Запомни!
- лишь
- бишь
- вишь
- ишь
- навзничь
- настежь
- напрочь
- прочь
- сплошь
- наотмашь
- вскачь
- невмочь
- точь-в-точь
Нужно ли верить в доброе начало человека?
-
Текст: А. Чехов. Рассказ старшего садовника (отрывок)
(1) Что же касается меня, господа, то я всегда с восторгом встречаю оправдательные приговоры, — сказал Михаил Карлович, садовник графа N. — (2) Я не боюсь за нравственность и за справедливость, когда говорят «невиновен», а, напротив, чувствую удовольствие. (3) Даже когда моя совесть говорит мне, что, оправдав преступника, присяжные сделали ошибку, то и тогда я торжествую. (4) Судите сами, господа: если судьи и присяжные более верят человеку, чем уликам, вещественным доказательствам и речам, то разве эта вера в человека сама по себе не выше всяких житейских соображений?
(5) Мысль хорошая, — сказал я.
(6) Но это не новая мысль. (7) Помнится, когда-то очень давно я слышал даже легендуна эту тему, — сказал садовник и улыбнулся. — (8) Мне рассказывала её моя покойная бабушка.
(9) Мы попросили его рассказать эту легенду.
(10) В одном маленьком городке, — начал он, — поселился пожилой, одинокий и некрасивый господин по фамилии Томсон или Вильсон, — ну это всё равно. (11) Дело не в фамилии. (12) Профессия у него была благородная: он лечил людей. (13) Жители города были очень рады, что Бог наконец послал им человека, умеющего лечить болезни, и гордились, что в их городе живёт такой замечательный человек. (14) «Он знает всё», — говорили про него.
(15) Но этого было недостаточно. (16) Надо было ещё говорить: «Он любит всех!» (17) В груди этого учёного человека билось чудное, ангельское сердце. (18) Ведь жители города были для него чужие, не родные, но он любил их, как детей, и не жалел для них своей жизни. (19) У него самого была чахотка, он кашлял, но, когда его звали к больному, забывал про свою болезнь, не щадил себя и, задыхаясь, взбирался на горы, как бы высоки они ни были. (20) Он пренебрегал зноем и холодом, презирал голод и жажду. (21) Денег он не брал, и, странное дело, когда умирал пациент, то доктор шёл вместе с родственниками за гробом и плакал.
(22) Признательность жителей не имела границ. (23) В городке и его окрестностях не было человека, который позволил бы себе не только сделать ему что-нибудь неприятное, но даже подумать об этом.
(24) И вот этот человек, который, казалось, своею святостью оградил себя от всего злого, доброжелателями которого считались даже разбойники и бешеные, однажды был найден в овраге убитым. (25) Можете же представить себе теперь ту скорбь, какая овладела жителями города и окрестностей. (26) Все в отчаянии, не веря своим глазам, спрашивали себя: кто мог убить этого человека? (27) Судьи, которые проводили следствие, сказали так: «Здесь мы имеем все признаки убийства, НО так как нет на свете такого человека, который мог бы убить нашего доктора, то, очевидно, убийства тут нет и совокупность признаков является только простою случайностью. (28) Нужно предположить, что доктор в потёмках сам упал в овраг и ушибся до смерти».
(29) Но вдруг, можете себе представить, случай наводит на убийцу. (30) Увидели, как один шалопай, уже много раз судимый, пропивал в кабаке табакерку и часы, принадлежавшие доктору. (31) Когда стали его уличать, он смутился и сказал какую-то очевидную ложь. (32) Сделали у него обыск и нашли рубаху с окровавленными рукавами и докторский ланцет в золотой оправе. (33) Каких же ещё нужно улик? (34) Злодея посадили в тюрьму. (35) Жители возмущались и в то же время говорили: Невероятно! (36) Не может быть! (37) Смотрите, как бы не вышло ошибки; ведь случается, что улики говорят неправду! (38) На суде убийца упорно отрицал свою вину. (39) Всё говорило против него, и убедиться в его виновности было так же нетрудно, как в том, что земля чёрная, но судьи точно с ума сошли: они по десяти раз взвешивали каждую улику, недоверчиво посматривали на свидетелей, краснели, пили воду...
(40) Обвиняемый! — наконец обратился главный судья к убийце. — (41) Суд признал тебя виновным в убийстве доктора такого-то и приговорил тебя к...
(42) Главный судья хотел сказать: «к смертной казни», но выронил из рук бумагу, на которой был написан приговор, вытер холодный пот и закричал:
Нет! (43) Если я неправильно сужу, то пусть меня накажет Бог, но, клянусь, подсудимый не виноват! (44) Я не допускаю мысли, что мог найтись такой человек, который осмелился бы убить нашего доктора! (45) Человек не способен пасть так низко!
(46) Да, нет такого человека, — согласились прочие судьи.
(47) Нет! — откликнулась толпа. — (48) Отпустите его!
(49) Убийцу отпустили на все четыре стороны, и ни одна душа не упрекнула судей в несправедливости.
(50) Пусть оправдательный приговор принесёт жителям городка вред, но зато, посудите, какое благотворное влияние имела на них эта вера в человека, вера, которая ведь не остаётся мёртвой: она воспитывает в нас великодушные чувства и всегда побуждает любить и уважать каждого человека. (51) Каждого!
(По А. П. Чехову)
Чтобы привлечь внимание читателей к проблеме, автор отмечает, что вера в человека «выше всяких житейский соображений». Эту мысль доказывает история врача, в груди которого «билось чудное, ангельское сердце». Он любил жителей города, «не жалел для них своей жизни», но денег не брал. Этот пример показывает, что есть люди, которые нравственными качествами очаровывают других людей, позволяют им верить в благородность и доброту человеческой души.
Далее А.П.Чехов пишет о нежелании людей верить в чью-то способность убить доктора. Несмотря на вещественные доказательства, «ни одна душа не упрекнула судей в несправедливости» оправдательного приговора. Это связано с тем, что вера в человека имеет на людей "благотворное влияние», «она воспитывает…великодушные чувства и всегда побуждает любить и уважать каждого». Пример свидетельствует о положительном влиянии веры в человека. Она делает людей добрее, помогает понять важность великодушия и любви к окружающим.
Использование двух примеров-иллюстраций, дополняющих друг друга, показывает необходимость веры в доброе начало человека, раскрывает её положительное влияние на людей.
Авторская позиция понятна. Человек может встречать по-настоящему добрых людей, которые проявляют любовь и человечность к окружающим. Это оказывает положительное воздействие на других, помогает верить в доброе начало человека. Кроме того, такая вера действительно необходима, потому что она помогает понять важность великодушия и доброты.
Я разделяю позицию писателя и тоже считаю, что вера в людей обладает невероятной силой, наполняющей человеческую душу любовью, добротой и великодушием. Вспоминаю истину Иешуа Га-Ноцри из романа Булгакова «Мастер и Маргарита», которая заключалась в том, что все люди добры. Великодушие и вера в доброе начало человека помогают герою утверждать о справедливости, не ступать на путь лжи и злости.
Прочитав текст А.П.Чехова, я сделала вывод о том, что вера в доброе начало играет большую роль в жизни человека, она наполняет его душу положительными качествами, побуждает любить и уважать людей.
Здравствуйте, Мария!
При чтении вашего сочинения у меня сложилось впечатление, что работа написана с опорой на другие сочинения из интернета. Старайтесь, работая над сочинением, не пользоваться чужими сочинениями, потому что это не научит вас самостоятельно писать, не поможет на экзамене.
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 5 баллов
Пример 1 (образ врача) в сочинении указан, пояснен.
Пример 2 (отношение людей к преступнику) указан, пояснен.
Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована недостаточно: не показано, что именно чем именно дополняется.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.
Ошибки: дублирование мыслей
Пример свидетельствует о положительном влиянии веры в человека. Она делает людей добрее, помогает понять важность великодушия и любви к окружающим. Использование двух примеров-иллюстраций, дополняющих друг друга, показывает необходимость веры в доброе начало человека, раскрывает её положительное влияние на людей. Авторская позиция понятна. Человек может встречать по-настоящему добрых людей, которые проявляют любовь и человечность к окружающим. Это оказывает положительное воздействие на других, помогает верить в доброе начало человека. Кроме того, такая вера действительно необходима, потому что она помогает понять важность великодушия и доброты. |
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.
Ошибки: нет, балл снижен из-за К10.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.
Ошибки: нет
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла.
Ошибки: нет
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла.
Ошибки: нет
Рекомендации:
Этот вопрос находится в центре размышления А.П.Чехова в предложенном для анализа тексте. |
K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.
Ошибки:
наполняющей человеческую душу любовью, добротой и великодушием. |
Великодушие и вера в доброе начало человека помогают герою утверждать о справедливости |
Он любил жителей города, «не жалел для них своей жизни», но денег не брал. |
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 0 баллов
Ошибки:
Чтобы привлечь внимание читателей к проблеме, автор отмечает, что вера в человека «выше всяких житейский соображений». |
Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом смысловой связи между примерами-иллюстрациями. Удачи!