Запомни!

   Не пишутся буквы Д и Т в словах:
   поскользнуться
   пощёчина
   почерк
   поручик

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

задачи культурного человека

  • Текст: А. Чехов. Дом с мезонином (отрывок)

    — (1) В Малозёмове гостит князь, тебе кланяется, — говорила Лида матери, вернувшись откуда-то и снимая перчатки. — (2) Рассказывал много интересного... (3) Обещал опять поднять в губернском собрании вопрос о медицинском пункте в Малозёмове, но, говорит, мало надежды. — (4) И, обратясь ко мне, она сказала:

    — Извините, я всё забываю, что для вас это не может быть интересно.

    (5) Я почувствовал раздражение.

    — (6) Почему же не интересно? — спросил я и пожал плечами. — (7) Вам не угодно знать моё мнение, но уверяю вас, этот вопрос меня живо интересует.

    — (8) Да?

    — (9) Да. (10) По моему мнению, медицинский пункт в Малозёмове вовсе не нужен.

    (11) Моё раздражение передалось и ей; она посмотрела на меня, прищурив глаза, и спросила:

    — Что же нужно? (12) Пейзажи?

    — (13) И пейзажи не нужны. (14) Ничего там не нужно.

    (15) Она кончила снимать перчатки и развернула газету, которую только что привезли с почты; через минуту она сказала тихо, очевидно сдерживая себя:

    — На прошлой неделе умерла от родов Анна, а если бы поблизости был медицинский пункт, то она осталась бы жива. (16) И господа пейзажисты, мне кажется, должны бы иметь какие-нибудь убеждения на этот счёт.

    — (17) Я имею на этот счёт очень определённое убеждение, уверяю вас, — ответил я, а она закрылась от меня газетой, как бы не желая слушать. — (18) По-моему, медицинские пункты, школы, библиотечки, аптечки при существующих условиях служат только порабощению. (19) Народ опутан цепью великой, и вы не рубите этой цепи, а лишь прибавляете новые звенья — вот вам моё убеждение.

    (20) Она подняла на меня глаза и насмешливо улыбнулась, а я продолжал, стараясь уловить свою главную мысль:

    Не то важно, что Анна умерла от родов, а то, что все эти Анны, Мавры, Пелагеи с раннего утра до потёмок гнут спины, болеют от непосильного труда, всю жизнь дрожат за голодных и больных детей, всю жизнь боятся смерти и болезней, всю жизнь лечатся, рано блёкнут, рано старятся и умирают в грязи и в вони; их дети, подрастая, начинают ту же музыку, и так проходят сотни лет, и миллиарды людей живут хуже животных — только ради куска хлеба, испытывая постоянный страх. (21) Весь ужас их положения в том, что им некогда о душе подумать, некогда вспомнить о своём образе и подобии; голод, холод, животный страх, масса труда, точно снеговые обвалы, загородили им все пути к духовной деятельности, именно к тому самому, что отличает человека от животного и составляет единственное, ради чего стоит жить.

    (22) Вы приходите к ним на помощь с больницами и школами, но этим не освобождаете их от пут, а, напротив, ещё больше порабощаете, так как, внося в их жизнь новые предрассудки, вы увеличиваете число их потребностей, не говоря уже о том, что за книжки они должны платить земству и, значит, сильнее гнуть спину.

    — (23) Я спорить с вами не стану, — сказала Лида, опуская газету. — (24) Я уже это слышала. (25) Скажу вам только одно: нельзя сидеть сложа руки. (26) Правда, мы не спасаем человечества и, быть может, во многом ошибаемся, но мы делаем то, что можем, и мы правы. (27) Самая высокая и святая задача культурного человека — это служить ближним, и мы пытаемся служить, как умеем. (28) Вам не нравится, но ведь на всех не угодишь.

    — (29) Правда, Лида, правда, — сказала мать.

    (30) В присутствии Лиды она всегда робела и, разговаривая, тревожно поглядывала на неё, боясь сказать что-нибудь лишнее или неуместное; и никогда она не противоречила ей, а всегда соглашалась: «Правда, Лида, правда».

    — (31) Мужицкая грамотность, книжки с жалкими наставлениями и прибаутками и медицинские пункты не могут уменьшить ни невежества, ни смертности так же, как свет из ваших окон не может осветить этого громадного сада, — сказал я. — (32) Вы не даёте ничего, вы своим вмешательством в жизнь этих людей создаёте лишь новые потребности, новый повод к труду.

    — (33) Ах, боже мой, но ведь нужно же делать что-нибудь! — сказала Лида с досадой, и по её тону было заметно, что мои рассуждения она считает ничтожными и презирает их.

    (По А. П. Чехову)

22.03.2021 19:54:14
Автор: Артём Никитин

Какие задачи у культурного человека? Именно этот вопрос находится в центре внимания А.П.Чехова в предложенном для анализа тексте.
Рассуждая о проблеме задач культурного человека, автор пишет о противопоставленных взглядах на жизнь рассказчика и Лиды. "По-моему, медицинские пункты, школы, библиотечки, аптечки при существующих условиях служат только порабощению. Народ опутан цепью великой, и вы не рубите этой цепи, а лишь прибавляете новые звенья — вот вам моё убеждение."- повествует А. Чехов. Этот пример позволяет понять, что вмешательство в жизни других людей мешает духовному развитию, поэтому главной задачей культурного человека является уважение окружающих.
Далее А.Чехов пишет о мнении Лиды, которая считает : "Самая высокая и святая задача культурного человека — это служить ближним, и мы пытаемся служить, как умеем. Вам не нравится, но ведь на всех не угодишь". В этом эпизоде автор показывает, что нельзя сидеть сложа руки, стоит помогать окружающим людям.
Эти примеры, противопоставленные друг другу, дают понять, что для одних культурных людей главной задачей является забота о ближнем, а для других ,наоборот,-невмешательство в жизни других людей.
Позиция автора мне понятна. Она заключается в том, что святая задача культурного человека - это служить ближним.
Я согласен с позицией автора и точно также считаю, что нужно проявлять заботу по отношению к родным людям. Вспоминаю произведение А. Лиханова "Мальчик, которому не больно", где родная бабушка главного героя всегда ему служила и помогала, ведь он для неё был очень близким человеком.
Прочитав текст А. Чехова, я сделал вывод, что главной задачей культурного человека является забота о ближнем.
Количество слов - 246

Рецензент: Елена Дудина

Здравствуйте, Артем!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована некорректно. Правильнее было бы выстроить проблемный вопрос в виде полноценного предложения: Какие задачи ставит перед собой культурный человек?

K2 - Комментарий + 3 балла

Пример 1 (точка зрения первого персонажа) в сочинении указан, пояснен, однако в пояснении содержится логическая ошибка, поэтому оно не может быть засчитано.

Пример 2 (точка зрения второго персонажа) указан, слабо пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена верно, не проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно.

Чтобы понять позицию автора, посмотрите на нашем сайте вебинар Н. Ягинцевой, которая провела детальный разбор этого текста.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

В собственной позиции вы подменяете тезис, приводите неубедительный пример.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.

Ошибки:

Рассуждая о проблеме задач культурного человека, автор пишет о противопоставленных взглядах на жизнь рассказчика и Лиды. "По-моему, медицинские пункты, школы, библиотечки, аптечки при существующих условиях служат только порабощению. Народ опутан цепью великой, и вы не рубите этой цепи, а лишь прибавляете новые звенья — вот вам моё убеждение."- повествует А. Чехов.
Непонятно, чьи слова - рассказчика или Лиды - процитированы. Создается ложное впечатление, что указано убеждение Чехова. Логическая структура рассуждения нарушена.
Этот пример позволяет понять, что вмешательство в жизни других людей мешает духовному развитию, поэтому главной задачей культурного человека является уважение окружающих.
Пояснение не соответствует смыслу цитаты, поскольку в цитате ничего не сказано ни о вмешательстве в жизни других людей, ни об уважении или неуважении окружающих.
Этот пример позволяет понять, что вмешательство в жизни других людей мешает духовному развитию, поэтому главной задачей культурного человека является уважение окружающих.
Смысловая неопределенность вызвана неверным построением фраз: непонятно, чьему именно духовному развитию мешает "вмешательство", и что подразумевается под сочетанием "уважение окружающих": культурный человек должен их уважать, или они должны уважать его.
Эти примеры, противопоставленные друг другу, дают понять, что для одних культурных людей главной задачей является забота о ближнем, а для других ,наоборот,-невмешательство в жизни других людей.
Позиция автора мне понятна. Она заключается в том, что святая задача культурного человека - это служить ближним.
Из вашего комментария не следует, что автор придерживается именно этой точки зрения. Как, почему вы так решили? По каким признакам поняли оценку автора? Непонятно.

K6 - Точность и выразительность речи + 0 баллов.

Ошибки:

Я согласен с позицией автора и точно также считаю, что нужно проявлять заботу по отношению к родным людям.
В тексте Чехова речь идет о помощи БЕДНЫМ людям, а не родным.

В целом речь характеризуется бедностью словаря и однообразием конструкций.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

Ошибки:

Я согласен с позицией автора и точно также считаю, что нужно проявлять заботу по отношению к родным людям.
точно так же

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки:

"По-моему, медицинские пункты, школы, библиотечки, аптечки при существующих условиях служат только порабощению. Народ опутан цепью великой, и вы не рубите этой цепи, а лишь прибавляете новые звенья — вот вам моё убеждение."- повествует А. Чехов.
Пунктуационная ошибка в оформлении прямой речи.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла.

Ошибки: нет

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Рассуждая о проблеме задач культурного человека, автор пишет о противопоставленных взглядах на жизнь рассказчика и Лиды.
Несочетаемость.
Этот пример позволяет понять, что вмешательство в жизни других людей мешает духовному развитию, поэтому главной задачей культурного человека является уважение окружающих.
Повтор.
В этом эпизоде автор показывает, что нельзя сидеть сложа руки, стоит помогать окружающим людям.
Людям - лишнее слово.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием проблемы, над логикой рассуждения. Удачи!


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 12

Возврат к списку