Запомни!

  • Не кто иной, как.
  • Не что иное, как.
  • Не кто другой, как.
  • Не что другое, как.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Может ли человек с ограниченными возможностями быть счастливым?

  • Текст: В. Астафьев. Ягодка

    (1)Куда только не занесут охотника ноги!

    (2)Меня затащили они в скалистый распадок, где вдруг увидел я во мшистых камнях, среди горной репы и колючек, землянику в цвету. (3)Октябрь месяц, глухая осень, лист почти весь упал, иней и утренник звонкий не один уж выдавался, а земляника цветет!

    (4)Я наклонился к ней. (5)На тощеньком стебельке в багровых листьях жил и растерянно глядел на осенний мир беленький цветок. (6)Холодом подпалило округлые лепестки его. (7)Ягодка, только еще зародившаяся, черной точкой светилась в цветке, и умерла уже ягодка, цветку оставалось жить день, от силы два...

    (8)И тут в моей памяти неожиданно всплыла сцена, увиденная на станции Комарихинская.

    (9)Толпа рыбаков и пассажиров, ждущая поезд, как по команде повернула головы в одну сторону.

    (10)От пакгауза двигалась безногая девушка. (11)Она опиралась взятыми в руки деревянными колодками и бросала вперед свое коротенькое тело в кожаной корзине. (12)И была она не в тряпье, не грязная и не пьяная. (13)Непривычная она была, и оттого все смолкли и загляделись на нее: в зеленом ярком берете, из-под которого выбивались льняные кудряшки, голубоглазая, в модной блузке.

    (14)Рядом с девушкой шла пожилая женщина, должно быть, мать. (15)Они о чем-то разговаривали, и нарядная девушка делала вид, что не замечает оторопелых лиц и очень она занята разговором.

    (16)Так они миновали перрон, людей, и такой бы она и осталась, независимой, гордой, но перрон кончился, и нужно было девушке с женщиной переходить пути.

    (17)Она перебросила легкое тело через один рельс, через другой, и внезапно корзинкою задела за третий. (18)Корзинка легко отделилась от девушки, выпало из нее короткое тело.

    (19)Девушка упала на бок. (20)Берет зеленый тоже упал, и кудряшки рассыпались, завалили щеку и глаза девушки.

    (21)И кто-то уже загоготал в толпе по-жеребячьи, и кто-то уже облаял загоготавшего…

    (22)Женщина подняла девушку, усадила в корзинку, отряхнула берет, надела на голову девушки, да еще и поправила его, чтобы сидел на кудрях ладом. (23)И они последовали дальше.

    (24)Но перед тем как перебросить свое тело через рельс, девушка обернулась, глянула на нас и...

    (25)И с тех пор я ношу тот взгляд в себе. (26)Он пробил меня до самого сердца.

    (27)Он был презрителен, надменен, этот взгляд, и будь у девушки глаза взрослые, так бы оно и осталось — презрение и надменность. (28)Но голубые детские глаза читаются. (29)За вызовом и надменностью глубоко-глубоко билась растерянная беспомощность: «Что я вам сделала плохого?..»

    (30)И знаю ведь, ничего банальнее нет, чем сравнение этой девушки с земляникой, не к месту и не ко времени расцветшей на речном скалистом обрыве. (31)Но ничего не поделаешь — так они и живут в памяти рядом: цветок, что никогда не станет ягодой, и девушка, которой не видеть счастья… 

    (По В. Астафьеву)

16.03.2021 18:41:04
Автор: Екатерина Нецветаева

              Может ли человек с ограниченными возможностями быть счастливым? Этот вопрос становится предметом размышлений  В. Астафьева в предложенном для анализа тексте.
              Размышляя над этой проблемой, автор пишет о земляничке, которая зацвела в октябре, поэтому ей не суждено стать ягодкой. « Ягодка, только еще зародившаяся, черной точкой светилась в цветке, и умерла уже ягодка, цветку оставалось жить день, от силы два».  Этот пример показывает, что земляничка, «не к месту и не ко времени расцветшая на речном скалистом обрыве», не станет ягодкой, потому что не сможет выжить в тяжелых природных условиях.        
             Далее автор вспоминает безногую девушку, увиденную  на станции Комарихинская. «Непривычная она была, и оттого все смолкли и загляделись на нее».   Девушка не смогла перейти пути и упала: «И кто-то уже загоготал в толпе по-жеребячьи…». Встав на ноги с помощью матери, девушка обернулась к толпе и в ее взгляде «за вызовом и надменностью глубоко-глубоко билась растерянная беспомощность…».  Этот эпизод позволяет читателю понять, что девушка не увидит счастья, потому что общество жестоко относится к людям с ограниченными возможностями  и не принимает их.
            Примеры - иллюстрации, построенные на приеме аналогии, помогают понять, что  безногая девушка, как и цветок, что никогда не станет ягодой, не могут быть счастливыми, так как многое зависит  от их окружения.
            Позиция автора ясна. В.Астафьев считает, что люди с ограниченными возможностями не могут «видеть счастья».
            Я не согласна с позицией автора. Инвалиды тоже могут быть счастливыми, но им потребуется мужество и сила воли. Не могу не вспомнить  автобиографическую повесть  Владислава Титова «Всем смертям назло». Автор предотвратил катастрофу в шахте и, лишившись рук,  не унывал, а научился заново жить. Это говорит о том, что В.Титов сильный духом человек.
            Прочитав текст В.Астафьева, я размышляю о том, что человеку с ограниченными возможностями  очень тяжело быть счастливым из-за насмешек и непонимания окружающих.

Количество слов - 286

Рецензент: Елена Дудина

Здравствуйте, Екатерина!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 6 баллов

Пример 1 (образ земляники) в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 (образ безногой девушки) указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.

Ошибки:

Логическое несоответствие допущено в третьем абзаце:

Далее автор вспоминает безногую девушку, увиденную  на станции Комарихинская. «Непривычная она была, и оттого все смолкли и загляделись на нее».   Девушка не смогла перейти пути и упала: «И кто-то уже загоготал в толпе по-жеребячьи…». Встав на ноги с помощью матери, девушка обернулась к толпе и в ее взгляде «за вызовом и надменностью глубоко-глубоко билась растерянная беспомощность…».
Если девушка безногая, то встать на ноги она не могла.
Примеры - иллюстрации, построенные на приеме аналогии, помогают понять, что  безногая девушка, как и цветок, что никогда не станет ягодой, не могут быть счастливыми, так как многое зависит  от их окружения.
Здесь тоже наблюдается логическое несоответствие: цветок не сможет быть ягодой НЕ ИЗ-ЗА окружения, а из-за того, что расцвел невовремя.

K6 - Точность и выразительность речи + 2 балла.

Ошибки: нет

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

Ошибки: нет

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки:

Встав на ноги с помощью матери, девушка обернулась к толпе ЗПТ и в ее взгляде «за вызовом и надменностью глубоко-глубоко билась растерянная беспомощность…».  
Пропущена запятая на границе грамматических основ.
Это говорит о том, что В.Титов ТИРЕ сильный духом человек.
Пропущено тире между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.

Ошибки:

« Ягодка, только еще зародившаяся, черной точкой светилась в цветке, и умерла уже ягодка, цветку оставалось жить день, от силы два».
«Непривычная она была, и оттого все смолкли и загляделись на нее».
Употребление "повисшей" цитаты, т.е. цитаты, не сопровождаемой авторскими словами, является грамматической ошибкой.
Девушка не смогла перейти пути и упала: «И кто-то уже загоготал в толпе по-жеребячьи…».
Здесь тоже цитата вставлена некорректно, без слов автора. Нужно было бы перед цитатой вставить авторские слова - маркеры, предваряющие цитату:  Девушка не смогла перейти пути и упала, автор обращает внимание на реакцию окружающих: «И кто-то уже загоготал в толпе по-жеребячьи…».
Автор предотвратил катастрофу в шахте и, лишившись рук,  не унывал, а научился заново жить.
Предложение построено грамматически неверно, из-за неточных союзов нарушается восприятие смысла. Правильно: Автор предотвратил катастрофу в шахте, лишившись при этом рук, НО, несмотря на полученное увечье, он не унывал, а научился заново жить.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла.

Ошибки:

Этот вопрос становится предметом размышлений  В. Астафьева в предложенном для анализа тексте.
            Размышляя над этой проблемой, автор пишет о земляничке, которая зацвела в
Повторяете однокоренные слова в соседних предложениях, это речевая ошибка.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки: нет

Общие рекомендации: следует усилить работу над логикой рассуждения, повторите правила введения в текст чужой речи. Удачи!


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 6
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 2
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 20

Возврат к списку