Запомни!
Насколько трудна была служба солдата во время войны?
-
Текст: В. Тендряков. Люди или нелюди. Отрывок
(1)Мы – остатки воевавших за Доном частей, докатившихся до Сталинграда, – пробыли месяц в запасном полку за Волгой. (2) Кого-то вновь бросили в бой, а нас отвели в запас, казалось бы, это отдых от окопов. (3)Отдых… два свинцово-тяжёлых сухаря на день, мутная водица вместо похлёбки, ватные ноги и головокружение от голода. (4)Отправку на фронт встретили с радостью. (5)Очередной хутор на нашем пути. (6)Мы все отошли на обочину дороги, а наш лейтенант в сопровождении старшины отправился выяснять обстановку.
(7)Через полчаса старшина вернулся.
– (8)Ребята! – объявил он вдохновенно. – (9)Удалось вышибить по двести пятьдесят граммов хлеба и по пятнадцать граммов сахара! (10)Кто со мной получать хлеб? (11)Давай ты! – (12)Я лежал рядом, и старшина ткнул в меня пальцем.
(13)В ту самую секунду у меня вспыхнула мыслишка… трусливая, гаденькая и унылая. (14)Тащился я с плащ-палаткой за старшиной, а мыслишка жила и заполняла меня отравой. (15)Я расстилал плащ-палатку на затоптанном крыльце, и у меня дрожали руки. (16)Старшина на секунду отвернулся, и я сунул полбуханки под крыльцо, завернул хлеб в плащ-палатку, взвалил её себе на плечо.
(17)Только идиот может рассчитывать, что старшина не заметит исчезновения перерубленной пополам буханки. (18)Я вор, и сейчас, через несколько минут, это станет известно. (19)Тем, кто, как и я, пятеро суток ничего не ел. (20)Как и я!
(21)В жизни мне случалось делать нехорошее: врал учителям, чтоб не поставили двойку, не раз давал слово не драться и не сдерживал слова, однажды на рыбалке я снял с чужого крюка толстого голавля. (22)Но всякий раз я находил для себя оправдание: не выучил задание – надо было дочитать книгу; подрался снова, так тот сам полез первый. (23)Теперь я и не искал оправданий. (24)Ох, если бы можно вернуться, достать спрятанный хлеб, положить его обратно в плащ-палатку!
(25)С обочины дороги навстречу нам с усилием стали подыматься солдаты. (26)Хмурые, тёмные лица, согнутые спины, опущенные плечи. (27)Старшина распахнул плащ-палатку, и хлеб был встречен почтительным молчанием. (28)В этой-то почтительной тишине и раздался вопрос.
– (29)А где?.. (30)Тут полбуханка была!
(31)Произошло лёгкое движение, тёмные лица повернулись ко мне, со всех сторон – глаза, глаза, жуткая насторожённость в них.
– (32)Эй ты! (33)Где?! (34)Тебя спрашиваю!
(35)Я молчал. (36)А пыльные люди с тёмными лицами обступали меня.
(37)Пожилой солдат, выбеленно голубые глаза, изрытые морщинами щёки, сивый от щетины подбородок, голос без злобы:
– (38)Лучше, парень, будет, коли признаешься.
(39)В голосе пожилого солдата – крупица странного, почти неправдоподобного сочувствия. (40)А оно нестерпимее, чем ругань и изумление.
– (41)Да что с ним разговаривать!
(42)Один из парней вскинул руку. (43)И я невольно дёрнулся. (44)А парень просто поправил на голове пилотку.
– (45)Не бойся! – с презрением проговорил он. – (46)Бить тебя… (47)Руки пачкать.
(48)И неожиданно я увидел, что окружающие меня люди поразительно красивы – тёмные, измученные походом, голодные, но лица какие-то гранёные, чётко лепные. (49)Среди красивых людей – я уродлив.
(50)Ничего не бывает страшнее, чем чувствовать невозможность оправдать себя перед самим собой. (51)Мне повезло, в роте связи гвардейского полка, куда я попал, не оказалось никого, кто видел бы мой позор. (52)Мелкими поступками раз за разом я завоёвывал себе самоуважение – лез первый на обрыв линии под шквальным обстрелом, старался взвалить на себя катушку с кабелем потяжелей; если удавалось получить у повара лишний котелок супа, не считая это своей добычей, всегда с кем-то делил его. (53)И никто не замечал моих альтруистических «подвигов», считали – нормально. (54)А это-то мне и было нужно, я не претендовал на исключительность, не смел и мечтать стать лучше других.
(55)Больше в жизни я не воровал. (56)Как-то не приходилось.
(По В.Ф. Тендрякову*)
*Владимир Фёдорович Тендряков (1923 – 1984) – русский советский писатель, автор произведений о духовно-нравственных проблемах, о войне.
Чтобы привлечь внимание читателя к поставленному вопросу, В. Тендряков повествует о военных, служащих на войне. У них были «Хмурые, тёмные лица, согнутые спины, опущенные плечи.». Эта фраза дает читателю понять, что их жизнь была совсем не сладкой. Они были очень измотанными и безжизненными.
Внимания заслуживает и другой пример из текста: «Отдых… два свинцово-тяжёлых сухаря на день, мутная водица вместо похлёбки, ватные ноги и головокружение от голода». Из этой фразы видно, что даже во время отдыха в тылу, жизнь была настоящим испытанием. Время тянулось до невозможности медленно.
Эти примеры взаимосвязаны. Дополняя друг друга они дают читателю понять – условия во время битв были настолько суровые, что чтобы не умереть нужно было изо всех сил цепляться за жизнь.
Позиция автора такова: пребывание на войне – это настоящая пытка.
Я согласна с автором данного текста и также убеждена в том, что каждый служащий тратил последние силы для того, чтобы просто выжить. Подтверждение этой мысли можно найти в произведении В. П. Астафьева «Пастух и пастушка». В нем в красках демонстрируются все ужасы войны.
В заключение сего вышесказанного еще раз подчеркну, что война это ужасное время! Надеюсь, что в истории никогда больше не будет таких кровавых и черных эпизодов как война.
Здравствуйте!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 2 балла.
Проблему Вы сформулировали периферийную. Не ей посвящен весь текст. Вы не проанализировали предложенный фрагмент целиком, а лишь вырвали из текста два предложения и, как обычно, состряпали из них комментарий. Никогда такая поверхностная работа не позволит создать глубокое и серьезное сочинение. Зачесть можно лишь один пример с пояснением.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов.
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно. Мысль, сформулированная Вами, и так всем известна. Неужели автор стал бы писать произведение ради такой тривиальной мысли?
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.
Ошибки:
Дополняя друг друга они дают читателю понять – условия во время битв были настолько суровые, что чтобы не умереть нужно было изо всех сил цепляться за жизнь. |
Я согласна с автором данного текста и также убеждена в том, что каждый служащий тратил последние силы для того, чтобы просто выжить. |
K6 - Точность и выразительность речи + 0 баллов.
Ошибки:
У них были «Хмурые, тёмные лица, согнутые спины, опущенные плечи.». Эта фраза дает читателю понять, что их жизнь была совсем не сладкой. Они были очень измотанными и безжизненными. |
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.
Ошибки:
У них были «Хмурые, тёмные лица, согнутые спины, опущенные плечи.». |
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллаов.
Ошибки:
У них были «Хмурые, тёмные лица, согнутые спины, опущенные плечи.». |
Из этой фразы видно, что даже во время отдыха в тылу, ЛИШНЯЯ ЗПТ жизнь была настоящим испытанием. |
Дополняя друг друга они дают читателю понять – условия во время битв были настолько суровые, что чтобы не умереть нужно было изо всех сил цепляться за жизнь. |
4) Не обособлено придаточное.
В заключение сего вышесказанного еще раз подчеркну, что война НУЖНО ТИРЕ это ужасное время! |
Надеюсь, что в истории никогда больше не будет таких кровавых и черных эпизодов как война. |
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.
Ошибки:
Дополняя друг друга они дают читателю понять – условия во время битв были настолько суровые, что чтобы не умереть нужно было изо всех сил цепляться за жизнь. |
Дополняя друг друга, они позволяют читателю понять, что... |
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.
Ошибки:
Именно над этой проблемой размышляет автор данного текста. |
Чтобы привлечь внимание читателя к поставленному вопросу, В. Тендряков повествует о военных, служащих на войне. |
У них были «Хмурые, тёмные лица, согнутые спины, опущенные плечи.». Эта фраза дает читателю понять, что их жизнь была совсем не сладкой. |
Из этой фразы видно, что даже во время отдыха в тылу, жизнь была настоящим испытанием. |
Дополняя друг друга они дают читателю понять – условия во время битв были настолько суровые, что чтобы не умереть нужно было изо всех сил цепляться за жизнь. |
Я согласна с автором данного текста и также убеждена в том, что каждый служащий тратил последние силы для того, чтобы просто выжить. |
В заключение сего вышесказанного еще раз подчеркну, что война это ужасное время! |
Надеюсь, что в истории никогда больше не будет таких кровавых и черных эпизодов как война. |
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Общие рекомендации: следует усилить работу над всеми аспектами сочинения.