Запомни!

  • Не кто иной, как.
  • Не что иное, как.
  • Не кто другой, как.
  • Не что другое, как.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема искусства

  • Текст: В. Гаршин. Художник Рябинин

    (1)Художник Рябинин, самый способный ученик Художественной академии, подающий огромные надежды сделаться одним из «наших корифеев», выдумал такую глупость, что я не знаю, что о нём и думать.

    (2)Третьего дня я, бывший инженер, а ныне волею судьбы художник, возил его на металлический завод; мы провели там целый день, осмотрели всё, причём я объяснял ему всякие особенности производства. (3)Наконец я привёл его в котельное отделение. (4)Там в это время работали над огромнейшим котлом, у которого разошёлся шов. (5)Адская работа! (6)Человек садится в котёл и держит заклёпку изнутри клещами, что есть силы напирая на них грудью, а снаружи мастер колотит по заклёпке молотом и выделывает шляпку. (7)Это всё равно что по груди бить! (8)Я раз попробовал было забраться в котёл, так после четырёх заклёпок еле выбрался. (9)Совсем разбило грудь. (10)А эти как-то ухитряются привыкать. (11)Правда, и мрут они как мухи: год-два вынесет, а потом если и жив, то редко куда-нибудь годен. (12)Извольте-ка целый день выносить грудью удары здоровенного молота, да ещё в котле, в духоте, согнувшись в три погибели. (13)Зимой железо мёрзнет, холод, а он сидит или лежит на железе. (14)Трудная работа этим глухарям (так их рабочие прозвали). (15)От этого трезвона они часто глохнут. (16)А получают за такую каторжную работу гроши, потому что тут ни навыка, ни искусства не требуется, а только мясо… (17)Сколько тяжёлых впечатлений на всех этих заводах!

    (18)Рябинин сказал, что не уйдёт, пока не увидит глухаря. (19)Художник влез в котёл и полчаса смотрел, как работник, согнувшись в комок, сидел в углу котла и подставлял свою грудь под удары молота. (20)В эти полчаса молот поднялся и опустился сотни раз, глухарь корчился.

    (21)Рябинин вылез оттуда бледный и расстроенный, всю дорогу назад молчал. (22)А сегодня объявляет мне, что уже начал писать этого рабочего - глухаря. (23)Что за идея! (24)Что за поэзия в грязи! (25)Здесь я могу сказать, никого и ничего не стесняясь, то, чего, конечно, не сказал бы при всех: по-моему, вся эта мужичья полоса в искусстве – чистое уродство. (26)Кому нужны эти пресловутые репинские «Бурлаки»? (27)Написаны они прекрасно, нет спора, но ведь и только. (28)Где здесь красота, гармония, изящное? (29)А не для воспроизведения ли изящного в природе и существует искусство?

    (30)То ли дело у меня! (31)Ещё несколько дней работы, и будет кончено моё тихое «Майское утро». (32)Чуть колышется вода в пруду, ивы склонили на него свои ветви, восток загорается, мелкие перистые облачка окрасились в розовый цвет. (33)Женская фигурка идёт с крутого берега с ведром за водой, спугивая стаю уток. (34)Вот и всё. (35)Кажется, просто, а между тем я ясно чувствую, что поэзии в картине вышло пропасть. (36)Вот это – искусство! (37)Оно настраивает человека на тихую, кроткую задумчивость, смягчает душу. (38)А рябининский «Глухарь» ни на кого не подействует уже потому, что всякий постарается поскорей убежать от него, чтобы только не мозолить себе глаза этими безобразными тряпками и этой грязной рожей. (39)Странное дело. (40)Ведь вот в музыке не допускаются режущие ухо, неприятные созвучия, отчего же у нас, в живописи, можно воспроизводить положительно безобразные, отталкивающие образы?

    (41)Рябинин кончил своего «Глухаря» и сегодня позвал меня посмотреть. (42)Я шёл к нему с предвзятым мнением и, нужно сказать, должен был изменить его. (43)Очень сильное впечатление. (44)Рисунок прекрасный. (45)Лучше всего это фантастическое и в то же время высоко истинное освещение. (46)Картина, без сомнения, была бы с достоинствами, если бы не этот странный и дикий сюжет.

    (47)За своё «Майское утро» я получил то, к чему стремится каждый ученик академии, - золотую медаль. (48)И теперь я еду на четыре года за границу совершенствоваться в искусстве. (49)Но Рябинин, Рябинин! (50)Сдал экзамен в учительскую семинарию! (51)Художник, талант! (52)Да он пропадёт, погибнет в деревне. (53)Ну, не сумасшедший ли это человек? (По В.М. Гаршину*)

     

    * Всеволод Михайлович Гаршин (1855–1888) – русский писатель, поэт, художественный критик.

     

     

16.03.2021 23:08:03
Автор: Мария Дегтева

       Можно ли использовать «отталкивающие образы» в искусстве? Над этим вопросом размышляет В.М.Гаршин в предложенном для анализа тексте.

       Раскрывая проблему, автор показывает отношение к искусству Рябинина. Гаршин обращает внимание на то, какую оценку творчеству художника даёт рассказчик: инженер называет коллегу «самым способным учеником Художественной академии», но при этом решительно осуждает его «глупую» идею написать рабочего. Писатель отмечает, что, посетив металлический завод и увидев, какую «адскую работу» на нём выполняют «глухари», Рябинин был глубоко потрясён: он вышел с завода «бледный», «расстроенный» и молчаливый.  Описывая чувства Рябинина, автор даёт читателю понять, что именно эти «тяжёлые впечатления» подтолкнули художника к тому, чтобы написать «каторжный труд» рабочего, выплеснув  в картине всю боль и тоску. Этим примером писатель показывает отношение к искусству художника Рябинина, который считал нужным писать то, что его действительно волнует, даже если приходится «воспроизводить положительно безобразные, отталкивающие образы».

       Совсем иной точки зрения придерживается рассказчик. Инженер, который «волею судьбы» стал художником, резко осуждает идею Рябинина: «мужичью полосу» в творчестве он считает «чистым уродством», а изображение «адской работы» «глухарей» называет «поэзией в грязи».  Автор подчёркивает, что рассказчик отрицает также ценность  «пресловутых репинских» «Бурлаков», потому как не чувствует в шедевре «красоту, гармонию». Итак, герой признаётся, что «ясно чувствует» назначение искусства в «воспроизведении» «изящного», а потому считает, что изображать «безобразные тряпки» и «грязные рожи» недопустимо.

       Таким образом, автор приводит примеры, противопоставленные друг другу, чтобы показать, какие разные точки зрения могут быть у людей в споре об искусстве. С одной стороны – Рябинин, который считает допустимым  изображать всё, что вызывает в человеке сильные чувства, а с другой – рассказчик,  для которого цель искусства заключается в «воспроизведении» исключительно прекрасного.

       Позиция автора не выражена явно, однако логика текста и изобразительно-выразительные средства, использованные писателем, позволяют понять, что симпатии Гаршина на стороне Рябинина: писатель тоже считает, что искусство должно отражать те образы,  которые вызывают живые и яркие эмоции.

       Я согласна с позицией автора. Действительно, одна из важнейших функций искусства – воспитательная: зачастую шедевры музыки, литературы, живописи играют важную роль в становлении личности человека, причём формирование  твёрдого и цельного характера исключительно на основе произведений искусства, воспевающих прекрасное, практически невозможно.  Как показывает опыт, наибольшее влияние на человека оказывают именно те шедевры живописи, музыки, литературы, которые вызывают в нём тревогу, волнение и переживания. Именно поэтому я считаю, что  искусство должно включать не только прекрасные, но и пугающие, потрясающие до глубины души образы.

       В заключение мне хотелось бы сказать, что роль искусства в жизни человека неоценима. Изображая как суровую, так и прекрасную реальность, творцы помогают другим людям разглядеть  всё то важное, что остаётся недоступно взгляду человека, далёкого от искусства.
Количество слов - 416

Рецензент: Елена Дудина

Здравствуйте, Мария!

Благодарю вас за глубокое, выразительное сочинение!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 6 баллов

Пример 1 (отношение к искусству Рябинина)  в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 (отношение к искусству рассказчика) указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.

Ошибки: нет

K6 - Точность и выразительность речи + 2 балла.

Ошибки: нет

Речь эмоциональная, грамотная, конструкции разнообразные.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

Ошибки: нет

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла.

Ошибки: нет

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла.

Ошибки: нет

всё то важное, что остаётся недоступно взгляду человека
Лучше: остается недоступнЫМ

K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла.

Ошибок нет, я лишь выделила недочет:

подтолкнули художника к тому, чтобы написать «каторжный труд» рабочего, выплеснув  в картине всю боль и тоску.
На мой взгляд, сочетание звучит шероховато, я бы посоветовала заменить слово "написать" на "изобразить". Тогда мы бы избавились от повторения однокоренных  слов в этом фрагменте (описывая - написать).
Слово "зачастую" имеет помету "разговорное", лучше не употреблять его в сочинении.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки: нет

С удовольствием помещаю ваше сочинение в копилку лучших работ этого сезона. Молодец!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 6
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 2
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 25

Возврат к списку