Запомни!
главная задача культурного человека
-
Текст: А. Чехов. Дом с мезонином (отрывок)
— (1) В Малозёмове гостит князь, тебе кланяется, — говорила Лида матери, вернувшись откуда-то и снимая перчатки. — (2) Рассказывал много интересного... (3) Обещал опять поднять в губернском собрании вопрос о медицинском пункте в Малозёмове, но, говорит, мало надежды. — (4) И, обратясь ко мне, она сказала:
— Извините, я всё забываю, что для вас это не может быть интересно.
(5) Я почувствовал раздражение.
— (6) Почему же не интересно? — спросил я и пожал плечами. — (7) Вам не угодно знать моё мнение, но уверяю вас, этот вопрос меня живо интересует.
— (8) Да?
— (9) Да. (10) По моему мнению, медицинский пункт в Малозёмове вовсе не нужен.
(11) Моё раздражение передалось и ей; она посмотрела на меня, прищурив глаза, и спросила:
— Что же нужно? (12) Пейзажи?
— (13) И пейзажи не нужны. (14) Ничего там не нужно.
(15) Она кончила снимать перчатки и развернула газету, которую только что привезли с почты; через минуту она сказала тихо, очевидно сдерживая себя:
— На прошлой неделе умерла от родов Анна, а если бы поблизости был медицинский пункт, то она осталась бы жива. (16) И господа пейзажисты, мне кажется, должны бы иметь какие-нибудь убеждения на этот счёт.
— (17) Я имею на этот счёт очень определённое убеждение, уверяю вас, — ответил я, а она закрылась от меня газетой, как бы не желая слушать. — (18) По-моему, медицинские пункты, школы, библиотечки, аптечки при существующих условиях служат только порабощению. (19) Народ опутан цепью великой, и вы не рубите этой цепи, а лишь прибавляете новые звенья — вот вам моё убеждение.
(20) Она подняла на меня глаза и насмешливо улыбнулась, а я продолжал, стараясь уловить свою главную мысль:
Не то важно, что Анна умерла от родов, а то, что все эти Анны, Мавры, Пелагеи с раннего утра до потёмок гнут спины, болеют от непосильного труда, всю жизнь дрожат за голодных и больных детей, всю жизнь боятся смерти и болезней, всю жизнь лечатся, рано блёкнут, рано старятся и умирают в грязи и в вони; их дети, подрастая, начинают ту же музыку, и так проходят сотни лет, и миллиарды людей живут хуже животных — только ради куска хлеба, испытывая постоянный страх. (21) Весь ужас их положения в том, что им некогда о душе подумать, некогда вспомнить о своём образе и подобии; голод, холод, животный страх, масса труда, точно снеговые обвалы, загородили им все пути к духовной деятельности, именно к тому самому, что отличает человека от животного и составляет единственное, ради чего стоит жить.
(22) Вы приходите к ним на помощь с больницами и школами, но этим не освобождаете их от пут, а, напротив, ещё больше порабощаете, так как, внося в их жизнь новые предрассудки, вы увеличиваете число их потребностей, не говоря уже о том, что за книжки они должны платить земству и, значит, сильнее гнуть спину.
— (23) Я спорить с вами не стану, — сказала Лида, опуская газету. — (24) Я уже это слышала. (25) Скажу вам только одно: нельзя сидеть сложа руки. (26) Правда, мы не спасаем человечества и, быть может, во многом ошибаемся, но мы делаем то, что можем, и мы правы. (27) Самая высокая и святая задача культурного человека — это служить ближним, и мы пытаемся служить, как умеем. (28) Вам не нравится, но ведь на всех не угодишь.
— (29) Правда, Лида, правда, — сказала мать.
(30) В присутствии Лиды она всегда робела и, разговаривая, тревожно поглядывала на неё, боясь сказать что-нибудь лишнее или неуместное; и никогда она не противоречила ей, а всегда соглашалась: «Правда, Лида, правда».
— (31) Мужицкая грамотность, книжки с жалкими наставлениями и прибаутками и медицинские пункты не могут уменьшить ни невежества, ни смертности так же, как свет из ваших окон не может осветить этого громадного сада, — сказал я. — (32) Вы не даёте ничего, вы своим вмешательством в жизнь этих людей создаёте лишь новые потребности, новый повод к труду.
— (33) Ах, боже мой, но ведь нужно же делать что-нибудь! — сказала Лида с досадой, и по её тону было заметно, что мои рассуждения она считает ничтожными и презирает их.
(По А. П. Чехову)
Рассуждая о проблеме, рассказчик говорит читателю о словах Лиды, которая считает, что главные задачи культурного человека это «служить ближним» и «делать то, что можем». Она обращает наше внимание на то, что нужно стараться ради других, а не только ради себя. На этом примере читатель видит, что нужно заботиться о людях и помогать им в их проблемах.
Далее рассказчик приводит свою точку зрения. «Медицинские пункты, школы, библиотечки, аптечки при существующих условиях служит только порабощению», говорит А.П.Чехов. Он считает что, создавая для общества ещё больше услуг, мы увеличиваем их потребности. На этом примере читатель видит, что вмешиваясь в чужую жизнь, мы загораживаем другим путь к духовной деятельности.
Примеры, противопоставляя друг друга, показывают разные отношения двух людей к тому, каким должен быть культурный человек.
Позиция автора показана в словах Лиды. Она считает, что задачей культурного человека заключается в служение ближним.
Я согласна с мнением Лиды и тоже думаю, что люди должны стремиться помогать близким и это их главная цель. Так, например, сейчас создают очень много фондов для людей больных онкологией. Волонтёры обладают истинными нравственными ценностями, благодаря которым помогают другим. Я считаю, что каждый должен стремиться к тому, чтобы помогать бескорыстно тем, кому это нужно.
Прочитав текст А.П.Чехова скажу, что важной задачей культурного человека является совершения добрых поступков.
Здравствуйте, Алина!
При чтении вашего сочинения у меня сложилось впечатление, что работа написана с опорой на другие сочинения из интернета.
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 5 баллов
Пример 1 (мысли Лиды о необходимости помогать людям) в сочинении указан, пояснен.
Пример 2 (точка зрения рассказчика) указан, пояснен.
Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована, но недостаточно глубоко.
Советую писать комментарий более глубокий и убедительный. Сейчас комментирование проблемы нельзя назвать глубоким.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл
Ошибки:
Далее рассказчик приводит свою точку зрения. |
Неоднократно в сочинении Вы путаете понятия "рассказчик" и "автор".
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл
Ошибки: балл снижен, так как снят балл по К10 (максимальный балл по К6 выставляется только в том случе, если К10 - 2 балла).
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла
Ошибки:
Позиция автора показана в словах Лиды. Она считает, что задачей культурного человека заключается в служение ближним. |
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл
Ошибки:
Рассуждая о проблеме, рассказчик говорит читателю о словах Лиды, которая считает, что главные задачи культурного человека это «служить ближним» и «делать то, что можем». |
«Медицинские пункты, школы, библиотечки, аптечки при существующих условиях служит только порабощению», ЗПТ говорит А.П.Чехов. |
Прочитав текст А.П.Чехова ЗПТ скажу, что важной задачей культурного человека является совершения добрых поступков. |
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов
Ошибки:
Позиция автора показана в словах Лиды. Она считает, что задачей культурного человека заключается в служение ближним. |
Либо нужно было перестроить предложение и заменить слово "заключается": Она считает, что задачей культурного человека является служение ближним. В этом случает грамматическая основа - в придаточной части (служение является задачей).
Рассуждая о проблеме, рассказчик говорит читателю о словах Лиды, которая считает, что главные задачи культурного человека это «служить ближним» и «делать то, что можем». |
«Медицинские пункты, школы, библиотечки, аптечки при существующих условиях служит только порабощению», говорит А.П.Чехов. |
Примеры, противопоставляя друг друга, показывают разные отношения двух людей к тому, каким должен быть культурный человек. |
Прочитав текст А.П.Чехова скажу, что важной задачей культурного человека является совершения добрых поступков. |
Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм (прочитав - деепричастие сов. вида, скажу - глагол настоящего времени нес вида).
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов
Ошибки:
Она обращает наше внимание на то, что нужно стараться ради других, а не только ради себя. На этом примере читатель видит, что нужно заботиться о людях и помогать им в их проблемах. |
Далее рассказчик приводит свою точку зрения. «Медицинские пункты, школы, библиотечки, аптечки при существующих условиях служит только порабощению», говорит А.П.Чехов.Он считает что, создавая для общества ещё больше услуг, мы увеличиваем их потребности. |
На этом примере читатель видит, что вмешиваясь в чужую жизнь, мы загораживаем другим путь к духовной деятельности. |
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Ошибки:
Рассуждая о проблеме, рассказчик говорит читателю о словах Лиды, которая считает, что главные задачи культурного человека это «служить ближним» и «делать то, что можем». |
Общие рекомендации: следует усилить работу над содержанием сочинения, речевым оформлением, грамматикой, пунктуацией. Рекомендую посмотреть бесплатный вебинар по данному тексту, который проводила Н.К. Яги нцева.
Старайтесь не пользоваться чужими сочинениями, потому что это не научит вас самостоятельно писать и никак не поможет на экзамене. Желаю удачи!