Запомни!

Пиши с двумя НН:
стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, желанный, священный, медленный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, чванный, чеканный, жеманный, доморощенный, данный, решённый, купленный, казённый, пленённый, брошенный, лишённый, обиженный, смущённый, казнённый, конченное дело, побеждённый, рождённый, пеклеванный, недреманный, пущенный, окаянный.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема равнодушия человека к природе в двадцать первом веке

  • Текст: В. Арсеньев. Путешествие по тайге...

    (1)Путешествие по тайге всегда довольно однообразно. (2)Сегодня – лес, завтра – лес, послезавтра – опять лес. (3)Ручьи, которые приходится переходить вброд, заросшие кустами, заваленные камнями, с чистой прозрачной водой, сухостой, валежник, покрытый мхом, папоротники удивительно похожи друг на друга. (4)Вследствие того что деревья постоянно приходится видеть близко перед собой, глаз утомляется и ищет простора. (5)Чувствуется какая-то неловкость в зрении, является непреодолимое желание смотреть вдаль.

    (6)Иногда среди тёмного леса вдруг появляется просвет. (7)Неопытный путник стремится туда и попадает в бурелом. (8)Просвет в лесу в большинстве случаев означает болото или место пожарища, ветролома. (9)Не всегда бурелом можно обойти стороной.

    (10)Если поваленные деревья невелики, их перерубают топорами, если же дорогу преграждает большое дерево, его стёсывают с боков и сверху, чтобы дать возможность перешагнуть лошадям. (11)Всё это задерживает вьюки, и потому движение с конями по тайге всегда очень медленно.
    (12)Если идти по лесу без работы, то путешествие скоро надоедает. (13)Странствовать по тайге можно только при условии, если целый день занят работой. (14)Тогда не замечаешь, как летит время, забываешь невзгоды и миришься с лишениями.

    (15)Я заметил, что бурундук постоянно возвращается к одному и тому же месту и каждый раз что-то уносит с собой. (16)Когда он уходил, его защёчные мешки были туго набиты, когда же он появлялся снова на поверхности земли, рот его был пустой. (17)Меня эта картина очень заинтересовала. (18)Я подошёл ближе и стал наблюдать. (19)На колоднике лежали сухие грибки, корешки и орехи. (20)Так как ни грибов, ни кедровых орехов в лесу ещё не было, то, очевидно, бурундук вытащил их из своей норки. (21)Но зачем? (22)Тогда я вспомнил рассказы Дерсу о том, что бурундук делает большие запасы продовольствия, которых ему хватает иногда на два года. (23)Чтобы продукты не испортились, он время от времени выносит их наружу и сушит, а к вечеру уносит обратно в свою норку.

    (24)Первобытные девственные леса в большей части страны выгорели, и на смену им появились леса, состоящие из лиственницы, березы и осины. (25)Там, где раньше ревел тигр, ныне свистит паровоз, где были редкие жилища одиноких звероловов, появились большие русские селения, туземцы отошли на север, и количество зверя в тайге сильно уменьшилось.

    (26)Край начал утрачивать свою оригинальность и претерпевать то превращение, которое неизбежно несет за собой цивилизация. 

    (по В. Арсеньеву)


26.03.2021 22:15:34
Автор: Лиза Мецгер

       Ценит ли в двадцать первом веке человек природу? Над этим вопросом размышляет в данном тексте В. Арсеньев.
    В центре внимания автора предстаёт главный герой текста-рассказчик, рассуждающий о значении леса для современного человека.
    В качестве первого примера писатель выделяет мысль героя о том, что лесные пейзажи для него довольно скучны: «Путешествие по тайге всегда довольно однообразно. Сегодня – лес, завтра – лес, послезавтра – опять лес…Чувствуется какая-то неловкость в зрении, является непреодолимое желание смотреть вдаль…». Картина природы, которую наблюдает герой, путешествуя по тайге, не впечатляет, не завораживает его, он не видит в ней красоты и прелести. Данным примером автор показывает, что сегодня человек зачастую не способен увидеть в природных пейзажах, таких как лесная чаща, чего-либо вдохновляющего, чарующего.
    Следующим примером В. Арсеньев выделяет заключение, к которому приходит рассказчик в конце. Он понимает, что сегодня леса подлежат катастрофически-масштабному истреблению, люди используют древесину, а также лесные земли для своих нужд, абсолютно не задумываясь о последствиях: «Первобытные девственные леса в большей части страны выгорели…Там, где раньше ревел тигр, ныне свистит паровоз, где были редкие жилища одиноких звероловов, появились большие русские селения…Край начал утрачивать свою оригинальность и претерпевать то превращение, которое неизбежно несет за собой цивилизация.». Выводы, к которым он приходит, несомненно, ужасны. Этим примером автор показывает, что сегодня человек нарушает биологическое равновесие, бездумно и грубо вторгаясь в мир природы.
    Вышеприведенные мной примеры являются дополнением друг друга. Так автор подчеркивает, что люди не только разучились наслаждаться красотами природы, но и перестали её ценить, безжалостно истребляя её ради своих нужд.
    В. Арсеньев считает, что в двадцать первом веке человек абсолютно разучился ценить и любить природу.
    Невозможно не согласиться с мнением автора. Действительно, сегодня редко встретишь человека, получающего наслаждение от прогулки на природе. Количество фабрик, железнодорожных путей, автотрасс стремительно растет, а площади лесов, полей катастрофически уменьшаются. В качестве доказательства приведу пример из своего личного опыта. Возле деревни, где живет мой дедушка всегда был хвойный лес, где нередко встречались дикие животные. В этом году властями было принято решение проложить там автомобильную дорогу, что повлекло за собой вырубку множества деревьев. Сейчас лес заметно поредел, а животные и вовсе пропали. Наблюдать за этим процессом невероятно тяжело, особенно жителям деревни, наслаждавшимся лесными красотами всю жизнь.
    В заключение хотелось бы сказать, что я благодарна В. Арсеньеву за возможность задуматься о проблеме отношения человека к природе в двадцать первом веке.
Количество слов - 382

Добрый день, Лиза. В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1- Формулировка проблем исходного текста +1 балл
Проблема определена верно, но сформулирована не совсем точно:
Ценит ли в двадцать первом веке человек природу?
Почему именно в 21 веке? В тексте нет указания на это. Ценит ли современный человек природу?-так проблема звучит  правильнее.

К2- Комментарий+ 3 балла
Пример 1 в сочинении указан, пояснён.
 В качестве первого примера писатель выделяет мысль героя о том, что лесные пейзажи для него довольно скучны:
Пример вы привели, хотя скучные пейзажи не только для рассказчика, они вообще такие, для любого путешественника по тайге, поэтому за пример-1 балл, а за неправильное пояснение-о баллов.
Данным примером автор показывает, что сегодня человек зачастую не способен увидеть в природных пейзажах, таких как лесная чаща, чего-либо вдохновляющего, чарующего.
Речь в тексте идёт о тайге, а лесная чаща отличается от неё, потому что в тайге действительно трудно и жить, и путешествовать. Вы не совсем правильно истолковали текст, говоря, что сегодня человек зачастую не способен увидеть   в природных пейзажах ...   чего-либо вдохновляющего, чарующего.   Однообразие пейзажа тайги утомительно - эта мысль есть в тексте, преодолеть  это можно, только если заняться работой. Рассказчик не видит красоты природы - это фактологическая ошибка, так как  именно он видит бурундука, наблюдает за ним, интересуется, почему  зверёк выносит свои запасы наружу

Пример 2 указан, пояснён. НО: слишком большая цитата приведена, этого делать не следует.

Связь между примерами определена неверно, соответственно и анализ  признаётся неправильным.
   Вышеприведенные мной примеры являются дополнением друг друга. Так автор подчеркивает, что люди не только разучились наслаждаться красотами природы, но и перестали её ценить, безжалостно истребляя её ради своих нужд.

К3-Отражение позиции автора исходного текста+1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

К4-Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста+1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

К5- Смысловая  цельность, речевая связность и последовательность изложения + 1 балл

Работа характеризуется  смысловой цельностью, речевой связностью, последовательностью изложения, но допущена одна логическая  ошибка: в исходном тексте рассказывается о трудностях, с которыми приходится сталкиваться тем, кто путешествует по тайге, в сочинении же это названо неумением видеть красоту леса.

К6- Точность и выразительность речи+ 0 баллов
Есть нарушения точности выражения мысли:
В качестве первого примера писатель выделяет мысль героя о том, что лесные пейзажи для него довольно скучны:
Писатель не выделяет мысль в качестве примера, это читатель должен найти пример-иллюстрацию в тексте, чтобы подтвердить правильность выбора проблемы. Такая же ошибка:
Следующим примером В. Арсеньев выделяет заключение, к которому приходит рассказчик в конце.


К7- Соблюдение орфографических норм+2 балла
Он понимает, что сегодня леса подлежат катастрофически-масштабному истреблению,
В данном словосочетании дефис не нужен.

К8-Соблюдение пунктуационных норм+2 балла

Данным примером автор показывает, что сегодня человек зачастую не способен увидеть в природных пейзажах, таких как лесная чаща, чего-либо вдохновляющего, чарующего.
Перед КАК нужна запятая.
Возле деревни, где живет мой дедушка всегда был хвойный лес, где нередко встречались дикие животные.
Выделенное предложение- придаточное, надо закрыть его запятой.

К9-Соблюдение грамматических норм + 0 баллов

сегодня человек зачастую не способен увидеть в природных пейзажах, таких как лесная чаща, чего-либо вдохновляющего, чарующего.
не способен увидеть (что?)-требуется винительный падеж-не способен увидеть ЧТО - ЛИБО ВДОХНОВЛЯЮЩЕЕ...
 Вышеприведенные мной примеры являются дополнением друг друга.
Такой вид связи сейчас не приветствуется, потому что дополнение как связь указывается в 90% случаев, но дело даже не в этом: примеры дополняют друг друга либо являются дополнением друг другу(так грамматически правильно). В вашем случае не только неправильное с точки зрения грамматики предложение, но и по смыслу( об этом уже сказано выше).
Так автор подчеркивает, что люди не только разучились наслаждаться красотами природы, но и перестали её ценить, безжалостно истребляя её ради своих нужд.
Второе местоимение ЕЁ лишнее.

К10-Соблюдение речевых норм+ 0 баллов

  В центре внимания автора предстаёт главный герой текста-рассказчик, рассуждающий о значении леса для современного человека.
Неправильно ПРЕДСТАЁТ, надо НАХОДИТСЯ либо вообще без глагола можно обойтись.
 В качестве первого примера писатель выделяет мысль героя о том, что лесные пейзажи для него довольно скучны:

О неправильной формулировке уже сказано выше;  писатель не может выделять мысль героя, он может указывать на мысль героя о том, что...Можно было так написать: Писатель показывает, что лесные пейзажи скучны рассказчику...
 Следующим примером В. Арсеньев выделяет заключение, к которому приходит рассказчик в конце.
Ваше предложение (переставим слова) Арсеньев примером выделяет заключение  вообще непонятное; к какому заключению приходит рассказчик в конце- это можно узнать из текста, но ваше предложение требует корректировки. Вариант: Итоги размышлений рассказчика грустные, о них В.Арсеньев пишет в заключительной части текста:

"Первобытные девственные леса в большей части страны выгорели...Там...ныне свистит паровоз, где были редкие жилища одиноких звероловов, появились большие русские селения, туземцы отошли на север...Край начал утрачивать свою оригинальность и претерпевать то превращение, которое неизбежно несет за собой цивилизация".

заключение- в конце( эти слова в одном предложении рассматриваются как речевое излишество).

Он понимает, что сегодня леса подлежат катастрофически-масштабному истреблению,
Сравните: книги подлежат уничтожению= книги надо уничтожить, то есть леса подлежат истреблению-лексическая несочетаемость(вы сами их приговариваете к истреблению).Надо: леса подвергаются истреблению...

Вышеприведенные мной примеры являются дополнением друг друга.
Слово МНОЙ лишнее; вышеприведённые-канцеляризм, нарушение стиля; про остальную выделенную часть сказано в К9.
что люди не только разучились наслаждаться красотами природы,
Лучше сказать КРАСОТОЙ ПРИРОДЫ.
Действительно, сегодня редко встретишь человека, получающего наслаждение от прогулки на природе.
Здесь нет речевой ошибки, но отмечу, что это утверждение сомнительное.
а животные и вовсе пропали.
и вовсе-это слово лишнее, причём оно и  стиль нарушает. Правильнее так: а дикие животные исчезли.

 
Наблюдать за этим процессом невероятно тяжело, особенно жителям деревни, наслаждавшимся лесными красотами всю жизнь.

лесными красотами лучше заменить на красотой леса.
В заключение хотелось бы сказать, что я благодарна В. Арсеньеву за возможность задуматься о проблеме отношения человека к природе в двадцать первом веке.
В заключение ХОЧЕТСЯ СКАЗАТЬ( без сослагательного наклонения).

К11-Соблюдение этических норм + 1 балл

Этические ошибки в работе отсутствуют.

К12- Соблюдение фактологической точности в фоновом материале+ 0 баллов

Допущены фактические ошибки в фоновом материале:
Ценит ли в двадцать первом веке человек природу? Над этим вопросом размышляет в данном тексте В. Арсеньев.
В данном тексте нет указания на 21 век, так как написана книга, из которой  приведён отрывок, в 1917 году.

рассказчик, рассуждающий о значении леса для современного человека.
Таких рассуждений (о значении леса) в тексте нет.

Общие рекомендации: перед тем как писать сочинение, внимательнее читайте текст, чтобы не прибавлять от себя того, чего в нём нет. Особенное  внимание - на цифры, даты. В данном тексте вы могли бы обратиться к эпизоду, где речь идёт о бурундуке. Можно было сравнить отношение  животного к месту своего обитания и отношение людей к лесу.


(15)Я заметил, что бурундук постоянно возвращается к одному и тому же месту и каждый раз что-то уносит с собой. (16)Когда он уходил, его защёчные мешки были туго набиты, когда же он появлялся снова на поверхности земли, рот его был пустой. (17)Меня эта картина очень заинтересовала. (18)Я подошёл ближе и стал наблюдать. (19)На колоднике лежали сухие грибки, корешки и орехи. (20)Так как ни грибов, ни кедровых орехов в лесу ещё не было, то, очевидно, бурундук вытащил их из своей норки. (21)Но зачем? (22)Тогда я вспомнил рассказы Дерсу о том, что бурундук делает большие запасы продовольствия, которых ему хватает иногда на два года. (23)Чтобы продукты не испортились, он время от времени выносит их наружу и сушит, а к вечеру уносит обратно в свою норку.

Посмотрите, как бережно хранит запасы бурундук, сушит их и снова затаскивает в норку, а не оставляет их просто так. Не случайно сразу после этого абзаца писатель размышляет о том, какой вред наносит лесам человек:
6)Край начал утрачивать свою оригинальность и претерпевать то превращение, которое неизбежно несет за собой цивилизация.

Работайте над устранением  речевых и грамматических ошибок. Удачи вам!
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 12

Возврат к списку