Запомни!

Пиши с двумя НН:
стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, желанный, священный, медленный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, чванный, чеканный, жеманный, доморощенный, данный, решённый, купленный, казённый, пленённый, брошенный, лишённый, обиженный, смущённый, казнённый, конченное дело, побеждённый, рождённый, пеклеванный, недреманный, пущенный, окаянный.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема отношений между родителями и детьми

  • Текст: А. Лиханов. Чего нам так не хватает.

     (1) Чего нам так не хватает?

    (2)А не хватает нам любви к детям. (3)Не хватает самоотверженности родительской, педагогической. (4)Не хватает сыновней, дочерней любви.

    (5)Есть простая поговорка: «Как аукнется, так и откликнется». (6)Сколько положишь, столько и получишь. (7)Верные вроде бы формулы. (8)Только если следовать лишь им, добьёшься одного воспроизводства. (9)Для сеятеля это просто беда, когда зерна он снимет ровно столько же, сколько посеял. (10)Пахарь должен получить прибавок, только тогда он выживет, прокормит свою семью. (11)Так же точно и общество должно бы существовать. (12)Прогресс состоит из прибавок, которые дают поколения, «посеянные» их родителями и наставниками. (13)Конечно, прибавок этот есть, но в каких пространствах? (14)В пространстве человеческих знаний, конечно. (15)В области технологий. (16)А как с духовностью? (17)Увы, в этой тонкой сфере воспроизводства мы радуемся даже простому отклику на ауканье. (18)И слишком часто замечаем простые потери: не больше, нет, а меньше становится доброты, милосердия. (19) Грубее и жёстче отношения между самыми добрыми вроде бы людьми. (20)Исполнение долга в межчеловеческих отношениях уступает служебным обязанностям − там человек и обязательнее, и профессиональнее. (21)А любовь к детям стала напоминать любовь к собственному имуществу. (22)Впрочем, имущество порой дороже людей… (23)Что может быть печальней и горше! (24)Давно замечено: и лучшие, и худшие стороны человека выявляет беда. (25)Януш Корчак не только последние месяцы своего бытия, но и всю предыдущую жизнь стоял рядом с бедой, точнее, жил в её гуще, работая с детьми-сиротами. (26)Сиротство, эта библейски древняя форма человеческого одиночества, требует сострадания и соучастия, самоотверженной и терпеливой любви настоящих гуманистов.

    (27)Януш Корчак - первый из них; но не временем, пусть трагическим, измерено это первенство, а мерой его выбора, мерой честности.

    (28)Мера эта − смерть.

    (29)Не только поляки чтут выбор своего бессмертного учителя. (30)Его имя внесено в святцы и мировой педагогики, и элементарной человеческой порядочности. (31)И именно в его устах, под его пером в высшей степени правомерно звучит дидактическое, даже назидательное наставление: как любить детей.

    (32)Небольшая книжка Януша Корчака «Как любить ребёнка» − своеобразный манифест гуманизма. (33)Нестареющий завет, переданный в наши и грядущие времена из времён, как будто от нас удалённых и в то же время совершенно похожих, потому что речь идёт о любви к детям, а это ценность постоянная. (34)Духовная комфортность делает человека толстокожим, совершает в его сознании странные подвижки, когда ценности мнимые застят свет, а ценности подлинные уходят обочь. (35)Каждому рано или поздно воздаётся по заслугам, но часто − слишком поздно, когда ничего не исправишь, и в этом истоки многих человеческих драм. (36)Те, кто воображает, будто доброта и любовь малозначимые, второстепенные качества, которые не помогают, а, напротив, даже вредят, допустим, при достижении карьеры, бывают наказаны на краю этой карьеры, а ещё чаще − на краю собственной жизни − нелюбовью и недобротой окружающих.

    (37)И пусть же всякий, кто спохватится и заторопится вперёд − от нелюбви к любви, от недоброты к доброте, припадёт, как к чистому истоку, к этой последней заповеди Януша Корчака. 

     

    (По А.А. Лиханову*)

    Альберт Анатольевич Лиханов (род. в 1935 г.) – детский и юношеский писатель, президент Международной ассоциации детских фондов, лауреат Международной премии имени Януша Корчака.

     

     


28.03.2021 09:01:53
Автор: Светлана Фёдорова

         В предложенном для анализа тексте А.А. Лиханов поднимает проблему отношений между родителями и детьми.
         Проблема раскрывается автором на примере непосредственного отношения родителей и их детей друг к другу. Так, писатель подчёркивает, что «Прогресс состоит из прибавок, которые дают поколения, «посеянные» их родителями и наставниками», однако следом же говорит, что выделенные им «прибавки» относятся к сфере знаний, технологий, но не к духовной, которая и является самой важной в этой системе взаимоотношений, это ведет к тому, что «не больше, нет, а меньше становится доброты, милосердия». Повествует А.А. Лиханов и об отношении родителей к детям, что «любовь к детям стала напоминать любовь к собственному имуществу», а это делает отношения «грубее и жёстче». Этими рассуждениями автор показывает возрастающую холодность во взаимоотношениях, казалось бы, самых близких людей, её пагубность для обеих сторон, указывает на важность понимания и открытости сердца и чувств в духовной связи родителей и детей.
         Продолжая данную мысль, А.А. Лиханов акцентирует внимание на том, что «Каждому рано или поздно воздаётся по заслугам», на первый взгляд, почему здесь указаны эти слова, когда речь идёт о сложности взаимоотношения поколений? Здесь автор сразу же даёт нам ответ на этот вопрос, а именно говорит, что «Те, кто воображает, будто доброта и любовь малозначимые, второстепенные качества, которые не помогают, а, напротив, даже вредят, допустим, при достижении карьеры, бывают наказаны на краю этой карьеры, а ещё чаще − на краю собственной жизни − нелюбовью и недобротой окружающих». Таким образом, с помощью приведенного примера писатель хочет сказать, что проблема не только внутри этих отношений, но и в их влиянии на родителей и детей, на их будущее, точнее сказать, на их отношение к окружающим в целом.
         Оба примера, дополняя друг друга, наиболее полно показывают нам, что связь родителей и детей очень важна, к несчастью, чем больше проходит времени, тем меньше люди её ценят, не придают ей это глубокочувственное отношение, которое она ,на самом деле, имеет.
Позиция автора ясна: люди должны стремиться к доброте и любви как в отношении к окружающим, так и в отношении к своим родителям, связь с которыми должна быть нерушима, не лишена теплоты и чувственности, потому что без неё люди станут холодными, эта связь потеряет значение, а каждый из нас будет слишком поздно осознавать свои ошибки, когда ничего уже не исправить, поэтому нужно стремится к любви, как «ценности постоянной» с самого начала.
         Я согласна с позицией автора, так как схожесть родителей и детей в биологическом отношении не значит их близость в духовном. Этой близости нужно добиваться, стараться ради неё, расти духовно, ведь она в нашей жизни будет всего одна, и ее значимость нужно научиться понимать прямо сейчас, пока сожаление об её утрате не настигло нас так поздно и неожиданно.
         Подводя итог рассуждениям, хочу выразить надежду на то, что мы поймём эту важную мысль, заложенную автором текста, о том, что отношения родителей и детей не должны быть будто по обязательству, родители должны воспринимать своих детей не как имущество, а как живого человека со своими чувствами и мыслями, они должны вырастить того, кто также сможет понять свою обязанность перед ними не в техническом или в каком-либо другом плане, а в самом настоящем духовном.
Количество слов - 512

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Светлана!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

Ремарка: на мой взгляд, Вы взяли не центральную проблему, поэтому Вам будет трудно выстроить развёрнутый комментарий.

Круг проблем к тестах, как правило, широкий. Не является исключением и текст А.А. Лиханова. Центральная проблема - проблема нехватки любви и доброты (К чему может привести нехватка любви и доброты? и т.д). Конечно, Вы имеете право писать по любой проблеме, но при этом Вы долны понимать, что возможности для создания логически выстроенного комментария разные.

K2 - Комментарий + 2 балла

Пример 1 (утрата связи между взрослыми и детьми, отношение к детям как к собственному имуществу) в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 указан и пояснен, но он не относится к заявленной проблеме.

Взаимосвязь между примерами анализ связи не оцениваются, так как 2 пример не засчитывается.

Как, по-Вашему, зачем автор обращается к судьбе великого польского педагога Януша Корчака, о котором в сочинении нет ни слова?

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена верно, но некорректно.

Позиция автора ясна: люди должны стремиться к доброте и любви как в отношении к окружающим, так и в отношении к своим родителям, связь с которыми должна быть нерушима, не лишена теплоты и чувственности, потому что без неё люди станут холодными, эта связь потеряет значение, а каждый из нас будет слишком поздно осознавать свои ошибки, когда ничего уже не исправить, поэтому нужно стремится к любви, как «ценности постоянной» с самого начала.
Советую прописывать позицию автора проще, не так витиевато. ПА - это чёткий ответ на вопрос, который звучит в проблеме (вопросно-ответное единство).

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, нет обоснования тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов

Ошибки:

 Проблема раскрывается автором на примере непосредственного отношения родителей и их детей друг к другу.
Непонятно о чём идёт речь.  
Повествует А.А. Лиханов и об отношении родителей к детям, что «любовь к детям стала напоминать любовь к собственному имуществу», а это делает отношения «грубее и жёстче».
Получается, что до этого речь шла  о другом (не об отношениях родителей и детей) (нарушение логики).
Продолжая данную мысль, А.А. Лиханов акцентирует внимание на том, что «Каждому рано или поздно воздаётся по заслугам», на первый взгляд, почему здесь указаны эти слова, когда речь идёт о сложности взаимоотношения поколений?
Какую "данную"? Непонятно.
Таким образом, с помощью приведенного примера писатель хочет сказать, что проблема не только внутри этих отношений, но и в их влиянии на родителей и детей, на их будущее, точнее сказать, на их отношение к окружающим в целом.
Вы запутались с собственных мыслях (нарушение логики).
Я согласна с позицией автора, так как схожесть родителей и детей в биологическом отношении не значит их близость в духовном. Этой близости нужно добиваться, стараться ради неё, расти духовно, ведь она в нашей жизни будет всего одна, и ее значимость нужно научиться понимать прямо сейчас, пока сожаление об её утрате не настигло нас так поздно и неожиданно.
Как это соотносится с авторской позицией (нарушение логики). Разве в позиции автора шла речь о сходствах и различиях между взрослыми и детьми?

K6 - Точность и выразительность речи + 0 баллов

Ошибки: огромные предложения, которые Вы создаёте, затрудняют восприятие и понимание написанного.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 1 балл

Ошибки:

Так, писатель подчёркивает, что «Прогресс состоит из прибавок, которые дают поколения, «посеянные» их родителями и наставниками», однако следом же говорит, что выделенные им «прибавки» относятся к сфере знаний, технологий, но не к духовной, которая и является самой важной в этой системе взаимоотношений, это ведет к тому, что «не больше, нет, а меньше становится доброты, милосердия»

Продолжая данную мысль, А.А. Лиханов акцентирует внимание на том, что «Каждому рано или поздно воздаётся по заслугам», на первый взгляд, почему здесь указаны эти слова, когда речь идёт о сложности взаимоотношения поколений?
Здесь автор сразу же даёт нам ответ на этот вопрос, а именно говорит, что «Те, кто воображает, будто доброта и любовь малозначимые, второстепенные качества, которые не помогают, а, напротив, даже вредят, допустим, при достижении карьеры, бывают наказаны на краю этой карьеры, а ещё чаще − на краю собственной жизни − нелюбовью и недобротой окружающих»

Должна быть строчная буква.
Неправильно построено предложение, неудачный порядок слов.  Мысль нужно разбить на два предложения.
Позиция автора ясна: люди должны стремиться к доброте и любви как в отношении к окружающим, так и в отношении к своим родителям, связь с которыми должна быть нерушима, не лишена теплоты и чувственности, потому что без неё люди станут холодными, эта связь потеряет значение, а каждый из нас будет слишком поздно осознавать свои ошибки, когда ничего уже не исправить, поэтому нужно стремится к любви, как «ценности постоянной» с самого начала.
-Тся, - ться в глаголах (нужно (что делать?) стремиться).

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла

Ошибки:

Подводя итог рассуждениям, хочу выразить надежду на то, что мы поймём эту важную мысль, заложенную автором текста, о том, что отношения родителей и детей не должны быть будто по обязательству, родители должны воспринимать своих детей не как имущество, а как живого человека со своими чувствами и мыслями, они должны вырастить того, кто также сможет понять свою обязанность перед ними не в техническом или в каком-либо другом плане, а в самом настоящем  духовном.
Не хватает знака препинания перед словом "духовном".

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов

Ошибки:

Этими рассуждениями автор показывает возрастающую холодность во взаимоотношениях, казалось бы, самых близких людей, её пагубность для обеих сторон, указывает на важность понимания и открытости сердца и чувств в духовной связи родителей и детей.
Из-за то что Вы создаёте такие громоздкие предложения, возникают ошибки. Посмотрите, какое "нанизывание" существительных у Вас получилось. Указывает (на что?) на важность (какую?) понимания и открытости (несогласованные определения, выраженные инфинитивом) (чего?) сердца и чувств (в чём? где?) в духовной связи (кого?) родителей и детей. Совет: не стройте так предложение.  
Продолжая данную мысль, А.А. Лиханов акцентирует внимание на том, что «Каждому рано или поздно воздаётся по заслугам», на первый взгляд, почему здесь указаны эти слова, когда речь идёт о сложности взаимоотношения поколений?

Оба примера, дополняя друг друга, наиболее полно показывают нам, что связь родителей и детей очень важна, к несчастью, чем больше проходит времени, тем меньше люди её ценят, не придают ей это глубокочувственное отношение, которое она ,на самом деле, имеет.
Неправильно построено предложение. К чему относится вводная конструкция "к несчастью"? Предложение звучит двусмысленно, непонятно. Нужно было разбить предложение на несколько, например:

Оба примера, дополняя друг друга, наиболее полно показывают нам, что связь родителей и детей очень важна. К несчастью, чем больше проходит времени, тем меньше люди её ценят, не придают значения...

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов

Ошибки:

Так, писатель подчёркивает, что «Прогресс состоит из прибавок, которые дают поколения, «посеянные» их родителями и наставниками», однако следом же говорит, что выделенные им «прибавки» относятся к сфере знаний, технологий, но не к духовной, которая и является самой важной в этой системе взаимоотношений, это ведет к тому, что «не больше, нет, а меньше становится доброты, милосердия»
Лексическая несочетаемость (нельзя следом говорить) + плеоназм (однако - же: двойное противопоставление).
Ошибка в употреблении личного местоимения "им" (им - это кем?).
Пропущено важное для понимания слово (лексическая неполнота). При этом следует отметить, что Вы создаёте пространные предложения, искусственно создавая себе проблемы.
Этими рассуждениями автор показывает возрастающую холодность во взаимоотношениях, казалось бы, самых близких людей, её пагубность для обеих сторон, указывает на важность понимания и открытости сердца и чувств в духовной связи родителей и детей.
Понятно, что Вы говорите о холодности, но местоимение "её" стоит далеко, поэтому возникает двусмысленность.
Оба примера, дополняя друг друга, наиболее полно показывают нам, что связь родителей и детей очень важна, к несчастью, чем больше проходит времени, тем меньше люди её ценят, не придают ей это глубокочувственное отношение, которое она ,на самом деле, имеет.
Лексическая несочетаемость. Нельзя придавать отношение (придавать значение чему-то). Отношение не может быть глубокочувственным. Да и слова такого нет (это, похоже, окказионализм (авторский неологизм).

Позиция автора ясна: люди должны стремиться к доброте и любви как в отношении к окружающим, так и в отношении к своим родителям, связь с которыми должна быть нерушима, не лишена теплоты и чувственности, потому что без неё люди станут холодными, эта связь потеряет значение, а каждый из нас будет слишком поздно осознавать свои ошибки, когда ничего уже не исправить, поэтому нужно стремится к любви, как «ценности постоянной» с самого начала.
Употребление слова в несвойственном значении. Здесь уместно употребить слово "чувствительности".

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки:

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием, речевым оформление, логикой. Обратите внимание на стиль: Вы пишете очень витиевато! Я бы порекомендовала придерживаться следующего принципа: лучше меньше, да лучше.

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм: 1
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 9

Возврат к списку