Не путайте:

  • Прецедент – инцидент.
  • Палисадник – поликлиника.
  • Тренер – тренировка.
  • Следующий – будущий.
  • Сверстник – ровесник.
  • Шорох – шёпот.
  • Искусство – искусный.
  • Чувствовать – участвовать.
  • Щётка – трещотка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

проблема веры в человека

  • Текст: А. Чехов. Рассказ старшего садовника (отрывок)

    (1) Что же касается меня, господа, то я всегда с восторгом встречаю оправдательные приговоры, — сказал Михаил Карлович, садовник графа N. — (2) Я не боюсь за нравственность и за справедливость, когда говорят «невиновен», а, напротив, чувствую удовольствие. (3) Даже когда моя совесть говорит мне, что, оправдав преступника, присяжные сделали ошибку, то и тогда я торжествую. (4) Судите сами, господа: если судьи и присяжные более верят человеку, чем уликам, вещественным доказательствам и речам, то разве эта вера в человека сама по себе не выше всяких житейских соображений?

    (5) Мысль хорошая, — сказал я.

    (6) Но это не новая мысль. (7) Помнится, когда-то очень давно я слышал даже легендуна эту тему, — сказал садовник и улыбнулся. — (8) Мне рассказывала её моя покойная бабушка.

    (9) Мы попросили его рассказать эту легенду.

    (10) В одном маленьком городке, — начал он, — поселился пожилой, одинокий и некрасивый господин по фамилии Томсон или Вильсон, — ну это всё равно. (11) Дело не в фамилии. (12) Профессия у него была благородная: он лечил людей. (13) Жители города были очень рады, что Бог наконец послал им человека, умеющего лечить болезни, и гордились, что в их городе живёт такой замечательный человек. (14) «Он знает всё», — говорили про него.

    (15) Но этого было недостаточно. (16) Надо было ещё говорить: «Он любит всех!» (17) В груди этого учёного человека билось чудное, ангельское сердце. (18) Ведь жители города были для него чужие, не родные, но он любил их, как детей, и не жалел для них своей жизни. (19) У него самого была чахотка, он кашлял, но, когда его звали к больному, забывал про свою болезнь, не щадил себя и, задыхаясь, взбирался на горы, как бы высоки они ни были. (20) Он пренебрегал зноем и холодом, презирал голод и жажду. (21) Денег он не брал, и, странное дело, когда умирал пациент, то доктор шёл вместе с родственниками за гробом и плакал.

    (22) Признательность жителей не имела границ. (23) В городке и его окрестностях не было человека, который позволил бы себе не только сделать ему что-нибудь неприятное, но даже подумать об этом.

    (24) И вот этот человек, который, казалось, своею святостью оградил себя от всего злого, доброжелателями которого считались даже разбойники и бешеные, однажды был найден в овраге убитым. (25) Можете же представить себе теперь ту скорбь, какая овладела жителями города и окрестностей. (26) Все в отчаянии, не веря своим глазам, спрашивали себя: кто мог убить этого человека? (27) Судьи, которые проводили следствие, сказали так: «Здесь мы имеем все признаки убийства, НО так как нет на свете такого человека, который мог бы убить нашего доктора, то, очевидно, убийства тут нет и совокупность признаков является только простою случайностью. (28) Нужно предположить, что доктор в потёмках сам упал в овраг и ушибся до смерти».

    (29) Но вдруг, можете себе представить, случай наводит на убийцу. (30) Увидели, как один шалопай, уже много раз судимый, пропивал в кабаке табакерку и часы, принадлежавшие доктору. (31) Когда стали его уличать, он смутился и сказал какую-то очевидную ложь. (32) Сделали у него обыск и нашли рубаху с окровавленными рукавами и докторский ланцет в золотой оправе. (33) Каких же ещё нужно улик? (34) Злодея посадили в тюрьму. (35) Жители возмущались и в то же время говорили: Невероятно! (36) Не может быть! (37) Смотрите, как бы не вышло ошибки; ведь случается, что улики говорят неправду! (38) На суде убийца упорно отрицал свою вину. (39) Всё говорило против него, и убедиться в его виновности было так же нетрудно, как в том, что земля чёрная, но судьи точно с ума сошли: они по десяти раз взвешивали каждую улику, недоверчиво посматривали на свидетелей, краснели, пили воду...

    (40) Обвиняемый! — наконец обратился главный судья к убийце. — (41) Суд признал тебя виновным в убийстве доктора такого-то и приговорил тебя к...

    (42) Главный судья хотел сказать: «к смертной казни», но выронил из рук бумагу, на которой был написан приговор, вытер холодный пот и закричал:

    Нет! (43) Если я неправильно сужу, то пусть меня накажет Бог, но, клянусь, подсудимый не виноват! (44) Я не допускаю мысли, что мог найтись такой человек, который осмелился бы убить нашего доктора! (45) Человек не способен пасть так низко!

    (46) Да, нет такого человека, — согласились прочие судьи.

    (47) Нет! — откликнулась толпа. — (48) Отпустите его!

    (49) Убийцу отпустили на все четыре стороны, и ни одна душа не упрекнула судей в несправедливости.

    (50) Пусть оправдательный приговор принесёт жителям городка вред, но зато, посудите, какое благотворное влияние имела на них эта вера в человека, вера, которая ведь не остаётся мёртвой: она воспитывает в нас великодушные чувства и всегда побуждает любить и уважать каждого человека. (51) Каждого!

    (По А. П. Чехову)

30.03.2021 22:18:56
Автор: Валерия Твердова

В чём заключается вера в человека? Именно этот вопрос находится в центре внимания А.П. Чехова в предложенном для анализа тексте.

Рассуждая о проблеме веры в человека, автор пишет о Михаиле Карловиче, который «с восторгом» встречает «оправдательные приговоры». «Если судьи и присяжные более верят человеку, чем уликам... то разве эта вера в человека сама по себе не выше всяких житейских соображений?», - сказал герой. Этот пример помогает понять, что, принимая за истину слова людей, каждый проявляет доброту и милосердие к другому. Далее автор ведёт речь о человек, который убил доктора. Поймав виновного, жители города не помогли принять за истину, что кто-то смог убить врача. «Какое благотворное влияние имела на них эта вера в человека, вера, которая ведь не остаётся мёртвой», - пишет А.П. Чехов. Это пример показывает, что доверие и хорошее отношение к людям воспитывают у них же эти чувства, так как в дальнейших ситуациях многие поступают разумно. Оба примера дополняют друг друга. Они дают понять, что вера в человека заключается в добром начале каждого, так как на этом должно строиться отношение к другим людям.  

Позиция автора мне понятна. А.П. Чехов считает, что вера в человека имеет благотворное влияние на людей, так как с помощью неё у них появляются различные чувства, которые способствуют к любви и уважению.

Я согласна с позицией автора. Я считаю, что каждый человек имеет право на хорошее отношение к себе, так как проявление веры влияет и на окружающих людей.  Так, в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» после убийства старухи- процентщицы и Елизаветы главный герой постепенно теряет рассудок. Но с помощью Сони Мармеладовой он смог покаяться в содеянном, но, приходя в нормальное состояние, оказывает на каторге.  

Прочитав предложенный текст, можно сделать вывод, что вера в человека способствует положительному влиянию и на окружающих людей, воспитывая в них благодушие и сострадание к другим.
Количество слов - 301

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Валерия!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 5 баллов

Комментарий поверхностный.

Пример 1 (мнение Михаила Карловича) в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 (история об убитом докторе и его убийце) указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена верно, но не проанализирована.

Совет: если Вы выбираете такой тип связи между примерами, как дополнение, имейте в виду, что на экзамене к этому будут относиться с особым пристрастием. Вы должны так проанализировать связь между примерами-иллюстрациями, чтобы у эксперта не было ни одного сомнения: как именно они дополняют, что привносит один, что другой. Сейчас анализ связи не состоялся! Рекомендую отказаться от использования такого вида связи, как дополнение (в этом году об этом очень много говорят и пишут разработчик ЕГЭ, представители ФИПИ, методисты и т.д.).

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена не совсем корректно. Вы даёте ответ на другой вопрос (Какое значение имеет вера в человека? Напомню, что Вы сформулировали проблему так: В чём заключается вера в человека? Именно этот вопрос находится в центре внимания А.П. Чехова в предложенном для анализа тексте.

Позиция автора мне понятна. А.П. Чехов считает, что вера в человека имеет благотворное влияние на людей, так как с помощью неё у них появляются различные чувства, которые способствуют к любви и уважению.
Вопросно-ответное единство не состоялось.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Так как К3 - 0 баллов, К34 обнуляется.

 K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл

Ошибки:

Но с помощью Сони Мармеладовой он смог покаяться в содеянном, но, приходя в нормальное состояние, оказывает на каторге.  

Неуместное употребление противительного союза "но" (логическая ошибка). Получается, что Родион Раскольников оказывается на каторге, потому что покаялся в содеянном, рассказав всё Соне Мармеладовой.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Ошибки: так как за К10 снят балл, автоматически снимается балл и по К6.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

Ошибки: нет.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла

Ошибки:

«Если судьи и присяжные более верят человеку, чем уликам... то разве эта вера в человека сама по себе не выше всяких житейских соображений?», - сказал герой.Лишняя запятая. В конце прямой речи стоит вопросительный знак, поэтому запятая не нужна.
Лишняя запятая. В конце прямой речи стоит вопросительный знак, поэтому запятая не нужна.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов

Ошибки:

Это пример показывает, что доверие и хорошее отношение к людям воспитывают у них же эти чувства, так как в дальнейших ситуациях многие поступают разумно.
Нарушение согласования (пример (какой?) этот.
А.П. Чехов считает, что вера в человека имеет благотворное влияние на людей, так как с помощью неё у них появляются различные чувства, которые способствуют к любви и уважению.
Нарушение управления (способствуют (чему?) любви и уважению.
Но с помощью Сони Мармеладовой он смог покаяться в содеянном, но, приходя в нормальное состояние, оказывает на каторге.  
Должен быть возвратный глагол "оказывается".

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл

Ошибки:

Это пример показывает, что доверие и хорошее отношение к людям воспитывают у них же эти чувства, так как в дальнейших ситуациях многие поступают разумно.
Неуместное использование местоимений. Повтор.
Они дают понять, что вера в человека заключается в добром начале каждого, так как на этом должно строиться отношение к другим людям.  

Необходимо было пояснить, что Вы имеете в виду. Что значит доброе начало каждого?
Я согласна с позицией автора. Я считаю, что каждый человек имеет право на хорошее отношение к себе, так как проявление веры влияет и на окружающих людей.
Повторы.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки:

Общие рекомендации: следует усилить работу над содержанием сочинения, речевым оформлением, грамматикой. Очень рекомендую Вам посмотреть на сайте "Могу писать" бесплатный вебинар по данному тексту, который проводила Н.К. Ягинцева. Желаю удачи на ЕГЭ!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 16

Возврат к списку