Запомни!
Проблема сохранения человечности во время войны
-
Текст: В.Богомолов. День выдался отменный...
День выдался отменный. Солнце сияло и грело, но не пекло нещадно, как всю последнюю неделю. От земли, от высокой сочной луговой травы поднимался свежий и крепкий аромат медвяных цветов и росы; в тишине мерно и весело, с завидной слаженностью трещали кузнечики.
Голубые, с перламутровым отливом стрекозы висели над самым зеркалом воды и над берегом; я было попытался поймать одну, чтобы рассмотреть хорошенько, но не сумел.
С удовольствием вдыхая чудесный душистый воздух, я медленно шел вдоль берега, глядел и радовался всему вокруг.
Как может перемениться жизнь человека! Просто даже не верилось, что еще недавно я, изнемогая от жары, напряжения и жажды, сидел в пулеметном окопчике на высоте 114 (я стрелял лучше других и в бою, когда мог, всегда брался за пулемет) и короткими отрывистыми очередями косил рослых, как на подбор, немцев из танковой гренадерской дивизии СС "Фельдхернхалле", перебегавших и упрямо ползших вверх по склону.
Как-то не верилось, что совсем недавно, когда кончились патроны, не осталось гранат и десятка три немцев ворвались на высоту в наши траншеи, я, ошалев от удара прикладом по каске и озверев, дрался врукопашную запасным стволом от пулемета; выбиваясь из сил и задыхаясь, катался по земле с дюжим эсэсовцем, старавшимся - и довольно успешно - меня задушить, а затем, когда его прикончили, зарубил немца-огнеметчика чьей-то саперной лопаткой.
Все это было позавчера, но оттого, что я сутки спал и только проснулся, оттого, что это были самые сильные впечатления последних дней, мне казалось, что бой происходил всего несколько часов тому назад.
Я не удержался, раскрыл на ходу томик и начал было вполголоса читать, однако тут же решил покончить сперва со всем малоприятным, но неизбежным. На небольшом песчаном пляжике я скинул сапоги, быстро разделся и дважды старательно выстирал грязные, пропитанные потом, пылью, ружейным маслом и чьей-то кровью гимнастерку и шаровары, ставшие буквально черными портянки и пилотку. Затем, крепко отжав, развесил все сушиться на ветках орешника, спустился в воду и, простирнув самодельные плавки, начал мыться сам. Я намылился и со сладостным ожесточением принялся скрести ногтями голову и долго скоблил и тер все тело песком, пока кожа не покраснела и не покрылась кое-где царапинками. Последний раз я мылся по-настоящему недели три назад, и вода около меня, как и при стирке, сразу сделалась мутновато-темной.
Потом я плавал и, ныряя с открытыми глазами, гонялся в прозрачной воде за стайками мальков и доставал со светлого песчаного дна раковины и камешки; самые из них интересные и красивые я отобрал, решив, пока мы будем здесь находиться, составить небольшую коллекцию. Дома, в Подмосковье, у меня хранился в сенцах целый сундук всяких необычных камешков и раковин - собирать их я пристрастился еще в раннем детстве.
Немного погодя я вышел на берег, ощущая бодрость и приятную легкость во всем теле и чувствуя себя точно обновленным. Перевернув на ветках орешника быстро сохнувшие гимнастерку и шаровары, я со спокойной душой взял наконец книжку.
Я любил и при каждой возможности читал стихи, но Есенина открыл для себя недавно, когда в начале наступления, в развалинах на окраине Могилева, нашел этот однотомник; стихи поразили и очаровали меня.
На передовой я не раз урывками, с жадностью и восторгом читал этот сборничек, то и дело находя в нем подтверждение своим мыслям и желаниям; многие четверостишия я знал уже наизусть и декламировал их (чаще всего про себя) к месту и не к месту. Но отдаться стихам Есенина безраздельно, в покойной обстановке мне еще не доводилось.
Я начал читать, то заглядывая в книжку, то по памяти; начал с ранних, юношеских стихотворений:
...Ах, поля мои, борозды милые,
Хороши вы в печали своей!
Я люблю эти хижины хилые
С поджиданьем седых матерей.
...Ой ты, Русь, моя родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.
Светлая речка в берегах, поросших ивняком, скошенный луг со стожками зеленого сена и молодыми березками на той стороне, золотистые ржи, уходящие к самому горизонту, и даже небо, светло-синее, с перистыми, прозрачно-невесомыми облаками - все до боли напоминало исконную срединную Россию и больше того - подмосковную деревушку, где родилась моя мать и где прошло в основном мое детство. И потому все вокруг было удивительно- созвучно стихам Есенина, его восторженной любви к родному краю, к раздолью полей и лугов, к русской природе и человеку.
(По В. О. Богомолову*)
*Владимир Осипович Богомолов (1924 – 2003) – русский советский писатель.
Размышляя над проблемой, автор приводит описание боя, во время которого главному герою пришлось врукопашную драться с немцем, убить огнемётчика саперной лопаткой. Этим примером В.О.Богомолов показывает, на какие зверства война вынуждает пойти людей.
Далее автор рассказывает о времени после страшного сражения. Главный герой, после того как постирал вещи и поплавал в реке, начал читать стихи Есенина, вспоминать о детстве и о деревне, где родилась его мать и где он рос. Светлые чувства, вызванные лирическими произведениями, резко контрастировали с жестокостью и беспощадностью войны. В.О.Богомолов неслучайно обращает на это внимание, убеждая читателя в том, что стихи действительно помогли главному герою сохранить человечность, способность ощущать любовь к природе и людям.
Примеры, противопоставленные друг другу, показывают, что чтение литературных произведений может пробудить в человеке светлые и приятные эмоции, которые не позволят ему стать бессердечным из-за пережитых во время войны ужасов.
Автор подводит читателя к мысли о том, что сохранить человеческое начало во время военных действий можно благодаря соприкосновению с прекрасным.
Я согласна с позицией автора. Действительно, во время Великой Отечественной войны в перерывах между военными действиями солдаты нередко слушали песни, читали стихи и прозу.
Подводя итог, я хочу еще раз подчеркнуть: во время войны люди могут сохранить в себе человека и не «зачерстветь» душой благодаря искусству, которое пробуждает светлые чувства к людям, родному краю и природе.
Здравствуйте!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована некорректно. Это вопрос - ловушка, ответить на него крайне сложно. Мы в позиции автора должны дать четкий ответ. Вопрос, сформулированный Вами, несколько уводит от текста. Можно, например, сказать, что для сохранения человечности, можно по-доброму относиться к пленным. Чувствуете, как сложно "попасть" в текст. Предлагаю перестроить формулировку:
Может ли поэзия помочь солдатам сохранить человечность?
Этот вопрос удобен для последующего рассуждения.
K2 - Комментарий + 6 баллов.
Пример 1 указан, пояснен. Пояснение чересчур короткое.
Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл.
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов.
Отношение к позиции автора содержит согласие, но нет тезиса. Хотя обоснование присутствует, без тезиса зачесть К4 невозможно.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.
K6 - Точность и выразительность речи + 2 балла.
Из-за потери балла по К10 снят балл по К6.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла.
K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.
Ошибки:
Размышляя над проблемой, автор приводит описание боя, во время которого главному герою пришлось врукопашную драться с немцем, убить огнемётчика саперной лопаткой. |
Подводя итог, я хочу еще раз подчеркнуть: во время войны люди могут сохранить в себе человека и не «зачерстветь» душой благодаря искусству, которое пробуждает светлые чувства к людям, родному краю и природе. |
Я согласна с позицией автора. Действительно, во время Великой Отечественной войны в перерывах между военными действиями солдаты нередко слушали песни, читали стихи и прозу. Подводя итог, я хочу еще раз подчеркнуть: во время войны люди могут сохранить в себе человека и не «зачерстветь» душой благодаря искусству, которое пробуждает светлые чувства к людям, родному краю и природе. |
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Общие рекомендации: следует усилить работу над формулировкой проблемного вопроса, обоснованием собственной позиции, тщательной самопроверкой сочинения. Удачи!