Не путайте:

  • Прецедент – инцидент.
  • Палисадник – поликлиника.
  • Тренер – тренировка.
  • Следующий – будущий.
  • Сверстник – ровесник.
  • Шорох – шёпот.
  • Искусство – искусный.
  • Чувствовать – участвовать.
  • Щётка – трещотка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема уничтожения памятников культуры.

  • Текст: В. П. Катаев. О памятниках культуры
    (1)Вспоминаю, как в середине двадцатых, разговорившись, подошли мы к памятнику Пушкину и уселись на бронзовые цепи, низко окружавшие памятник.

    (2)Стоял он в то время ещё на своём законном месте, в голове Тверского бульвара, лицом к необыкновенно изящному Страстному монастырю нежно-сиреневого цвета, удивительно подходившему к его маленьким золотым луковкам.

    (3)До сих пор болезненно ощущаю отсутствие Пушкина на Тверском бульваре, невосполнимую пустоту того места, где стоял Страстной монастырь. (4)Привычка.

    (5)Недаром же Маяковский написал, обращаясь к Александру Сергеевичу: «На Тверском бульваре очень к вам привыкли».

    (6)Привыкли, добавлю я, также и к старинным многоруким фонарям, среди которых фигура Пушкина со склонённой курчавой головой, в плаще с гармоникой прямых складок так красиво рисовалась на фоне Страстного монастыря.

    (7)Потом наступила ещё более тягостная эпоха перестановки и уничтожения памятников. (8)Незримая всевластная рука переставляла памятники, как шахматные фигуры, а иные из них вовсе сбрасывала с доски. (9)Она переставила памятник Гоголю работы гениального Андреева, тот самый, где Николай Васильевич сидит, скорбно уткнувши свой длинный нос в воротник бронзовой шинели — почти весь потонув в этой шинели, — с Арбатской площади во двор особняка, где, по преданию, писатель сжёг в камине вторую часть «Мёртвых душ», а на его место водрузила другого Гоголя — во весь рост, в коротенькой пелеринке, на скучном официальном пьедестале, — памятник, лишённый индивидуальности и поэзии... (10)Память разрушается, как старый город. (11)Пустоты перестраиваемой Москвы заполняются новым архитектурным содержанием. (12)А в провалах памяти остаются лишь призраки ныне уже не существующих, упразднённых улиц, переулков, тупичков... (13)Но как устойчивы эти призраки некогда существовавших здесь церквей, особнячков, зданий... (14)Иногда эти призраки более реальны для меня, чем те, которые их заменили: эффект присутствия!

    (15)Я изучал Москву и навсегда запомнил её в ту пору, когда ещё был пешеходом. (16)Мы все были некогда пешеходами и основательно, не слишком торопясь, вглядывались в окружающий нас мир города во всех его подробностях. (17)Каждый новый день открывал для пешехода новые подробности города, множество стареньких, давно не реставрированных церквушек неописуемо прекрасной древнерусской архитектуры.

    (18)Я давно уже перестал быть пешеходом. (19)Езжу на машине. (20)Московские улицы, по которым я некогда проходил, останавливаясь

    на перекрёстках и озирая дома, теперь мелькают мимо меня, не давая возможности всматриваться в их превращения.

    (21)Но однажды тормоза взвизгнули, машина резко затормозила перед красным светофором. (22)Если бы не пристёгнутые ремни, я бы мог стукнуться головой о ветровое стекло. (23)Это, несомненно, был перекрёсток Мясницкой и Бульварного кольца, но какая странная пустота открылась передо мной на том месте, где я привык видеть Водопьяный переулок. (24)Его не было. (25)Он исчез, этот Водопьяный переулок. (26)Он просто больше не существовал. (27)Он исчез вместе со всеми домами, составлявшими его. (28)Как будто их всех вырезали из тела города. (29)Исчезла библиотека имени Тургенева. (30)Исчезла булочная. (31)Исчезла междугородная переговорная. (32)Открылась непомерно большая площадь — пустота, с которой трудно было примириться.

    (33)Пустота казалась мне незаконной, противоестественной, как то непонятное, незнакомое пространство, которое иногда приходится преодолевать во сне: всё вокруг знакомо, но вместе с тем совсем незнакомо, и не знаешь, куда надо идти, чтобы вернуться домой, и ты забыл, где твой дом, в каком направлении надо идти, и ты идёшь одновременно по разным направлениям, но каждый раз оказываешься всё дальше и дальше от дома, а между тем ты отлично знаешь, что до твоего дома рукой подать, он есть, существует, но его не видно, он как бы в другом измерении.
13.03.2021 14:51:14
Автор: Миляуша Асылова

     К чему приводит уничтожение памятников культуры? Именно этот вопрос ставит в исходном тексте В.П.Катаев.
     Для того чтобы раскрыть проблему, автор вспоминает о памятнике А.С.Пушкина на Тверском бульваре, приводя слова В.В.Маяковского: "На Тверском бульваре к вам очень привыкли". После того как памятник переместили в другое место, в душе у автора появилась болезненная пустота, что говорит о том, что память о великом писателе занимает важное место в его жизни. Также можно обратить внимание на отрывок, в котором автор повествует о памятнике Гоголю. На место одного памятника поставили другой, но В.П.Катаев считает, что первый экземпляр был наполнен глубоким поэтическим смыслом, а новый - всего лишь кусок камня без собственной истории. Оба примера, дополняя друг друга, подводят к мысли, что памятники культуры играют важную роль в жизни человека, наполняют её эстетическим удовольствием.  
     Авторская позиция такова: уничтожение памятников культуры грозит человечеству потерей индивидуальности и поэзии. Люди забудут своё прошлое,потеряют связь с искусством.
     Нельзя не согласиться с мнением автора. Бесспорно, памятники культуры помогают нам ощущать свою принадлежность к мировой истории, позволяют погрузиться в атмосферу наших предков. Уничтожение же памятников стирает эту связь. Например, в рассказе Рэя Брэдбери "Улыбка" люди после ужасной катастрофы потеряли свой моральный облик. Они разучились читать, писать, перестали вести научную деятельность, презирали любые произведения искусства. Их жизнь потеряла смысл и стала всё больше походить на животную.
     Таким образом, без памятников культуры человек утратит нравственный облик, забудет о своём прошлом.
Количество слов - 241

Рецензент: Дарья Полищук

Здравствуйте, Миляуша! Благодарю Вас за хорошее сочинение!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 6 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.

Ошибки:

Авторская позиция такова: уничтожение памятников культуры грозит человечеству потерей индивидуальности и поэзии.
1) Поэзию как  культурное наследие вряд ли мы потеряем, если исчезнут памятники поэтам. Взаимосвязи я не вижу.
Например, в рассказе Рэя Брэдбери "Улыбка" люди после ужасной катастрофы потеряли свой моральный облик. Они разучились читать, писать, перестали вести научную деятельность, презирали любые произведения искусства.
2) Человек теряет моральный облик, когда совершает проступки. Здесь обеднел духовный мир людей.

Таким образом, без памятников культуры человек утратит нравственный облик, забудет о своём прошлом.
То же самое. Духовный мир станет беднее, а не нравственный облик.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Ошибки:

Авторская позиция такова: уничтожение памятников культуры грозит человечеству потерей индивидуальности и поэзии.
1) Непонятно, о чьей индивидуальности идет речь. Если человек потеряет индивидуальность, то при чем здесь памятники культуры?  

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

Ошибок нет.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла.

Ошибок нет.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Для того чтобы раскрыть проблему, автор вспоминает о памятнике А.С.Пушкина на Тверском бульваре, приводя слова В.В.Маяковского: "На Тверском бульваре к вам очень привыкли".
1) Нарушение управления. Верно: А.С.Пушкину.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.

Ошибки:

После того как памятник переместили в другое место, в душе у автора появилась болезненная пустота, что говорит о том, что память о великом писателе занимает важное место в его жизни.
1) Повтор.
Также можно обратить внимание на отрывок, в котором автор повествует о памятнике Гоголю.
Шероховатость. Корректно: рассказывает или размышляет о судьбе памятника Н.В.Гоголю.
На место одного памятника поставили другой, но В.П.Катаев считает, что первый экземпляр был наполнен глубоким поэтическим смыслом, а новый - всего лишь кусок камня без собственной истории.
Тоже шероховатость. Лучше: скульптура.
Например, в рассказе Рэя Брэдбери "Улыбка" люди после ужасной катастрофы потеряли свой моральный облик.
2) Плеоназм. Чужой облик потерять нельзя.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над речевым оформлением текста. Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 6
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 21

Возврат к списку