Запомни!
- Не кто иной, как.
- Не что иное, как.
- Не кто другой, как.
- Не что другое, как.
Проблема уважения
-
Текст: В. Астафьев. Руки жены
Он шагал впереди меня по косогору, и ослизлые камни по макушку вдавливались в мох под его сапогами. Я видел только спину Степана Творогова. Он то исчезал в кустах, то появлялся на чистине. На спине его под вылинялой рубахой напряжённо глыбились лопатки, не в меру развитые. Шёл Степан, чуть подавшись вперёд, и правое плечо его тоже было выдвинуто чуть вперёд. Он весь был напружинен, собран, ноги ставил тв1рдо, сразу на всю ступню. Рук у него не было, и он должен был крепко держаться на ногах.
Иногда он всё же падал, но падал обязательно на локти или на бок, на это чуть выдвинутое вперёд плечо. Падал легко, без шума и грохота, и быстро поднимался.
Я с трудом поспевал за ним, хватаясь за кусты, за осоку и за всё, что попадалось на пути. Об осоку я порезал руки и про себя ругался, думал, что Степан нарочно выбрал этот проклятый косогор, чтобы доказать мне, как он прытко ходит по тайге.
Один раз он обернулся, спросил участливо:
- Уморились? Тогда давайте посидим.
Я уже заметил, что, когда он сидит, обязательно прячет култышки с подшитыми рукавами.
Степан вроде бы дремал, а может, давал мне возможность отдохнуть на природе. Рядом лежало его ружьё, на груди, возле самого подбородка, висел патронаш. Патроны он доставал зубами и зубами же вкладывал их в стволы ружья. Курок спускал железным крючком, привязанным ремнями к правой култышке. Он целый год придумывал это приспособление и однажды увидел на двери собственной избы обыкновенный дверной крючок из проволоки. Сено Степан косил, засовывая култышку в железную трубку, приделанную вместо ручки к косе, другую приспособил быстрее - всего за полгода. Длинное топорище, с упором в плечо и с петлей возле обуха. В петлю он вставлял култышку и рубил, тесал, плотничал. Сам избу срубил, сам пушнину добывает, сам лыжи сынишке смастерил, сам флюгер-самолёт на крышу дома сладил, чтобы как у соседского парнишки всё было.
Руки Степану оторвало на шахте взрывчаткой. Было ему тогда девятнадцать лет. Обо всём этом я уже расспросил Степана, и всё-таки оставалось еще что-то, оставалось такое, без чего я не мог писать в газету, хотя имел строгий наказ привезти очерк о безруком герое, лучшем охотнике в тайге.- Что обо мне писать-то? Что я калека и не пошёл кусошничать, а сам себе на хлеб зарабатываю? Так это мамкина натура - мы никогда чужеспинниками не были, всегда своим трудом кормились.
- Четвертый день ты у нас живёшь и всё потихоньку выведываешь - что к чему. И всё возле меня да возле меня. А что я? Надо было, дорогой человек, к Надежде, жене моей, присмотреться. Руки её - вот что, брат, главное. И всего их две у неё, как и у всякого прочего человека. Зато уж руки! Да что там толковать!
И он стал рассказывать о том, как в конце солнечного августа, на закате лета, шли они с Надеждой вдоль линии высоковольтной. Там, на лугах, Степан первый раз поцеловал Надежду, а назавтра ему оторвало кисти обеих рук.
Беда заслонила от Степана всё: и шахту, и свет, и Надежду.
Пылая жаром в больничной палате, думал: »Вот так всю жизнь?..»
Ночью Степан встал, подкрался к окну - умереть решил, но палата была на первом этаже. Он застонал, прижался лицом к марле, натянутой от мух, и вдруг услышал:
- Стёпа, ты не мучайся. Я здесь, около тебя. Дома всё в порядке. Мать не пускаю к тебе. Сердце у неё…
Он ткнулся в марлю, порвал её, в темноте нащупал раскалёнными от боли култышками Надю и заплакал. Она, еле видная в потёмках, зубами рвала марлю , не отпуская его, рвала, чтобы коснуться губами лица его, чтобы он чувствовал - живой человек, вот он, рядом.- Худого в уме не держи, - настойчиво шептала она ему в ухо. - Ладно всё будет.
И он от этого плакал ещё сильнее и даже пожаловался:- Руки то жжёт, жжёт…
И Надя стала дуть на забинтованные култышки, как дуют детишкам, и гладить их.
И то ли от Надиных слов, то ли от выплаканных слёз пришло облечение, и он уснул на подоконнике, прижавшись щекой к крашенной оконной доске.
Надя каждую ночь приходила под его окно - днём она не могла отлучаться с работы.
Он отговаривал её:
- Ты хоть не так часто. Всё же восемнадцать вёрст туда да обратно…- Да ничего, ничего, Стёпа.
После выписки думал, поговорить бы с Надеждою. Как теперь быть? Что делать? Эх, лучше бы уж одному всё переживать. Зачем она на себя взвалила эту беду? Зачем?
- Так как же мы будем, Надежда?
Она вздрогнула, но сказала спокойно:
- Как все, так и мы.
- Рук у меня нету, Надя.
- Ну и что?! - быстро вскинулась она. - А это чего? Грабли, что ли? - и показала на свои натруженные, с коротко остриженными ногтями руки.
- Вот так, брат, - задумчиво протянул Степан, после того как рассказал всё и мы прошли километров пять молча. - Так вот две руки четырьмя сделались. Сын растёт. Тошка. Во второй класс нынче пойдёт. Всё, брат, в русле, ничего не выплеснулось. Всё на Надежде держится. Без неё я так и остался бы разваренной картошкой. И завалился бы, глядишь, под стол. Смекай!..Мы поднимались на косогор. На склоне его стоял срубленный дом, на крыше носом в небо целился деревянный самолётик с жестяным пропеллером. Ветра не было, и пропеллер не шевелился, не звенел, но мне казалось: самолётик вот-вот поднимется выше гор и полетит далеко-далеко.
По В. Астафьеву
Текст печатается по по просьбе преподавателей по сборнику Иванова С.Ю.,Еричева Е.В. "Сдай ЕГЭ на все 100!Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку. 2020:Тренировочные материалы"/С.Ю.Иванова,Е.В.Еричева.-Самара:ООО «Офорт»,2020._239 с.
В центре внимания Астафьева трагическая судьба Степана Творогова. Автор подчёркивает: этот человек, несмотря на то, что ему оторвало руки из-за взрыва в шахте, не смирился с судьбой, «не пошёл кусошничать», не стал «чужеспинником». Напротив, стойкость и мужество Степана привели к тому, что его начали называть «безруким героем», «лучшим охотником в тайге». Писатель обращает внимание на то, как тяжело герою было жить со своим недугом («рук у него не было, и он должен был крепко держаться на ногах», но «иногда он всё же падал»), и это вызывает ещё большее восхищение твёрдостью характера Степана. Этим примером Астафьев приводит читателя к мысли о том, что истинного уважения заслуживает мужество человека, способность стоически переживать любые жизненные испытания.
Кроме того, автор показывает читателю, в чём видит повод для уважения сам герой. Астафьев передаёт рассказ Степана Творогова о том, какую преданность и самоотверженность проявила Надежда, которая не только помогла «калеке» найти силы тогда, когда казалось, что жить дальше не стоит, но и не бросила возлюбленного в горе. Герой признаётся, что «всё на Надежде держится», а без неё он «так и остался бы разваренной картошкой». Так автор показывает, что способность жертвовать своим благополучием, проявлять сочувствие и сострадание тоже вызывают глубокое уважение.
Писатель приводит примеры, которые дополняют друг друга, чтобы показать, что уважения заслуживают не только подвиги, но и чуткость, преданность, доброта.
Позиция автора ясна. Астафьев убеждён, что уважение вызывает умение стоически преодолевать любые жизненные испытания, и способность проявлять деятельное сочувствие.
Я согласна с позицией автора и тоже считаю чуткость и сострадательность качествами, достойными восхищения. Так в рассказе «Чудесный доктор» Куприн показывает, что именно чуткость доктора Пирогова спасла от неминуемой гибели несчастное семейство Мерцаловых, на долю которых выпала череда тяжелейших испытаний. Бесспорно, герой рассказа «Чудесный доктор», который не прошёл мимо чужого горя, проявил участие, заслуживает глубокого уважения.
В заключение мне хотелось бы отметить, что для того, чтобы заслужить уважение, не обязательно совершать громкие подвиги, достаточно лишь просто проявлять человечность.
Здравствуйте, Мария! Благодарю Вас за качественное сочинение!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл.
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 6 баллов.
Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно и проанализирована.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл.
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл.
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.
K6 - Точность и выразительность речи + 2 балла.
Речь выразительная, синтаксические конструкции разнообразные! Умница!
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.
Ошибки:
Астафьев убеждён, что уважение вызывает умение стоически преодолевать любые жизненные испытания, ЛИШНЯЯ ЗПТ и способность проявлять деятельное сочувствие. |
Так НУЖНА ЗПТ в рассказе «Чудесный доктор» Куприн показывает, что именно чуткость доктора Пирогова спасла от неминуемой гибели несчастное семейство Мерцаловых, на долю которых выпала череда тяжелейших испытаний. |
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.
Астафьев убеждён, что уважение вызывает умение стоически преодолевать любые жизненные испытания, и способность проявлять деятельное сочувствие. |
K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла.
Астафьев передаёт рассказ Степана Творогова о том, какую преданность и самоотверженность проявила Надежда, которая не только помогла «калеке» найти силы тогда, когда казалось, что жить дальше не стоит, но и не бросила возлюбленного в горе |
Я согласна с позицией автора и тоже считаю чуткость и сострадательность качествами, достойными восхищения. Так в рассказе «Чудесный доктор» Куприн показывает, что именно чуткость доктора Пирогова спасла от неминуемой гибели несчастное семейство Мерцаловых, на долю которых выпала череда тяжелейших испытаний. |
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
В центре внимания Астафьева трагическая судьба Степана Творогова. Автор подчёркивает: этот человек, несмотря на то, что ему оторвало руки из-за взрыва в шахте, не смирился с судьбой, «не пошёл кусошничать», не стал «чужеспинником». |
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Писатель приводит примеры, которые дополняют друг друга, чтобы показать, что уважения заслуживают не только подвиги, но и чуткость, преданность, доброта. |
Общие рекомендации: следует усилить работу над пунктуацией. Присылайте новые сочинения - с удовольствием проверим! Вашу работу с радостью помещаю в копилку лучших сочинений этого сезона!