Не путайте:

  • Кристаллический – кристальный.
  • Металл – алюминий.
  • Артиллерия – кавалерия.
  • Жужжать – дрожать.
  • Баллы – цимбалы.
  • Иммиграция – эмиграция.
  • Дилемма – проблема.
  • Балл (оценка) – бал (танцы).
  • Расчёт, расчётливый – рассчитывать, рассчитать.
  • Принцесса, клоунесса, – директриса, биссектриса.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

проблема перестановки и уничтожения памятников культуры

  • Текст: В. П. Катаев. О памятниках культуры
    (1)Вспоминаю, как в середине двадцатых, разговорившись, подошли мы к памятнику Пушкину и уселись на бронзовые цепи, низко окружавшие памятник.

    (2)Стоял он в то время ещё на своём законном месте, в голове Тверского бульвара, лицом к необыкновенно изящному Страстному монастырю нежно-сиреневого цвета, удивительно подходившему к его маленьким золотым луковкам.

    (3)До сих пор болезненно ощущаю отсутствие Пушкина на Тверском бульваре, невосполнимую пустоту того места, где стоял Страстной монастырь. (4)Привычка.

    (5)Недаром же Маяковский написал, обращаясь к Александру Сергеевичу: «На Тверском бульваре очень к вам привыкли».

    (6)Привыкли, добавлю я, также и к старинным многоруким фонарям, среди которых фигура Пушкина со склонённой курчавой головой, в плаще с гармоникой прямых складок так красиво рисовалась на фоне Страстного монастыря.

    (7)Потом наступила ещё более тягостная эпоха перестановки и уничтожения памятников. (8)Незримая всевластная рука переставляла памятники, как шахматные фигуры, а иные из них вовсе сбрасывала с доски. (9)Она переставила памятник Гоголю работы гениального Андреева, тот самый, где Николай Васильевич сидит, скорбно уткнувши свой длинный нос в воротник бронзовой шинели — почти весь потонув в этой шинели, — с Арбатской площади во двор особняка, где, по преданию, писатель сжёг в камине вторую часть «Мёртвых душ», а на его место водрузила другого Гоголя — во весь рост, в коротенькой пелеринке, на скучном официальном пьедестале, — памятник, лишённый индивидуальности и поэзии... (10)Память разрушается, как старый город. (11)Пустоты перестраиваемой Москвы заполняются новым архитектурным содержанием. (12)А в провалах памяти остаются лишь призраки ныне уже не существующих, упразднённых улиц, переулков, тупичков... (13)Но как устойчивы эти призраки некогда существовавших здесь церквей, особнячков, зданий... (14)Иногда эти призраки более реальны для меня, чем те, которые их заменили: эффект присутствия!

    (15)Я изучал Москву и навсегда запомнил её в ту пору, когда ещё был пешеходом. (16)Мы все были некогда пешеходами и основательно, не слишком торопясь, вглядывались в окружающий нас мир города во всех его подробностях. (17)Каждый новый день открывал для пешехода новые подробности города, множество стареньких, давно не реставрированных церквушек неописуемо прекрасной древнерусской архитектуры.

    (18)Я давно уже перестал быть пешеходом. (19)Езжу на машине. (20)Московские улицы, по которым я некогда проходил, останавливаясь

    на перекрёстках и озирая дома, теперь мелькают мимо меня, не давая возможности всматриваться в их превращения.

    (21)Но однажды тормоза взвизгнули, машина резко затормозила перед красным светофором. (22)Если бы не пристёгнутые ремни, я бы мог стукнуться головой о ветровое стекло. (23)Это, несомненно, был перекрёсток Мясницкой и Бульварного кольца, но какая странная пустота открылась передо мной на том месте, где я привык видеть Водопьяный переулок. (24)Его не было. (25)Он исчез, этот Водопьяный переулок. (26)Он просто больше не существовал. (27)Он исчез вместе со всеми домами, составлявшими его. (28)Как будто их всех вырезали из тела города. (29)Исчезла библиотека имени Тургенева. (30)Исчезла булочная. (31)Исчезла междугородная переговорная. (32)Открылась непомерно большая площадь — пустота, с которой трудно было примириться.

    (33)Пустота казалась мне незаконной, противоестественной, как то непонятное, незнакомое пространство, которое иногда приходится преодолевать во сне: всё вокруг знакомо, но вместе с тем совсем незнакомо, и не знаешь, куда надо идти, чтобы вернуться домой, и ты забыл, где твой дом, в каком направлении надо идти, и ты идёшь одновременно по разным направлениям, но каждый раз оказываешься всё дальше и дальше от дома, а между тем ты отлично знаешь, что до твоего дома рукой подать, он есть, существует, но его не видно, он как бы в другом измерении.
12.03.2021 18:51:35
Автор: Арина Егорова

   В тексте Валентина Петровича Катаева поднимается проблема перестановки и уничтожения памятников культуры. Комментируя данную проблему, хочется отметить актуальность и важность, которые присущи ей в любое время.  Почему эта тема особенно актуальна сегодня? Ответ довольно-таки не прост. Дело в том, что сегодняшняя молодежь имеет немного иные ценности, нежели старшее поколение. Она не с большим желанием интересуется историей своего народа, своей страны. И в силу этого в сознании подростков не отражаются многие важные события, великие люди, достойные уважения. А памятники культуры, по моему мнению, способны оставить след в умах молодых людей, тем самым предотвратить проблему забвения прошлого.
   Автор искренне огорчен проявлением этой проблемы. Это можно заметить в данных строках: «До сих пор болезненно ощущаю отсутствие Пушкина на Тверском бульваре, невосполнимую пустоту того места, где стоял Страстной монастырь». Я бы хотела подчеркнуть слово «пустота». Оно очень хорошо описывает всю сложившуюся ситуацию. Именно пустота разрастается в сердцах тех, кто застал памятники культуры; пустота поселяется в памяти молодежи  в том самом месте, где должна была жить гордость. «Память разрушается, как старый город»,- говорит Катаев. На мой взгляд, сравнение разрушения памяти с разрушением старого года является очень сильным и невероятно точным. Но в то же время от слова «разрушение» становится страшно. И этого действительно стоит бояться.
   Также автор повествует читателю о неком сне. Пространство, которое необходимо преодолеть в этом сне, Катаев сравнивает с той самой пустотой, о которой говорил ранее. Давайте еще раз перечитаем этот фрагмент, чтобы более детально разобраться с ним: «всё вокруг знакомо, но вместе с тем совсем незнакомо, и не знаешь, куда надо идти, чтобы вернуться домой, и ты забыл, где твой дом, в каком направлении надо идти, и ты идёшь одновременно по разным направлениям, но каждый раз оказываешься всё дальше и дальше от дома, а между тем ты отлично знаешь, что до твоего дома рукой подать, он есть, существует, но его не видно, он как бы в другом измерении». Я считаю, что этот сон сопоставим с последствиями, которые наступают с потерей памятников культуры. Люди теряются, забываются настолько, что не  силах найти свой дом. Я думаю, что по словом «дом» Катаев имел в виду что-то поистине хорошее, правильное. Путь к дому- верное направление в жизни. Такое направление, которое тебе указывает опыт прошлого поколения. Именно поэтому оно верное.
   Эти два примера дополняют друг друга и позволяют с уверенностью сказать, что потеря памятников культуры- очень страшная вещь. А если быть точнее, то страшны, конечно, последствия, к которым приводит данная потеря.
   Авторская позиция четко прослеживается в следующей фразе: «Пустота казалась мне незаконной, противоестественной». Именно так он относится к потере памятников. Это плохо, буквально незаконно, этого не должно быть- вот, что хочет донести Валентин Петрович до своего читателя. И с этим невозможно не согласиться. Я бы хотела привести высказывание Ф.Абрамова: «Народ умирает, когда становится населением. А населением становится тогда, когда забывает свою историю». Это высказывание несет в себе абсолютную истину, которая неизбежна при потере памятников культуры.
   Жизнь в современном мире- это жизнь в обществе потребления, жизнь в постоянной суете, что убивает счастливого человека. Но именно в таких условиях важно уметь на миг остановиться и оглядеться вокруг, вспомнить свою историю, вспомнить те тяготы, через которые приходилось проходить нашим дедам и прадедам, пропустить  это через себя и двигаться дальше с новыми силами. Именно поэтому хочется обратиться ко всем людям с просьбой беречь свою историю.
Количество слов - 540

Здравствуйте, Арина!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 4 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена неверно. Арина, в этом году в связи с новыми требованиями к сочинению егэ анализу связи мы уделяем большое внимание. Мы должны тщательно проанализировать связь между примерами и доказать, что связь именно такая, какую мы обозначили. Если мы внимательно посмотрим на примеры, приведенные Вами, получится, что связь между ними причинно-следственная, а не дополнение. Первый пример - пустота появляется на месте памятников. По этой причине, в следствие этого невозможно найти дорогу к дому.

3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно. Арина, буквально Вы пишите,что авторская позиция: уничтожать памятники - плохо. Почему плохо? Почему незаконно? Сказать "плохо" недостаточно. Позицию автора надо пояснить так же, как мы поясняем примеры-иллюстрации.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: +0 баллов

Отношение к позиции автора содержит согласие с мнением автора, но нет тезиса. Вы должны четко прописать, с чем именно Вы согласны и подтвердить свой тезис примером.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.

Ошибки:

А памятники культуры, по моему мнению, способны оставить след в умах молодых людей, тем самым предотвратить проблему забвения прошлого.
Нарушение логики сочинения. В первом абзаце мы определяем одну из проблем, поставленных автором в тексте. Ваше высказывание логичнее разместить в той части сочинения, где мы говорим об отношении к позиции автора.

K6 - Точность и выразительность речи +0 баллов.

Ошибки:

1)

Оно очень хорошо описывает всю сложившуюся ситуацию.
Предложение не несет смысловой нагрузки. Оно только усложняет восприятие Вашей работы.
2)
И этого действительно стоит бояться.
Это высказывание требует продолжения. Если Вы не собираетесь далее размышлять на тему разрушения памяти, то не стоит бросать фразы ради их кажущейся красоты.
3)
А если быть точнее, то страшны, конечно, последствия, к которым приводит данная потеря.
Снова фраза ради фразы.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

Ошибки:

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла.

Ошибки:

K9 - Соблюдение грамматических норм: +0 баллов.

Ошибки:

1)

Именно пустота разрастается в сердцах тех, кто застал памятники культуры; пустота поселяется в памяти молодежи  в том самом месте, где должна была жить гордость.
Ошибочное образование формы глагола условного наклонения.
2)
Также автор повествует читателю о неком сне.
Ошибочное образование местоимения.
3)
Путь к дому- верное направление в жизни. Такое направление, которое тебе указывает опыт прошлого поколения. Именно поэтому оно верное.
Нарушение границ предложения . Лучше: "Путь к дому - верное направление, потому что его указывает..."
4)
Но именно в таких условиях важно уметь на миг остановиться и оглядеться вокруг, вспомнить свою историю, вспомнить те тяготы, через которые приходилось проходить нашим дедам и прадедам, пропустить  это через себя и двигаться дальше с новыми силами.
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.

K10 - Соблюдение речевых норм: +0 баллов.

Ошибки:

1)

Комментируя данную проблему, хочется отметить актуальность и важность, которые присущи ей в любое время.
Актуальность - это важность, значительность для настоящего момента. Слово "важность" лишнее.
Избегайте слов, не несущих никакой смысловой нагрузки. Достаточно сказать, что проблема актуальна.
2)
Она не с большим желанием интересуется историей своего народа, своей страны.
Лучше: неохотно.
3)
И в силу этого в сознании подростков не отражаются многие важные события, великие люди, достойные уважения.
Лексическая несочетаемость.
4)
Именно пустота разрастается в сердцах тех, кто застал памятники культуры; пустота поселяется в памяти молодежи  в том самом месте, где должна была жить гордость.
Эту часть предложения надо полностью переделать. "Пустота поселяется в памяти", "в памяти должна жить гордость" - нарушение лексической сочетаемости.
5)
Пространство, которое необходимо преодолеть в этом сне, Катаев сравнивает с той самой пустотой, о которой говорил ранее. Давайте еще раз перечитаем этот фрагмент, чтобы более детально разобраться с ним
Неоправданное множественное употребление указательных местоимений.
6)
Путь к дому- верное направление в жизни. Такое направление, которое тебе указывает опыт прошлого поколения. Именно поэтому оно верное.
Неоправданный повтор.
7)
Это высказывание несет в себе абсолютную истину, которая неизбежна при потере памятников культуры.
Нарушение лексической сочетаемости.
8)
  Жизнь в современном мире- это жизнь в обществе потребления, жизнь в постоянной суете, что убивает счастливого человека.
Лучше: не приносит человеку счастья.
9)
Но именно в таких условиях важно уметь на миг остановиться и оглядеться вокруг, вспомнить свою историю, вспомнить те тяготы, через которые приходилось проходить нашим дедам и прадедам, пропустить  это через себя и двигаться дальше с новыми силами.
Тавтология.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки:

Арина, Вы точно проанализировали и тонко прочувствовали текст В.П. Катаева. Чтобы получить высший балл за сочинение, рекомендую Вам еще раз ознакомиться с требованиями к написанию сочинения егэ. Также необходимо усилить работу над речью.

Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 14

Возврат к списку