Не путайте:

  • Идти – прийти.
  • Долина – равнина.
  • Худший – лучший.
  • Шествовать – шефствовать.
  • Обаяние – обоняние.
  • Эскалатор – Экскаватор.
  • Хвастливый – хвостатый.
  • Макать – вымокнуть.
  • Расцвести – рассвести, 
  • Расцвет – рассвет.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Возможно ли счастье для людей с ограниченными возможностями?

  • Текст: В. Астафьев. Ягодка

    (1)Куда только не занесут охотника ноги!

    (2)Меня затащили они в скалистый распадок, где вдруг увидел я во мшистых камнях, среди горной репы и колючек, землянику в цвету. (3)Октябрь месяц, глухая осень, лист почти весь упал, иней и утренник звонкий не один уж выдавался, а земляника цветет!

    (4)Я наклонился к ней. (5)На тощеньком стебельке в багровых листьях жил и растерянно глядел на осенний мир беленький цветок. (6)Холодом подпалило округлые лепестки его. (7)Ягодка, только еще зародившаяся, черной точкой светилась в цветке, и умерла уже ягодка, цветку оставалось жить день, от силы два...

    (8)И тут в моей памяти неожиданно всплыла сцена, увиденная на станции Комарихинская.

    (9)Толпа рыбаков и пассажиров, ждущая поезд, как по команде повернула головы в одну сторону.

    (10)От пакгауза двигалась безногая девушка. (11)Она опиралась взятыми в руки деревянными колодками и бросала вперед свое коротенькое тело в кожаной корзине. (12)И была она не в тряпье, не грязная и не пьяная. (13)Непривычная она была, и оттого все смолкли и загляделись на нее: в зеленом ярком берете, из-под которого выбивались льняные кудряшки, голубоглазая, в модной блузке.

    (14)Рядом с девушкой шла пожилая женщина, должно быть, мать. (15)Они о чем-то разговаривали, и нарядная девушка делала вид, что не замечает оторопелых лиц и очень она занята разговором.

    (16)Так они миновали перрон, людей, и такой бы она и осталась, независимой, гордой, но перрон кончился, и нужно было девушке с женщиной переходить пути.

    (17)Она перебросила легкое тело через один рельс, через другой, и внезапно корзинкою задела за третий. (18)Корзинка легко отделилась от девушки, выпало из нее короткое тело.

    (19)Девушка упала на бок. (20)Берет зеленый тоже упал, и кудряшки рассыпались, завалили щеку и глаза девушки.

    (21)И кто-то уже загоготал в толпе по-жеребячьи, и кто-то уже облаял загоготавшего…

    (22)Женщина подняла девушку, усадила в корзинку, отряхнула берет, надела на голову девушки, да еще и поправила его, чтобы сидел на кудрях ладом. (23)И они последовали дальше.

    (24)Но перед тем как перебросить свое тело через рельс, девушка обернулась, глянула на нас и...

    (25)И с тех пор я ношу тот взгляд в себе. (26)Он пробил меня до самого сердца.

    (27)Он был презрителен, надменен, этот взгляд, и будь у девушки глаза взрослые, так бы оно и осталось — презрение и надменность. (28)Но голубые детские глаза читаются. (29)За вызовом и надменностью глубоко-глубоко билась растерянная беспомощность: «Что я вам сделала плохого?..»

    (30)И знаю ведь, ничего банальнее нет, чем сравнение этой девушки с земляникой, не к месту и не ко времени расцветшей на речном скалистом обрыве. (31)Но ничего не поделаешь — так они и живут в памяти рядом: цветок, что никогда не станет ягодой, и девушка, которой не видеть счастья… 

    (По В. Астафьеву)

31.03.2021 19:33:01
Автор: Мария Тихая

Возможно ли счастье для людей с ограниченными возможностями? Этот вопрос находится в центре размышления В.Астафьева в предложенном для анализа тексте.

Чтобы привлечь внимание читателей к проблеме, автор пишет о землянике, найденной «среди горных репы и колючек». В её «багровых листьях жил и растерянно глядел на осенний мир беленький цветок», «округлые лепестки» которого подпалило холодом.  Писатель акцентирует внимание на том, что только зародившаяся ягодка уже умерла, а «цветку оставалось жить день, от силы два». Этот пример показывает отрицательное влияние среды на чью-то жизнь, потому что тому, кто не похож на других, трудно выживать в подобных условиях и обретать счастье.

Далее В.Астафьев описывает случай, увиденный на станции: «от пакгауза двигалась безногая девушка», она была «не в тряпье, не грязная и не пьяная», а «непривычная», и оттого «все смолкли и загляделись на нее». С жестокостью показан эпизод, когда «корзинка легко отделилась от девушки, выпало из нее короткое тело», и в этот момент «кто-то уже загоготал в толпе по-жеребячьи». Пример свидетельствует о том, что  человек-инвалид необычен для общества, его положение вызывает не только повышенное внимание, но и насмешки окружающий.

Использование двух примеров-иллюстраций позволило писателю сопоставить «цветок, что никогда не станет ягодой”, и девушку, «которой не видеть счастья». Астафьев отмечает негативное воздействие окружающей среды на того, кто отличается от других, он убежден, что в таких условиях невозможно обретение счастья.

Авторская позиция ясна: люди с ограниченными возможностями не могут быть счастливы из-за своей непохожести на других. Общество не принимает таких людей, создаёт им некомфортную обстановку и даже может оказывать губительное влияние.

Я разделяю позицию писателя и тоже считаю, что часто счастье человека-инвалида невозможно из-за окружающих. Вспоминаю повесть В.Амлинского «Жизнь Эрнста Шаталова», в которой рассказывается об отношении людей к чужой болезни. Главный герой передвигался на костылях, а это доставляло неудобство его соседям. Осуждающие взгляды, открытое нежелание людей жить рядом с «больным» давали Эрнсту Шаталову понять, что он не такой как все, поэтому и не достоин счастья.

Таким образом, негативное отношение людей к человеку с ограниченными возможностями лишает его счастья. Хочется верить, что общество изменит свои взгляды на «необычность» человека-инвалида, и тем самым подарит ему возможность не чувствовать себя лишним и недостойным счастья.  
Количество слов - 349

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Мария! С большим удовольствие прочитала Ваше сочинение. Спасибо за такое содержательное, безупречное  с точки зрения композиции, грамотное сочинение! Хочу дать несколько  рекомендаций, которые, я надеюсь, позволят немного улучшить работу. Как известно, нет предела совершенству!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 6 баллов

Пример 1 (земляника, найденная «среди горных репы и колючек») в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 (случай на станции)  указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.

Ошибки: нет.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Ошибки: неточно выражена мысль.

С жестокостью показан эпизод, когда «корзинка легко отделилась от девушки, выпало из нее короткое тело», и в этот момент «кто-то уже загоготал в толпе по-жеребячьи».
На мой взгляд, возникает двусмысленность. Конечно, мы понимаем, что автор не мог относиться к девушке жестоко. Постарайтесь подбирать более ёмкие, точные слова. Неточность в выражении мысли может привести к фактической ошибке.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

Ошибки: нет.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла.

Ошибки: нет.

Астафьев отмечает негативное воздействие окружающей среды на того, кто отличается от других, он убежден, что в таких условиях невозможно обретение счастья.

Думаю, что нужно было "разбить" это предложение на два, либо поставить точку с запятой.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла.

Ошибки:

K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла.

Ошибки: нет.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки: нет

Желаю удачи на ЕГЭ!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 6
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 24

Возврат к списку