Запомни!

  • Не кто иной, как.
  • Не что иное, как.
  • Не кто другой, как.
  • Не что другое, как.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

смысл жизни человека, отличие человека от животного.

  • Текст: Б. Васильев. Человек создан на столетия...

    (1)Человек создан на столетия, если судить по огромной, ни с чем не сравнимой трате сил. (2)Лев, убив антилопу, в сытой дрёме отдыхает сутки. (3)Могучий сохатый после часового боя с соперником полдня отстаивается в чащобе, судорожно поводя проваленными боками. (4)Айтматовский Каранар год копил силы, чтобы буйствовать, неистовствовать и торжествовать полмесяца. (5)Для человека подобные подвиги − блеск мгновения, за который он платит столь малой толикой своих запасов, что вообще не нуждается в отдыхе.

    (6)Цель зверя − прожить отпущенный природой срок. (7)Сумма заложенной в нём энергии соотносима с этим сроком, и живое существо тратит не столько, сколько хочется, а столько, сколько надо, будто в нём предусмотрено некое дозирующее устройство: зверю неведомо желание, он существует по закону необходимости. (8)Не потому ли звери и не подозревают, что жизнь конечна?

    (9)Жизнь зверей – это время от рождения до смерти: звери живут во времени абсолютном, не ведая, что есть и время относительное, в этом относительном времени может существовать только человек. (10)Его жизнь никогда не укладывается в даты на могильной плите. (11)Она больше, она вмещает в себя ведомые только ему секунды, которые тянулись, как часы, и сутки, пролетевшие, словно мгновения. (12)И чем выше духовная структура человека, тем больше у него возможностей жить не только в абсолютном, но и в относительном времени. (13)Для меня глобальной сверхзадачей искусства и является его способность продлевать человеческую жизнь, насыщать её смыслом, учить людей активно существовать и во времени относительном, то есть сомневаться, чувствовать и страдать.

    (14)Это − о духовности, но и в обычной, физической жизни человеку отпущено «горючего» заведомо больше, чем нужно, для того чтобы прожить по законам природы. (15)Зачем? (16)С какой целью? (17)Ведь в природе всё разумно, всё выверено, испытано миллионолетиями, и даже аппендикс, как выяснилось, для чего-то всё-таки нужен. (18)А многократно превышающий потребности огромный запас энергии для чего дан человеку?

    (19)Я задал этот вопрос в пятом или шестом классе, когда добрёл до элементарной физики, и решил, что она объясняет всё. (20)И она действительно всё мне тогда объяснила. (21)Кроме человека. (22)А его объяснить не смогла. (23)Именно здесь кончалась прямолинейная логика знания и начиналась пугающе многовариантная логика понимания.

    (24)Я тогда, разумеется, этого не представлял, однако энергетический баланс не сходился, и я спросил отца, зачем-де человеку столько отпущено.

    − (25)Для работы.

    − (26)Понятно, − сказал я, ничего не поняв, но не стал расспрашивать.

    (27)Это свойство − соглашаться с собеседником не тогда, когда всё понял, а когда ничего не понял, − видимо, заложено во мне от природы. (28)Житейски оно мне всегда мешало, ибо я не вылезал из троек, сочиняя свои теории, гипотезы, а зачастую и законы. (29)Но одна благодатная сторона в этой странности всё же была: я запоминал, не понимая, и сам докапывался до ответов, сейчас уже не столь важно, что чаще всего ответ был неверным. (30)Жизнь требует от человека не ответов, а желания искать их.

    (31)Я пишу об этом только ради двух слов отца, определивших для меня весь смысл существования. (32)Это стало главной заповедью, альфой и омегой моего мировоззрения. (33)И стал я писателем, вероятно, совсем не потому, что рождён был с этаким блеском в очах, а потому лишь, что свято веровал в необходимость упорного, ежедневного, исступлённого труда. 

    (По Б.Л. Васильеву*)

     

    * Борис Львович Васильев (1924–2013) — советский писатель, прозаик, публицист, общественный деятель, автор произведений «А зори здесь тихие», «Завтра была война», «В списках не значился» и др.

16.03.2021 23:04:37
Автор: Александра Михайлова

В чем заключается смысл жизни человека? Чем отличается жизнь животного и человека? Почему человеку дан больший запас энергии, нежели животному? Именно на эти и другие вопросы пытается ответить в своём тексте Васильев Борис Львович - советский писатель и прозаик.

Публицист сравнивает животного и человека и пишет, что животному энергия нужна для существования в окружающей среде, выживания и охоты, и приводит в пример могучего зверя: "Лев, убив антилопу, в сытой дреме отдыхает сутки". Для человека же подобные подвиги - минутный момент, за который он платит минимальным количеством энергии, после чего не нуждается в отдыхе, также отмечает автор.

Борис Львович вспоминает, как в пятом или шестом классе отец ему ответил, что человеку большой запас энергии нужен для работы. Лишь спустя много лет, автор понял смысл этих слов: " Это стало главной заповедью, альфой и омегой моего мировоззрения". Писатель сам подтверждает все вышесказанное, ведь чтоб стать писателем, ему потребовалось много энергии и упорного, ежедневного, иступленного труда.

Как полагает автор, смысл человеческой жизни заключается в работе, духовности, желании найти ответы на интересующие вопросы и поиском себя в жизни. Человеческое существование не ограничивается жизненеобходимыми потребностями.

Количество слов - 180

Рецензент: Елена Дудина

Здравствуйте, Александра!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована некорректно.

Александра, в сочинении вы использовали прием "каскад вопросов". Этот риторический инструмент не стоит применять в сочинениях, так как вы не можете толком ответить на все эти вопросы, и они оказываются "повисшими в воздухе". Лучше сформулировать ОДИН проблемный вопрос и строить рассуждение вокруг него.

K2 - Комментарий + 2 балла

Пример 1 (сравнение животного с человеком) в сочинении указан, не пояснен.

Пример 2 (отношение к жизни) указан, не пояснен.

Взаимосвязь между примерами не определена, не проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Отношение к позиции автора в сочинении не выражено.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.

Ошибки:

приводит в пример могучего зверя: "Лев, убив антилопу, в сытой дреме отдыхает сутки". Для человека же подобные подвиги - минутный момент, за который он платит минимальным количеством энергии, после чего не нуждается в отдыхе, также отмечает автор.
Вы сжали авторский текст, и образовалась логическая неточность: теперь читатель подумает, что убийство антилопы для человека - минутный момент. В исходном тексте было несколько иное понимание этого сравнения.
Логической ошибкой является и употребление союза "также" - он использован неуместно.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

Ошибки: нет

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки:

Лишь спустя много лет, автор понял смысл этих слов: " Это стало главной заповедью, альфой и омегой моего мировоззрения".
Запятая не требуется.
Писатель сам подтверждает все вышесказанное, ведь ЗПТ чтоб стать писателем, ему потребовалось много энергии и упорного, ежедневного, иступленного труда.
Пропущена запятая на стыке союзов.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Ошибки:

Чем отличается жизнь животного и человека?
Глагол "отличаться" требует предложного управления с предлогом "от".
Как полагает автор, смысл человеческой жизни заключается в работе, духовности, желании найти ответы на интересующие вопросы и поиском себя в жизни.
Выделенное слово с другими словами не согласуется.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.

Ошибки:

Именно на эти и другие вопросы пытается ответить в своём тексте Васильев Борис Львович - советский писатель и прозаик.
В русском речевом этикете принято сначала называть имя и отчество, а уже потом - фамилию.
Писатель И прозаик - эти слова не могут быть однородными, т.к. образуют плеоназм - речевую избыточность.
Человеческое существование не ограничивается жизненеобходимыми потребностями.
Такого слова нет в русском языке.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над общей структурой сочинения, над комментарием проблемы. Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 14

Возврат к списку