том, что за книжки они должны платить земству и, значит, сильнее гнуть спину.

    — (23) Я спорить с вами не стану, — сказала Лида, опуская газету. — (24) Я уже это слышала. (25) Скажу вам только одно: нельзя сидеть сложа руки. (26) Правда, мы не спасаем человечества и, быть может, во многом ошибаемся, но мы делаем то, что можем, и мы правы. (27) Самая высокая и святая задача культурного человека — это служить ближним, и мы пытаемся служить, как умеем. (28) Вам не нравится, но ведь на всех не угодишь.

    — (29) Правда, Лида, правда, — сказала мать.

    (30) В присутствии Лиды она всегда робела и, разговаривая, тревожно поглядывала на неё, боясь сказать что-нибудь лишнее или неуместное; и никогда она не противоречила ей, а всегда соглашалась: «Правда, Лида, правда».

    — (31) Мужицкая грамотность, книжки с жалкими наставлениями и прибаутками и медицинские пункты не могут уменьшить ни невежества, ни смертности так же, как свет из ваших окон не может осветить этого громадного сада, — сказал я. — (32) Вы не даёте ничего, вы своим вмешательством в жизнь этих людей создаёте лишь новые потребности, новый повод к труду.

    — (33) Ах, боже мой, но ведь нужно же делать что-нибудь! — сказала Лида с досадой, и по её тону было заметно, что мои рассуждения она считает ничтожными и презирает их.

    (По А. П. Чехову)

01.04.2021 10:33:50
Автор: Валерия Антонова

   В чём заключается главная задача культурного человека? Этот вопрос находится в центре внимания Чехова в предложенном для анализа тексте.
    Размышляя над проблемой, автор ведет повествование от лица рассказчика. Он спорит с Лидой о постройке медицинского пункта в Малозёмове. Рассказчик считает, что «медицинские пункты, школы, библиотечки, аптечки при существующих условиях служат только порабощению» и что на жизнь людей влияет условия жизни, потому что они «с раннего утра до потёмок гнут спины, болеют от непосильного труда, всю жизнь дрожат за голодных и больных детей, всю жизнь боятся смерти и болезней, всю жизнь лечатся, рано блёкнут, рано старятся и умирают в грязи и в вони». Этот пример показывает, как люди были лишены свободы и возможности выбора своего жизненного пути.
    Далее Лида приводит частный случай из жизни: умерла при родах Анна, потому что не было больницы вблизи. Теперь Лида старается что-то предпринять, чтобы подобных случаев не было, поэтому она хочет открыть медицинский пункт в Малозёмове. Она обеспокоена и считает, что «нельзя сидеть сложа руки». Этим примером писатель доносит до читателя мысль о том, что есть люди, которые неравнодушны к проблемам людей и они стараются улучшить жизнь.
    Приведенные примеры противопоставлены друг другу. Они дают понять, что некоторые люди считают важным заботу об окружающих, а другие предпочитают бездействовать и оставаться в стороне.
     Авторская позиция мне понятна: Главная задача культурного человека заключается в деятельном служении ближним.
     Я согласна с позицией автора и тоже считаю, что культурные люди стремятся делать добро окружающим и защищать их права. В подтверждение этих слов вспоминаю произведение Д.С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном», в котором автор в последнем письме говорит о доброте и совершении добрых поступков ближним. Именно такие люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго.
    Прочитав текст, я сделала вывод о том, что для культурного человека важно благополучие окружающих его людей.
Количество слов - 301

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте, Валерия!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 6 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Рекомендация: цитаты сокращайте.
Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.
Стоит "развести" примеры: показать, КАК ИМЕННО происходит противопоставление, что делает каждый из примеров.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

Авторская позиция мне понятна
В художественном тексте всегда ПА неявная- приходится её вычленять.

Рассказы Чехова- примеры особенно сложно выделяемой ПА.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Ошибки: повторы

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

Ошибки:

Авторская позиция мне понятна: Главная задача культурного человека заключается в деятельном служении ближним
с маленькой буквы: ПП в составе БСП

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки:

...есть люди, которые неравнодушны к проблемам людей и они стараются улучшить жизнь.
Придаточная часть обособляется

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Ошибки:

поступков ближним
поступков ДЛЯ кого?

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Размышляя над проблемой, автор ведет повествование от лица рассказчика. Он спорит с Лидой о постройке медицинского пункта в Малозёмове.
Он - кто ? Рассказчик или автор?
Неверное употребление личного местоимения.

Рассказчик считает, что «медицинские пункты, школы, библиотечки, аптечки при существующих условиях служат только порабощению» и что на жизнь людей влияет условия жизни, потому что они «с раннего утра до потёмок гнут спины, болеют от непосильного труда, всю жизнь дрожат за голодных и больных детей, всю жизнь боятся смерти и болезней, всю жизнь лечатся, рано блёкнут, рано старятся и умирают в грязи и в вони». Этот пример показывает, как люди были лишены свободы и возможности выбора своего жизненного пути.
    Далее Лида приводит частный случай из жизни: умерла при родах Анна, потому что не было больницы вблизи. Теперь Лида старается что-то предпринять, чтобы подобных случаев не было, поэтому она хочет открыть медицинский пункт в Малозёмове.
повторы
выбора своего жизненного пути
А можно выбрать ЧУЖОЙ жизненный путь?
Лишнее слово

Далее Лида приводит частный случай из жизни: умерла при родах Анна, потому что не было больницы вблизи. Теперь Лида старается что-то предпринять, чтобы подобных случаев не было, поэтому она хочет открыть медицинский пункт в Малозёмове. Она обеспокоена и считает, что «нельзя сидеть сложа руки».
Повтор слов ЛИДА, ОНА

культурные люди стремятся делать добро окружающим и защищать их права. В подтверждение этих слов вспоминаю произведение Д.С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном», в котором автор в последнем письме говорит о доброте и совершении добрых поступков ближним.
Тавтология

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Примечание:

...автор ведет повествование от лица рассказчика
Эту фразу лучше убрать. Если  Вы прочитаете рассказ в полном варианте, то увидите, что позиция автора более сложная. Чехов ни на чьей стороне. Автор ведёт повествование, но не от лица рассказчика.

Общие рекомендации: следует усилить работу над речью.


 Успеха на ЕГЭ!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 6
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 19

Возврат к списку