Запомни!

После шипящих пишется О в словах: анчоусы, артишок, банджо, боржоми, джокер, джонка, джоуль, жокей, жонглёр, жом, жор, жох, изжога, каприччо , капюшон, корнишоны, крыжовник, крюшон, лечо, мачо, мажор, мажордом, обжора, пончо, прожорливый, ранчо, трещотка, трущобы, харчо, чащоба, чокаться, чокнутый, чопорный, чохом, шов, шовинизм, шок, шоколад, шомпол, шорох, шорты, шоры, шорник, шоссе, шотландец, шофёр.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Насколько трудна была служба солдата во время войны?

  • Текст: В. Тендряков. Люди или нелюди. Отрывок

    (1)Мы – остатки воевавших за Доном частей, докатившихся до Сталинграда, – пробыли месяц в запасном полку за Волгой. (2) Кого-то вновь бросили в бой, а нас отвели в запас, казалось бы, это отдых от окопов. (3)Отдых… два свинцово-тяжёлых сухаря на день, мутная водица вместо похлёбки, ватные ноги и головокружение от голода. (4)Отправку на фронт встретили с радостью. (5)Очередной хутор на нашем пути. (6)Мы все отошли на обочину дороги, а наш лейтенант в сопровождении старшины отправился выяснять обстановку.

    (7)Через полчаса старшина вернулся.

    – (8)Ребята! – объявил он вдохновенно. – (9)Удалось вышибить по двести пятьдесят граммов хлеба и по пятнадцать граммов сахара! (10)Кто со мной получать хлеб? (11)Давай ты! – (12)Я лежал рядом, и старшина ткнул в меня пальцем.

    (13)В ту самую секунду у меня вспыхнула мыслишка… трусливая, гаденькая и унылая. (14)Тащился я с плащ-палаткой за старшиной, а мыслишка жила и заполняла меня отравой. (15)Я расстилал плащ-палатку на затоптанном крыльце, и у меня дрожали руки. (16)Старшина на секунду отвернулся, и я сунул полбуханки под крыльцо, завернул хлеб в плащ-палатку, взвалил её себе на плечо.

    (17)Только идиот может рассчитывать, что старшина не заметит исчезновения перерубленной пополам буханки. (18)Я вор, и сейчас, через несколько минут, это станет известно. (19)Тем, кто, как и я, пятеро суток ничего не ел. (20)Как и я!

    (21)В жизни мне случалось делать нехорошее: врал учителям, чтоб не поставили двойку, не раз давал слово не драться и не сдерживал слова, однажды на рыбалке я снял с чужого крюка толстого голавля. (22)Но всякий раз я находил для себя оправдание: не выучил задание – надо было дочитать книгу; подрался снова, так тот сам полез первый. (23)Теперь я и не искал оправданий. (24)Ох, если бы можно вернуться, достать спрятанный хлеб, положить его обратно в плащ-палатку!

    (25)С обочины дороги навстречу нам с усилием стали подыматься солдаты. (26)Хмурые, тёмные лица, согнутые спины, опущенные плечи. (27)Старшина распахнул плащ-палатку, и хлеб был встречен почтительным молчанием. (28)В этой-то почтительной тишине и раздался вопрос.

    – (29)А где?.. (30)Тут полбуханка была!

    (31)Произошло лёгкое движение, тёмные лица повернулись ко мне, со всех сторон – глаза, глаза, жуткая насторожённость в них.

    – (32)Эй ты! (33)Где?! (34)Тебя спрашиваю!

    (35)Я молчал. (36)А пыльные люди с тёмными лицами обступали меня.

    (37)Пожилой солдат, выбеленно голубые глаза, изрытые морщинами щёки, сивый от щетины подбородок, голос без злобы:

    – (38)Лучше, парень, будет, коли признаешься.

    (39)В голосе пожилого солдата – крупица странного, почти неправдоподобного сочувствия. (40)А оно нестерпимее, чем ругань и изумление.

    – (41)Да что с ним разговаривать!

    (42)Один из парней вскинул руку. (43)И я невольно дёрнулся. (44)А парень просто поправил на голове пилотку.

    – (45)Не бойся! – с презрением проговорил он. – (46)Бить тебя… (47)Руки пачкать.

    (48)И неожиданно я увидел, что окружающие меня люди поразительно красивы – тёмные, измученные походом, голодные, но лица какие-то гранёные, чётко лепные. (49)Среди красивых людей – я уродлив.

    (50)Ничего не бывает страшнее, чем чувствовать невозможность оправдать себя перед самим собой. (51)Мне повезло, в роте связи гвардейского полка, куда я попал, не оказалось никого, кто видел бы мой позор. (52)Мелкими поступками раз за разом я завоёвывал себе самоуважение – лез первый на обрыв линии под шквальным обстрелом, старался взвалить на себя катушку с кабелем потяжелей; если удавалось получить у повара лишний котелок супа, не считая это своей добычей, всегда с кем-то делил его. (53)И никто не замечал моих альтруистических «подвигов», считали – нормально. (54)А это-то мне и было нужно, я не претендовал на исключительность, не смел и мечтать стать лучше других.

    (55)Больше в жизни я не воровал. (56)Как-то не приходилось.

    (По В.Ф. Тендрякову*)

    *Владимир Фёдорович Тендряков (1923 – 1984) – русский советский писатель, автор произведений о духовно-нравственных проблемах, о войне.

13.03.2021 19:43:33
Автор: Кефмр Обезжиренный

Насколько трудна была служба солдата во время войны? Именно над этой проблемой размышляет автор данного текста.

Чтобы привлечь внимание читателя к поставленному вопросу, В. Тендряков повествует о военных, служащих на войне. У них были «Хмурые, тёмные лица, согнутые спины, опущенные плечи.». Эта фраза дает читателю понять, что их жизнь была совсем не сладкой. Они были очень измотанными и безжизненными.

Внимания заслуживает и другой пример из текста: «Отдых… два свинцово-тяжёлых сухаря на день, мутная водица вместо похлёбки, ватные ноги и головокружение от голода». Из этой фразы видно, что даже во время отдыха в тылу, жизнь была настоящим испытанием. Время тянулось до невозможности медленно.

Эти примеры взаимосвязаны. Дополняя друг друга они дают читателю понять – условия во время битв были настолько суровые, что чтобы не умереть нужно было изо всех сил цепляться за жизнь.

Позиция автора такова: пребывание на войне – это настоящая пытка.

Я согласна с автором данного текста и также убеждена в том, что каждый служащий тратил последние силы для того, чтобы просто выжить. Подтверждение этой мысли можно найти в произведении В. П. Астафьева «Пастух и пастушка». В нем в красках демонстрируются все ужасы войны.

В заключение сего вышесказанного еще раз подчеркну, что война это ужасное время! Надеюсь, что в истории никогда больше не будет таких кровавых и черных эпизодов как война.
Количество слов - 214

Рецензент: Дарья Полищук

Здравствуйте!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 2 балла.

Проблему Вы сформулировали периферийную. Не ей посвящен весь текст. Вы не проанализировали предложенный фрагмент целиком, а лишь вырвали из текста два предложения и, как обычно, состряпали из них комментарий. Никогда такая поверхностная работа не позволит создать глубокое и серьезное сочинение. Зачесть можно лишь один пример с пояснением.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов.

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно. Мысль, сформулированная Вами, и так всем известна. Неужели автор стал бы писать произведение ради такой тривиальной мысли?

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.

Ошибки:

Дополняя друг друга они дают читателю понять – условия во время битв были настолько суровые, что чтобы не умереть нужно было изо всех сил цепляться за жизнь.
В тексте никто не цеплялся за жизнь.
Я согласна с автором данного текста и также убеждена в том, что каждый служащий тратил последние силы для того, чтобы просто выжить.
Абсурд.

K6 - Точность и выразительность речи + 0 баллов.

Ошибки:

У них были «Хмурые, тёмные лица, согнутые спины, опущенные плечи.». Эта фраза дает читателю понять, что их жизнь была совсем не сладкой. Они были очень измотанными и безжизненными.
Обилие местоимений обедняет речь. Синтаксические конструкции единообразные, бедный словарный запас налицо.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

Ошибки:

У них были «Хмурые, тёмные лица, согнутые спины, опущенные плечи.».
1) Верно: хмурые.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллаов.

Ошибки:

У них были «Хмурые, тёмные лица, согнутые спины, опущенные плечи.».
1) Неверный знак в конце предложения.
Из этой фразы видно, что даже во время отдыха в тылу, ЛИШНЯЯ ЗПТ жизнь была настоящим испытанием.
2) Лишняя запятая.
Дополняя друг друга они дают читателю понять – условия во время битв были настолько суровые, что чтобы не умереть нужно было изо всех сил цепляться за жизнь.
3) Не обособлен деепричастный оборот.
4) Не обособлено придаточное.
В заключение сего вышесказанного еще раз подчеркну, что война  НУЖНО ТИРЕ это ужасное время!
5) Нет тире между подлежащим и сказуемым.
Надеюсь, что в истории никогда больше не будет таких кровавых и черных эпизодов как война.
6) Нужна запятая перед КАК.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Ошибки:

Дополняя друг друга они дают читателю понять – условия во время битв были настолько суровые, что чтобы не умереть нужно было изо всех сил цепляться за жизнь.
1) Неверно построено предложение. Исправим.

Дополняя друг друга,  они позволяют читателю понять, что...

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Именно над этой проблемой размышляет автор данного текста.
Канцеляризм.

Чтобы привлечь внимание читателя к поставленному вопросу, В. Тендряков повествует о военных, служащих на войне.
Тавтология и несочетаместь.
У них были «Хмурые, тёмные лица, согнутые спины, опущенные плечи.». Эта фраза дает читателю понять, что их жизнь была совсем не сладкой.
Некорректное употребление местоимения.
Из этой фразы видно, что даже во время отдыха в тылу, жизнь была настоящим испытанием.
Верно: Этот пример позволяет понять, что...
Дополняя друг друга они дают читателю понять – условия во время битв были настолько суровые, что чтобы не умереть нужно было изо всех сил цепляться за жизнь.
Неблагозвучие.
Я согласна с автором данного текста и также убеждена в том, что каждый служащий тратил последние силы для того, чтобы просто выжить.
Канцеляризм.
В заключение сего вышесказанного еще раз подчеркну, что война это ужасное время!
Неоправданное употребление книжного слова высокого стиля.
Надеюсь, что в истории никогда больше не будет таких кровавых и черных эпизодов как война.
Война не эпизод.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над всеми аспектами сочинения.

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 8

Возврат к списку