Запомни!

  Ь на конце наречий и частиц:
  • лишь
  • бишь
  • вишь
  • ишь
  • навзничь
  • настежь
  • напрочь
  • прочь
  • сплошь
  • наотмашь
  • вскачь
  • невмочь
  • точь-в-точь


На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Какая главная задача культурного человека?

  • Текст: А. Чехов. Дом с мезонином (отрывок)

    — (1) В Малозёмове гостит князь, тебе кланяется, — говорила Лида матери, вернувшись откуда-то и снимая перчатки. — (2) Рассказывал много интересного... (3) Обещал опять поднять в губернском собрании вопрос о медицинском пункте в Малозёмове, но, говорит, мало надежды. — (4) И, обратясь ко мне, она сказала:

    — Извините, я всё забываю, что для вас это не может быть интересно.

    (5) Я почувствовал раздражение.

    — (6) Почему же не интересно? — спросил я и пожал плечами. — (7) Вам не угодно знать моё мнение, но уверяю вас, этот вопрос меня живо интересует.

    — (8) Да?

    — (9) Да. (10) По моему мнению, медицинский пункт в Малозёмове вовсе не нужен.

    (11) Моё раздражение передалось и ей; она посмотрела на меня, прищурив глаза, и спросила:

    — Что же нужно? (12) Пейзажи?

    — (13) И пейзажи не нужны. (14) Ничего там не нужно.

    (15) Она кончила снимать перчатки и развернула газету, которую только что привезли с почты; через минуту она сказала тихо, очевидно сдерживая себя:

    — На прошлой неделе умерла от родов Анна, а если бы поблизости был медицинский пункт, то она осталась бы жива. (16) И господа пейзажисты, мне кажется, должны бы иметь какие-нибудь убеждения на этот счёт.

    — (17) Я имею на этот счёт очень определённое убеждение, уверяю вас, — ответил я, а она закрылась от меня газетой, как бы не желая слушать. — (18) По-моему, медицинские пункты, школы, библиотечки, аптечки при существующих условиях служат только порабощению. (19) Народ опутан цепью великой, и вы не рубите этой цепи, а лишь прибавляете новые звенья — вот вам моё убеждение.

    (20) Она подняла на меня глаза и насмешливо улыбнулась, а я продолжал, стараясь уловить свою главную мысль:

    Не то важно, что Анна умерла от родов, а то, что все эти Анны, Мавры, Пелагеи с раннего утра до потёмок гнут спины, болеют от непосильного труда, всю жизнь дрожат за голодных и больных детей, всю жизнь боятся смерти и болезней, всю жизнь лечатся, рано блёкнут, рано старятся и умирают в грязи и в вони; их дети, подрастая, начинают ту же музыку, и так проходят сотни лет, и миллиарды людей живут хуже животных — только ради куска хлеба, испытывая постоянный страх. (21) Весь ужас их положения в том, что им некогда о душе подумать, некогда вспомнить о своём образе и подобии; голод, холод, животный страх, масса труда, точно снеговые обвалы, загородили им все пути к духовной деятельности, именно к тому самому, что отличает человека от животного и составляет единственное, ради чего стоит жить.

    (22) Вы приходите к ним на помощь с больницами и школами, но этим не освобождаете их от пут, а, напротив, ещё больше порабощаете, так как, внося в их жизнь новые предрассудки, вы увеличиваете число их потребностей, не говоря уже о том, что за книжки они должны платить земству и, значит, сильнее гнуть спину.

    — (23) Я спорить с вами не стану, — сказала Лида, опуская газету. — (24) Я уже это слышала. (25) Скажу вам только одно: нельзя сидеть сложа руки. (26) Правда, мы не спасаем человечества и, быть может, во многом ошибаемся, но мы делаем то, что можем, и мы правы. (27) Самая высокая и святая задача культурного человека — это служить ближним, и мы пытаемся служить, как умеем. (28) Вам не нравится, но ведь на всех не угодишь.

    — (29) Правда, Лида, правда, — сказала мать.

    (30) В присутствии Лиды она всегда робела и, разговаривая, тревожно поглядывала на неё, боясь сказать что-нибудь лишнее или неуместное; и никогда она не противоречила ей, а всегда соглашалась: «Правда, Лида, правда».

    — (31) Мужицкая грамотность, книжки с жалкими наставлениями и прибаутками и медицинские пункты не могут уменьшить ни невежества, ни смертности так же, как свет из ваших окон не может осветить этого громадного сада, — сказал я. — (32) Вы не даёте ничего, вы своим вмешательством в жизнь этих людей создаёте лишь новые потребности, новый повод к труду.

    — (33) Ах, боже мой, но ведь нужно же делать что-нибудь! — сказала Лида с досадой, и по её тону было заметно, что мои рассуждения она считает ничтожными и презирает их.

    (По А. П. Чехову)

31.03.2021 23:12:13
Автор: Максим Каньшин

Какая главная задача культурного человека? Этот вопрос раскрывается в предложенном для анализа тексте  А. П. Чехова.
Рассуждая над проблемой, автор показывает разговор между рассказчиком и Лидой. Князь считает, что "медицинский пункт в Малозёмове вовсе не нужен.". Ему кажется, что люди: "болеют от непосильного труда, всю жизнь дрожат за голодных и больных детей, всю жизнь боятся смерти и болезней, всю жизнь лечатся, рано блёкнут, рано старятся и умирают в грязи и в вони" и постройка медицинского пункта это не изменит. На этом примере Чехов показывает отношение человека из высших слоев общества к простым людям. Его не волнует их судьба.
Далее автор показывает нам позицию Лиды. По ее мнению, "Самая высокая и святая задача культурного человека — это служить ближним, и мы пытаемся служить, как умеем." Она считает, что важно помогать людям, а не оставаться в стороне. Этот пример свидетельствует о том, что нельзя оставаться безразличным.
Оба примера, противопоставляя друг друга, помогает понять, что важно не оставаться в стороне, а стремиться помочь, как умеем.
Позиция автора ясна, он считает что, культурный человек обязан жить на благо ближним.
Я согласен с мнением автора и считаю, что нельзя оставаться в стороне, если люди перестанут помогать друг другу, то всем будет от этого лучше.
Примером культурного человека, может являться доктор Пирогов из рассказа А. И. Куприна "Чудесный доктор". Он безвозмездно помог бедной семье, не потребовав ни копейки от них.
Таким образом, задачей культурного человека является бескорыстная помощь окружающим, в меру своих возможностей.
Количество слов - 238

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Максим!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 2 балла

Комментарий говорит о том, что Вы очень поверхностно проанализировали текст.

Пример 1 (мнение рассказчика о помощи бедным людям) в сочинении указан, пояснен, но сделана серьёзная фактическая ошибка в интерпретации героя, поэтому пример не может быть засчитан.

На этом примере Чехов показывает отношение человека из высших слоев общества к простым людям. Его не волнует их судьба.
Пример 2 (мнение Лиды)  указан, пояснен.
Взаимосвязь между примерами и анализ не оцениваются.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

 K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов

Ошибки:

Рассуждая над проблемой, автор показывает разговор между рассказчиком и Лидой. Князь считает, что "медицинский пункт в Малозёмове вовсе не нужен.".
Из предыдущего контекста непонятно, кто такой князь (логическая ошибка).
Я согласен с мнением автора и считаю, что нельзя оставаться в стороне, если люди перестанут помогать друг другу, то всем будет от этого лучше.
Вы сами себе противоречите: сначала идёт утверждение "нельзя оставаться в стороне", а дальше  следует противоположная мысль: если люди перестанут помогать друг другу, то всем будет от этого лучше. Получается, что людям помогать не нужно?

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Ошибки:

Этот пример свидетельствует о том, что нельзя оставаться безразличным.
Смысловая неполнота (оставаться безразличным к кому? к чему?)

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла

Ошибки:

По ее мнению, "Самая высокая и святая задача культурного человека — это служить ближним, и мы пытаемся служить, как умеем."
Заглавная буква вместо строчной.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов

Ошибки:

Рассуждая над проблемой, автор показывает разговор между рассказчиком и Лидой. Князь считает, что "медицинский пункт в Малозёмове вовсе не нужен.".
Зачем две точки? Одна точка должна стоять после кавычек.
Ему кажется, что люди: "болеют от непосильного труда, всю жизнь дрожат за голодных и больных детей, всю жизнь боятся смерти и болезней, всю жизнь лечатся, рано блёкнут, рано старятся и умирают в грязи и в вони" и постройка медицинского пункта это не изменит.
Тире не нужно (грамматическая основа "люди (что делают?) болеют).
Позиция автора ясна, он считает что, культурный человек обязан жить на благо ближним.
Нужно было поставить либо точку, либо двоеточие.
Примером культурного человека, может являться доктор Пирогов из рассказа А. И. Куприна "Чудесный доктор".
Лишняя запятая.
Таким образом, задачей культурного человека является бескорыстная помощь окружающим, в меру своих возможностей.
Лишняя запятая.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл

Ошибки:

Оба примера, противопоставляя друг друга, помогает понять, что важно не оставаться в стороне, а стремиться помочь, как умеем.
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым (оба примера (что делаЮТ?) помогаЮТ.

Использование личной формы глагола в контексте безличной конструкции (важно оставаться.... а стремиться помочь...).

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл

Ошибки:

Позиция автора ясна, он считает что, культурный человек обязан жить на благо ближним.
Я согласен с мнением автора и считаю, что нельзя оставаться в стороне, если люди перестанут помогать друг другу, то всем будет от этого лучше.
Примером культурного человека, может являться доктор Пирогов из рассказа А. И. Куприна "Чудесный доктор". Он безвозмездно помог бедной семье, не потребовав ни копейки от них.
Таким образом, задачей культурного человека является бескорыстная помощь окружающим, в меру своих возможностей.
Повторы.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием, речевым оформлением, пунктуацией. Желаю удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 0
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 12

Возврат к списку