Пишите 

  раздельно:

  • как раз, 
  • как будто, 
  • будто бы, 
  • как бы, 
  • всё равно, 
  • можно ли, 
  • вряд ли, 
  • едва ли, 
  • всё же, 
  • к тому же

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема героизма женщины на войне

  • Текст: П. Ерашов. Женщина на войне

    (1)Это был первый настоящий бой Кати. (2)Артиллерийская подготовка началась перед рассветом, под её прикрытием заняли исходные позиции.

    (3)Накануне вечером писали письма. (4)Только Кате писать было некуда: все родные погибли. (5)Так что терять в бою ей, по сути, было нечего — кроме собственной жизни. (6)Но её она, молодая девчонка, после перенесённых страданий, к сожалению, уже мало ценила.

    (7)И вот он, бой. (8)Танк, в котором они находились, мотало из стороны в сторону, трясло так, что Катя едва удерживалась на сиденье. (9)«Если так будет дальше, как же стрелять?» — думала она. (10)Хотя её дело было не наводить пушку, а подавать снаряды. (11)Тужливо рыча, машины настырно карабкались вверх, от моторов, пущенных на полные обороты, жара стояла несусветная, ещё пахло соляркой, забивало отработанными газами, свежим воздухом тянуло только через технические зазоры и смотровую щель.

    (12) Тут по раскалённой от боя броне танка что-то застрекотало, однако Катя не сразу осознала, что их обстреливают. (13)Всё дальнейшее слилось для неё в сплошной грохот, дым, крики в переговорном устройстве. (14)Лупили то подкалиберными, то бронебойно-зажигательными, то осколочными снарядами. (15)Катя не понимала, что происходит снаружи, не могла ещё по видам снарядов, подаваемых ею, определить обстановку. (16)Она только слышала грохот; её, такую хрупкую и маленькую девушку, дёргало вместе с огромной машиной. (17)Страха, как ни странно, Катя вовсе не испытывала: она плохо соображала, что к чему, только слышала команды и выполняла их. (18)Бой шёл как бы сам по себе, а она была сама по себе.

    (19) И тут вдруг случилось нечто неожиданное и дикое: машина как бы провалилась, после чего Катю подкинуло, ударило больно сверху, внутренность танка наполнило теперь вовсе нестерпимым жаром и тяжёлыми угарными запахами, а после в один миг погасли плафоны освещения.

    (20) Командир открыл крышку башенного люка, Катя протиснулась вслед за ним.

    (21)Оказалось, танк ухнулся в бомбовую воронку, без посторонней помощи было не выбраться. (22)Катя вспомнила, сколько раз им напоминали, твердили, требовали повторять вслух железный закон: если танк подбит, но не горит, экипаж обязан защищать боевую технику до конца. (23)И Катя приготовилась биться до конца, ведь это был её воинский долг. (24)В этот момент она видела немцев: они были так близко, как никогда, почти рядом, бежали, строчили из шмайсеров. (25)«Всё, — подумала Катя, — сейчас конец».

    (26) Но, как ни странно, даже сейчас она страха не ощутила: слишком невероятно было всё происходящее вокруг этой молодой женщины, у которой война отняла юность, семью, мечты о счастливой жизни...

    (27) Катя дёрнула цепочку револьверной заглушки, высунула в отверстие рыльце автомата и начала лупить, не видя немцев, наугад, и ждала: сейчас, вот-вот... (28)Она почему-то увидела: часы на щитке приборов остановились — было девять часов двадцать минут.

    (29) Они с командиром отбились-таки и сохранили танк, вот только механик Генка погиб. (30)В сентябре сорок четвёртого сержант Екатерина Мушкина, отмеченная орденом, стала командиром танка. (31)Не женой, не матерью, не хранительницей семейного очага — командиром танка.

     

    (по В.П. Ерашову*)

     

    *Валентин Петрович Ерашов (1927-1999) — русский писатель, автор многочисленных произведений о войне.


23.03.2021 14:38:23
Автор: Лиза Мецгер

        Способна ли женщина проявить героизм, самоотверженность и бесстрашие на войне? Над этой проблемой размышляет писатель В. П. Ерашов в представленном тексте.
    В центре внимания автора история девушки Кати, её первый настоящий бой. Главной героине поручено задание – подавать снаряды танкистам. В ходе сражения девушка не только справляется с поставленной задачей, но еще и не поддается волнению и страху и более того, когда танк, в котором находится Катя в результате обстрела выходит из строя, она, преданная своему военному долгу, вместе с командиром до последнего отбивается от немцев, и в результате им удается сохранить танк.
    В качестве первого примера автор приводит начало боя. Катя абсолютно неопытна и, сидя внутри танка, не осознает, что происходит снаружи. Многочисленные выстрелы, шум моторов сливаются для неё в бесконечный гул, из-за сильной тряски, криков она теряется, удержаться на месте становится все сложнее: «Танк, в котором они находились, мотало из стороны в сторону, трясло так, что Катя едва удерживалась на сиденье… Всё слилось для неё в сплошной грохот…её, такую хрупкую и маленькую девушку, дёргало вместе с огромной машиной». Ситуация, в которую попадает главная героиня, действительно, ужасна, в столь накаленной атмосфере безошибочно выполнять порученное задание трудно, однако Катя с этим справляется. Приводя данный пример, автор показывает, что юной хрупкой девушке на войне приходится невероятно нелегко.
    Развивая сюжетную линию, писатель приводит следующий пример. После длительного обстрела танк, в котором находится Катя и другие танкисты, выходит из строя: «…случилось нечто неожиданное и дикое: машина как бы провалилась, после чего Катю подкинуло, ударило больно сверху…в один миг погасли плафоны освещения». Однако главная героиня не теряется, не позволяет страху и ужасу овладеть ей. Она помнит свой главный воинский долг – до последнего защищать танк от немецких пуль и отчаянно борется с наступающим врагом: «Катя дёрнула цепочку револьверной заглушки, высунула в отверстие рыльце автомата и начала лупить, не видя немцев, наугад…Они с командиром отбились-таки и сохранили танк…» Автор показывает, что несмотря на физическую слабость, хрупкое телосложение и неопытность в военном деле у главной героини получается взять себя в руки, поверить в свои силы и с честью исполнить свой долг.
    Противопоставляя эти примеры, В. П. Ерашов подчеркивает, что девушка, преданная своему делу, своей Родине и своему долгу, несмотря ни на какие трудности и опасности способна перебарывать себя, бесстрашно сражаться, бросая вызов смерти.
    Автор текста считает, что девушка может проявлять на войне героизм, мужество и отвагу, забывая о страхе и слабости.
    Безусловно, невозможно не согласиться с писателем. Ведь, действительно, общественные стереотипы о том, что девушке, как представительнице «слабого пола», не место в военном деле, несправедливы, а героизм русских солдат-женщин служит явным тому доказательством. В подтверждение своей точки зрения хотелось бы обратиться к опыту моей семьи. Когда началась Великая Отечественная Война, дом моей бабушки и её мамы был подвержен многочисленным обстрелам и нападениям немецких солдат. Чтобы защитить свою дочь и собственную жизнь, моя прабабушка, собрав все ценные вещи в мешки, с бабушкой на руках бежала в более безопасную деревню. Расстояние было немаленьким, все время бушевала непогода - ужасный ливень, пронизывающий ветер. Однако, проявив настоящий героизм и мужество, моя прабабушка смогла добраться до соседнего поселения, благодаря чему спасла свою жизнь и жизнь своей дочери.
    В заключение хочу сказать, что я благодарна В. П. Ерашову за возможность еще раз задуматься о проблеме героизма, который способна проявлять на войне женщина.
Количество слов - 536

Рецензент: Елена Дудина

Здравствуйте, Лиза!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 4 балла

Пример 1 (поведение Кати в начале боя) в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 (поведение Кати в начале боя) указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена неверно: в первом примере Катя справилась с трудностями, во втором - тоже. В чем же противопоставление?

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.

Ошибки: нет

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Ошибки:

Чтобы защитить свою дочь и собственную жизнь, моя прабабушка, собрав все ценные вещи в мешки, с бабушкой на руках бежала в более безопасную деревню.
Понятно, что речь идет о БУДУЩЕЙ бабушке, а бежала женщина с дочерью на руках. Но фраза звучит странно, лучше избегать подобных конструкций.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

Ошибки:

Когда началась Великая Отечественная Война, дом моей бабушки и её мамы был подвержен многочисленным обстрелам
Правильно: Великая Отечественная война.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки:

В ходе сражения девушка не только справляется с поставленной задачей, но еще и не поддается волнению и страху и ЗПТ более того, когда танк, в котором находится Катя ЗПТ в результате обстрела выходит из строя, она, преданная своему военному долгу, вместе с командиром до последнего отбивается от немцев, и в результате им удается сохранить танк.
Пропущена запятая перед вводным словом и на границе придаточной части.
Автор показывает, что ЗПТ несмотря на физическую слабость, хрупкое телосложение и неопытность в военном деле ЗПТ у главной героини получается взять себя в руки, поверить в свои силы и с честью исполнить свой долг.
Оборот со словами "несмотря на" обособляется.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла.

Ошибки: нет

K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла.

Ошибки: нет

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием проблемы. Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 20

Возврат к списку