Запомни!

  Ь на конце наречий и частиц:
  • лишь
  • бишь
  • вишь
  • ишь
  • навзничь
  • настежь
  • напрочь
  • прочь
  • сплошь
  • наотмашь
  • вскачь
  • невмочь
  • точь-в-точь


На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Каким должен быть культурный человек?

  • Текст: А. Чехов. Дом с мезонином (отрывок)

    — (1) В Малозёмове гостит князь, тебе кланяется, — говорила Лида матери, вернувшись откуда-то и снимая перчатки. — (2) Рассказывал много интересного... (3) Обещал опять поднять в губернском собрании вопрос о медицинском пункте в Малозёмове, но, говорит, мало надежды. — (4) И, обратясь ко мне, она сказала:

    — Извините, я всё забываю, что для вас это не может быть интересно.

    (5) Я почувствовал раздражение.

    — (6) Почему же не интересно? — спросил я и пожал плечами. — (7) Вам не угодно знать моё мнение, но уверяю вас, этот вопрос меня живо интересует.

    — (8) Да?

    — (9) Да. (10) По моему мнению, медицинский пункт в Малозёмове вовсе не нужен.

    (11) Моё раздражение передалось и ей; она посмотрела на меня, прищурив глаза, и спросила:

    — Что же нужно? (12) Пейзажи?

    — (13) И пейзажи не нужны. (14) Ничего там не нужно.

    (15) Она кончила снимать перчатки и развернула газету, которую только что привезли с почты; через минуту она сказала тихо, очевидно сдерживая себя:

    — На прошлой неделе умерла от родов Анна, а если бы поблизости был медицинский пункт, то она осталась бы жива. (16) И господа пейзажисты, мне кажется, должны бы иметь какие-нибудь убеждения на этот счёт.

    — (17) Я имею на этот счёт очень определённое убеждение, уверяю вас, — ответил я, а она закрылась от меня газетой, как бы не желая слушать. — (18) По-моему, медицинские пункты, школы, библиотечки, аптечки при существующих условиях служат только порабощению. (19) Народ опутан цепью великой, и вы не рубите этой цепи, а лишь прибавляете новые звенья — вот вам моё убеждение.

    (20) Она подняла на меня глаза и насмешливо улыбнулась, а я продолжал, стараясь уловить свою главную мысль:

    Не то важно, что Анна умерла от родов, а то, что все эти Анны, Мавры, Пелагеи с раннего утра до потёмок гнут спины, болеют от непосильного труда, всю жизнь дрожат за голодных и больных детей, всю жизнь боятся смерти и болезней, всю жизнь лечатся, рано блёкнут, рано старятся и умирают в грязи и в вони; их дети, подрастая, начинают ту же музыку, и так проходят сотни лет, и миллиарды людей живут хуже животных — только ради куска хлеба, испытывая постоянный страх. (21) Весь ужас их положения в том, что им некогда о душе подумать, некогда вспомнить о своём образе и подобии; голод, холод, животный страх, масса труда, точно снеговые обвалы, загородили им все пути к духовной деятельности, именно к тому самому, что отличает человека от животного и составляет единственное, ради чего стоит жить.

    (22) Вы приходите к ним на помощь с больницами и школами, но этим не освобождаете их от пут, а, напротив, ещё больше порабощаете, так как, внося в их жизнь новые предрассудки, вы увеличиваете число их потребностей, не говоря уже о том, что за книжки они должны платить земству и, значит, сильнее гнуть спину.

    — (23) Я спорить с вами не стану, — сказала Лида, опуская газету. — (24) Я уже это слышала. (25) Скажу вам только одно: нельзя сидеть сложа руки. (26) Правда, мы не спасаем человечества и, быть может, во многом ошибаемся, но мы делаем то, что можем, и мы правы. (27) Самая высокая и святая задача культурного человека — это служить ближним, и мы пытаемся служить, как умеем. (28) Вам не нравится, но ведь на всех не угодишь.

    — (29) Правда, Лида, правда, — сказала мать.

    (30) В присутствии Лиды она всегда робела и, разговаривая, тревожно поглядывала на неё, боясь сказать что-нибудь лишнее или неуместное; и никогда она не противоречила ей, а всегда соглашалась: «Правда, Лида, правда».

    — (31) Мужицкая грамотность, книжки с жалкими наставлениями и прибаутками и медицинские пункты не могут уменьшить ни невежества, ни смертности так же, как свет из ваших окон не может осветить этого громадного сада, — сказал я. — (32) Вы не даёте ничего, вы своим вмешательством в жизнь этих людей создаёте лишь новые потребности, новый повод к труду.

    — (33) Ах, боже мой, но ведь нужно же делать что-нибудь! — сказала Лида с досадой, и по её тону было заметно, что мои рассуждения она считает ничтожными и презирает их.

    (По А. П. Чехову)

23.03.2021 12:34:05
Автор: Равшан Рустамов

   Каким должен быть культурный человек? Именно этот вопрос находится в центре внимания А. Чехова в предложенном для анализа тексте.
   Рассуждая над проблемой, автор показывает читателям очень меркантильного, равнодушного князя. Он  спорил с Лидой и утверждал, что людям не нужны “медицинские пункты, школы, библиотечки, аптечки”, так как они “при существующих условиях служат только порабощению”. Этим примером, А. Чехов показывает, что культурному человеку нельзя быть равнодушным, потому что помощь другим важна.
   Далее автор противопоставляет образу князя образ Лиды. Эта женщина была по настоящему культурным человек, так как она хотела искренне помогать людям и сделать их жизнь хоть чуть-чуть легче.  Главными аргументом Лиды в споре с князем был то, что “нельзя сидеть сложа руки”. Таким образом, автор показывает, что культурный человек должен быть добрым.
  Оба примера связаны между собой методом противопоставления. Тем самым, читатель понимает, каким должен быть культурный человек.
   Авторская позиция мне понятна. Она заключается в том, что культурный человек должен заботиться о людях и быть добрым.
   Я согласен с мнением автора и тоже считаю, что человек высокой культуры должен помогать людям. В произведении А.С.  Пушкина “Капитанская дочка”, показан молодой дворянин Петр Гринев. Он был тем, кого можно было назвать культурным человеком. Молодой дворянин отличался хорошими человеческими качествами, ему не было чуждо сострадание и желание помочь людям.
   Таким образом, можно сделать вывод, что культурный человек не должен отворачиваться от людей, а должен  им всячески помогать, быть добрым.
Количество слов - 234

Рецензент: Елена Дудина

Здравствуйте, Равшан!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 2 балла

Пример 1 (отношение художника к устройству учреждений для бедных) в сочинении указан, пояснен. Однако в пояснении содержится логическая ошибка, поэтому оно не может быть засчитано. Кроме того, допущена существенная фактическая ошибка. искажающая суть примера - герой назван меркантильным и равнодушным, что не соответствует действительности. Пример не засчитан.

Пример 2 указан, пояснен.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно.

Чтобы понять, какова на самом деле позиция автора, советую вам посмотреть на нашем сайте вебинар Наталии Ягинцевой, которая разбирала этот текст.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

При неверно определенной позиции автора собственная позиция обнуляется.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.

Ошибки:

Он  спорил с Лидой и утверждал, что людям не нужны “медицинские пункты, школы, библиотечки, аптечки”, так как они “при существующих условиях служат только порабощению”. Этим примером, А. Чехов показывает, что культурному человеку нельзя быть равнодушным, потому что помощь другим важна.
Вывод не вытекает из цитаты. Ошибка: ложный вывод.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

Ошибки:

Эта женщина была по настоящему культурным человек, так как она хотела искренне помогать людям и сделать их жизнь хоть чуть-чуть легче.  
по-настоящему

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки:

В произведении А.С.  Пушкина “Капитанская дочка”, показан молодой дворянин Петр Гринев.
Лишняя запятая.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Ошибки:

Рассуждая над проблемой, автор показывает читателям очень меркантильного, равнодушного князя.
Ошибка управления. Правильно: рассуждая О проблеме....
Эта женщина была по настоящему культурным человек, так как она хотела искренне помогать людям и сделать их жизнь хоть чуть-чуть легче.  
Ошибка управления. Правильно: была культурным человекОМ.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.

Ошибки:

Оба примера связаны между собой методом противопоставления.
несочетаемость.
Тем самым, читатель понимает, каким должен быть культурный человек.
Сочетание употреблено неуместно.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 0 баллов

Рассуждая над проблемой, автор показывает читателям очень меркантильного, равнодушного князя.
О каком князе вы пишете? В тексте Лида лишь упоминает о князе:
— (1) В Малозёмове гостит князь, тебе кланяется, — говорила Лида матери, вернувшись откуда-то и снимая перчатки. — (2) Рассказывал много интересного... (3) Обещал опять поднять в губернском собрании вопрос о медицинском пункте в Малозёмове, но, говорит, мало надежды.
А диалог на протяжении всего рассказа Лида ведет с художником, который вовсе не меркантильный и совсем не равнодушный.

Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом текста. Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 0
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 12

Возврат к списку