Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Какова главная задача культурного человека?

  • Текст: А. Чехов. Дом с мезонином (отрывок)

    — (1) В Малозёмове гостит князь, тебе кланяется, — говорила Лида матери, вернувшись откуда-то и снимая перчатки. — (2) Рассказывал много интересного... (3) Обещал опять поднять в губернском собрании вопрос о медицинском пункте в Малозёмове, но, говорит, мало надежды. — (4) И, обратясь ко мне, она сказала:

    — Извините, я всё забываю, что для вас это не может быть интересно.

    (5) Я почувствовал раздражение.

    — (6) Почему же не интересно? — спросил я и пожал плечами. — (7) Вам не угодно знать моё мнение, но уверяю вас, этот вопрос меня живо интересует.

    — (8) Да?

    — (9) Да. (10) По моему мнению, медицинский пункт в Малозёмове вовсе не нужен.

    (11) Моё раздражение передалось и ей; она посмотрела на меня, прищурив глаза, и спросила:

    — Что же нужно? (12) Пейзажи?

    — (13) И пейзажи не нужны. (14) Ничего там не нужно.

    (15) Она кончила снимать перчатки и развернула газету, которую только что привезли с почты; через минуту она сказала тихо, очевидно сдерживая себя:

    — На прошлой неделе умерла от родов Анна, а если бы поблизости был медицинский пункт, то она осталась бы жива. (16) И господа пейзажисты, мне кажется, должны бы иметь какие-нибудь убеждения на этот счёт.

    — (17) Я имею на этот счёт очень определённое убеждение, уверяю вас, — ответил я, а она закрылась от меня газетой, как бы не желая слушать. — (18) По-моему, медицинские пункты, школы, библиотечки, аптечки при существующих условиях служат только порабощению. (19) Народ опутан цепью великой, и вы не рубите этой цепи, а лишь прибавляете новые звенья — вот вам моё убеждение.

    (20) Она подняла на меня глаза и насмешливо улыбнулась, а я продолжал, стараясь уловить свою главную мысль:

    Не то важно, что Анна умерла от родов, а то, что все эти Анны, Мавры, Пелагеи с раннего утра до потёмок гнут спины, болеют от непосильного труда, всю жизнь дрожат за голодных и больных детей, всю жизнь боятся смерти и болезней, всю жизнь лечатся, рано блёкнут, рано старятся и умирают в грязи и в вони; их дети, подрастая, начинают ту же музыку, и так проходят сотни лет, и миллиарды людей живут хуже животных — только ради куска хлеба, испытывая постоянный страх. (21) Весь ужас их положения в том, что им некогда о душе подумать, некогда вспомнить о своём образе и подобии; голод, холод, животный страх, масса труда, точно снеговые обвалы, загородили им все пути к духовной деятельности, именно к тому самому, что отличает человека от животного и составляет единственное, ради чего стоит жить.

    (22) Вы приходите к ним на помощь с больницами и школами, но этим не освобождаете их от пут, а, напротив, ещё больше порабощаете, так как, внося в их жизнь новые предрассудки, вы увеличиваете число их потребностей, не говоря уже о том, что за книжки они должны платить земству и, значит, сильнее гнуть спину.

    — (23) Я спорить с вами не стану, — сказала Лида, опуская газету. — (24) Я уже это слышала. (25) Скажу вам только одно: нельзя сидеть сложа руки. (26) Правда, мы не спасаем человечества и, быть может, во многом ошибаемся, но мы делаем то, что можем, и мы правы. (27) Самая высокая и святая задача культурного человека — это служить ближним, и мы пытаемся служить, как умеем. (28) Вам не нравится, но ведь на всех не угодишь.

    — (29) Правда, Лида, правда, — сказала мать.

    (30) В присутствии Лиды она всегда робела и, разговаривая, тревожно поглядывала на неё, боясь сказать что-нибудь лишнее или неуместное; и никогда она не противоречила ей, а всегда соглашалась: «Правда, Лида, правда».

    — (31) Мужицкая грамотность, книжки с жалкими наставлениями и прибаутками и медицинские пункты не могут уменьшить ни невежества, ни смертности так же, как свет из ваших окон не может осветить этого громадного сада, — сказал я. — (32) Вы не даёте ничего, вы своим вмешательством в жизнь этих людей создаёте лишь новые потребности, новый повод к труду.

    — (33) Ах, боже мой, но ведь нужно же делать что-нибудь! — сказала Лида с досадой, и по её тону было заметно, что мои рассуждения она считает ничтожными и презирает их.

    (По А. П. Чехову)

31.03.2021 19:37:29
Автор: Мария Тихая

Какова главная задача культурного человека? Этот вопрос находится в центре размышления А.П.Чехова в предложенном для анализа тексте.

Чтобы привлечь внимание читателей к проблеме, автор от первого лица рассуждает о том, что «народ опутан цепью великой» и помощь не рубит «этой цепи», а лишь прибавляет «новые звенья». Рассказчик уверен: это не освобождает людей «от пут, а, напротив, еще больше» порабощает, увеличивает число их потребностей. Этот пример показывает, что обществу, которое привыкло трудиться, чтобы выжить в «существующих условиях», нельзя помочь, поэтому культурный человек не будет пытаться повлиять на чью-то жизнь.

Далее А.П.Чехов приводит пример противоположной точки зрения, которая заключается в том, что «нельзя сидеть сложа руки», необходимо делать то, что возможно, даже если это не спасёт всё человечество. Проблему текста раскрывает утверждение: «Самая высокая и святая задача культурного человека – это служить ближним». Пример свидетельствует о том, что важно помогать другим людям. Для этого необязательно совершать большие поступки, даже маленькое дело может стать полезным и значимым.

Использование примеров-иллюстраций, противопоставленных друг другу, позволяет понять основную задачу культурного общества, показать важность помощи окружающим.

Позиция автора понятна: главная задача культурного человека – это служение ближним, поэтому, несмотря на трудности и ошибки, нельзя оставаться равнодушным к другим людям.

Я разделяю позицию писателя и тоже считаю, что помощь ближним – это действительно самая высокая и святая задача культурного человека. Не могу не вспомнить произведение Солженицына «Матрёнин двор». Образ Матрёны символизирует доброту и милосердие, бескорыстная помощь героини помогает понять, что её главная задача - это любовь к ближним, готовность прийти на помощь, несмотря на обстоятельства.

Прочитав текст А.П.Чехова, я сделала вывод о важности помощи другим людям. Культурный человек не упустит возможность совершить доброе дело, он не останется равнодушным к чужой беде.  
Количество слов - 280

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Мария! В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 2 балла

Пример 1 (рассуждение рассказчика о народе) в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 выглядит неубедительно.

Далее А.П.Чехов приводит пример противоположной точки зрения, которая заключается в том, что «нельзя сидеть сложа руки», необходимо делать то, что возможно, даже если это не спасёт всё человечество. Проблему текста раскрывает утверждение: «Самая высокая и святая задача культурного человека – это служить ближним». Пример свидетельствует о том, что важно помогать другим людям. Для этого необязательно совершать большие поступки, даже маленькое дело может стать полезным и значимым.
Почему Вы не пишете, кто высказывает противоположную точку зрения? Второй пример-иллюстрация выглядит абстрактно.

Взаимосвязь между примерами и анализ при обнулении 2 примера не оценивается.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.

Ошибки: нет.

K6 - Точность и выразительность речи + 2 балла.

Ошибки: нет.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

Ошибки: нет.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла

Ошибки: нет.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла.

Ошибки: нет.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла

Ошибки:

Использование примеров-иллюстраций, противопоставленных друг другу, позволяет понять основную задачу культурного общества, показать важность помощи окружающим.
Неточное словоупотребление, я бы сказала, неблагозвучное.

K11 - Соблюдение этических норм: + 0 баллов

Не могу не вспомнить произведение Солженицына «Матрёнин двор».
Плохо, что не указаны инициалы автора. Александр Исаевич Солженицын.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки:

Общие рекомендации: следует усилить работу над содержанием сочинения.

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 2
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 0
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 20

Возврат к списку