Запомни!

Отглагольные существительные с Ё после шипящих (походные слова):
ночёвка, корчёвка, тушёнка, сгущёнка, копчёность, размежёвка, напряжёнка, печёнка (картошка), напряжённость, протяжённость, обречённость, смущённость, упрощённость, раскрепощённость, завершённость, истощённость, отрешённость.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

проблема сохранения памяти

  • Текст: А. Алексин. Запомни его лицо

    (1)Высоко, на том Кавказском перевале, где была остановлена, отброшена и разгромлена отборная эсэсовская дивизия с сентиментальным именем «Эдельвейс», павшим героям воздвигнут памятник. (2) А на нём — фраза из моей повести: «Люди не должны жить минувшим горем... (3) Но тех, кто спас их от горя, они обязаны помнить...»

     (4) Не сотни, а тысячи читательских писем получил я за долгую жизнь. (5) Но письмо, сообщившее о памятнике в кавказских горах, мне дорого, пожалуй, как ни одно другое. (6)«Обязаны помнить...»

    (7) ...— Главное, надо быть вместе, — сказала мама в одно обманчиво мягкое утро. (8)Сказала потому, что война, которая началась ровно месяц и один день назад, грозила нам скорой разлукой.

    (9) Чтобы продолжить «мирную» жизнь, мы с мамой решили пойти в кино. (Ю)Здание кинотеатра было одним из домов, окаймлявших просторную, круглую площадь. (11)Она виделась мне огромной по-ляной, которую по ошибке залили асфальтом... (12)Кинотеатр был очень популярен у школьников: зрителей там после сеанса выпускали не во двор, а в фойе. (13)Можно было уйти, а можно остаться на второй сеанс и на третий. (14)Случалось, я, смотавшись с уроков, не покидал дома на площади до того часа, когда мама возвращалась с работы. (15)«Неужели всё это было?» — думал я, слушая сводки Совинформбюро и не веря уже, что изобретательные детские шалости когда-то существовали.

    (16)Мама решила развеселить меня — и повела на комедию. (17)Но до кассы мы не дошли... (18)Нас остановил вой воздушной тревоги. (19)Она немного замешкалась, опоздала — и мы услышали зловещее бряцанье «зажигалок». (20)Они ударялись об асфальт посреди круглой площади.

    (21) Мама стиснула мой локоть и потащила за собой в переулок.

    (22) Полпереулка занимал серый массивный дом. (23)Всё в нём было основательным, неколебимым. (24)И барельефы на темы каких-то древних сказаний подчёркивали, что дом построен хоть и давно, но на столетия. (25)Над приоткрытой дверью, обитой железом, было написано: «Бомбоубежище». (26)Вход закрывал собой гренадёрского вида дворник, очень почитавший свою профессию. (27)Встречались в ту пору такие... (28)На нём был тщательно, до белоснежности выстиранный фартук с начищенной бляхой. (29)Бляха поменьше сияла на фуражке. (ЗО)Парадно пышные усы были цвета фартука — такие же белые, словно старательно выстиранные.

    (31) — Пускаем только женщин с детьми, — не шевельнувшись, предупредил он.

    (32) - Но я с мальчиком! — сказала мама.

    (33) — Где мальчик? — осведомился дворник.

    (34) Мама подтолкнула меня вперёд. (35)Её характер перестал быть похожим на себя самого — она заметалась: — Вы не можете... не пустить! (36) Переведя на меня невозмутимый, неподкупно оценивающий взгляд, дворник немного отпрянул от двери — и за его спиной в бомбоубежище прошмыгнула женщина с девочкой на руках.

    (37) - Его пустить... вы обязаны! (38)Если у вас есть дети...

    (39) Мамин голос уже не был требовательным, повелительным. (40) Она умоляла. (41) Где-то далеко, разлетаясь во все стороны бесстрастно-неотвратимым эхом, обрушилась фугаска. (42)Мама накрыла руками мою голову. (43)На крышах надрывались зенитки.

    (44)- Пустите... (45)Вы обязаны...

    (46)- Детям не хватает места, — спокойно ответил дворник. (47)— А он у вас... (48)Какой же это ребёнок?

    (49)- Послушайте... (50)Я прошу вас!

    (51) - Не могу. (52) - Вы человек?!

    (53) В мамином голосе была ненависть. (54)И мольба... (55)Но дворник не обратил на это внимания.

    (56)Мама вновь стиснула мой локоть и потащила вдоль переулка. (57)Гильзы от зенитных снарядов звякали возле нас. (58)Мама всё время пыталась прикрыть меня — руками, плащом, даже сумкой.

    (59) Гильзы сыпались с крыш...

    (60) Тогда она решила спрятать меня в первом попавшемся подвале, не приспособленном под бомбоубежище.

    (61) Часа через три объявили отбой.

    (62) Вдоль массивного дома со старинными барельефами выстроились кареты скорой помощи. (63)Из подвала, на котором было написано «Бомбоубежище», выносили детей и женщин. (64)Они были с головой укрыты байковыми одеялами, хотя вечер выдался тёплый. (65)«Прямое попадание!» — услышали мы.

    (бб)Дворник с пышными седыми усами лежал на носилках возле двери, обитой железом. (67)3десь был его пост... (68)Он не пустил тех, кому не положено спускаться в бомбоубежище. (69)И сам не спустился, не спрятался. (70) Разве он знал, что бомбоубежище превратится в могилу? (71)Фартук был смят и забрызган кровью.

    (72)Фуражка валялась возле носилок... (73)Не пустил меня, не ребёнка, в бомбоубежище... (74)Но и сам не спустился.

    (75)— Запомни его лицо, — тихо и потрясённо сказала мама.

    (76)— Он спас нам жизнь
12.03.2021 01:06:56
Автор: Галина Зимина

На своём жизненном пути мы встречаем множество людей. Кого из них мы обязаны помнить? Над этим вопросом размышляет писатель А. Алексин.
Автор рассказывает о том, как в самом начале войны мать с сыном по дороге в кино застала бомбёжка. Мать, в страхе за жизнь сына, пытается проникнуть в бомбоубежище, вход в которое охраняет рослый дворник. Как ни умоляет женщина пустить её ребёнка в укрытие, стоящий на посту мужчина остаётся непреклонен: бомбоубежище предназначено только для маленьких детей. Поняв, что все просьбы бесполезны, героиня начинает ненавидеть дворника. «Вы человек?!» – восклицает она в отчаянии. Матери кажется, что, поскольку дворник не проявил сострадание, её сыну грозит гибель.
Однако судьба распорядилась иначе. Оказалось, что если бы дворник милосердно пошёл навстречу просьбе матери, то её сын погиб бы вместе с другими людьми, находившимися в бомбоубежище. Тогда отношение женщины к дворнику меняется. Она испытывает к нему глубокую благодарность. Читатель может понять это по её словам, обращённым к сыну: «Запомни его лицо… Он спас нам жизнь».
Эти примеры противопоставлены друг другу. Сравнение их позволяет понять, что обстоятельства могут заставить человека изменить свою оценку происходящего. Поняв, что человек, которого она ненавидела, невольно спас жизнь ей и её ребёнку, мать даёт сыну урок благодарности. Она просит его никогда не забывать своего спасителя.
Таким образом, автор приводит читателя к мысли: люди обязаны помнить тех, кто спас их.
Я разделяю точку зрения автора. Действительно, следует с сердечной благодарностью откликаться на любое добро, никогда не забывать тех, кто спасал нас и помогал нам в жизни. Недаром французская поговорка гласит: «Благодарность – это память сердца». Я думаю, что это качество является показателем нравственности человека.
Прав писатель А. Алексин: «Люди не должны жить минувшим горем... Но тех, кто спас их от горя, они обязаны помнить...»
Количество слов - 284

Рецензент: Дарья Полищук

Здравствуйте, Галина!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована некорректно.

На своём жизненном пути мы встречаем множество людей. Кого из них мы обязаны помнить? Над этим вопросом размышляет писатель А. Алексин.
Давайте подумаем, как можно ответить на вопрос, сформулированный Вами, безотносительно к тексту.  Мы обязаны помнить родителей, учителей, ветеранов.  Вы понимаете, что ответы уводят нас от текста. То есть Вы расширили проблемную область. Идите от мысли автора.

Таким образом, автор приводит читателя к мысли: люди обязаны помнить тех, кто спас их.
Выводим проблему:

Обязаны ли люди помнить тех, кто спас им жизнь?
Делайте правильный вопрос, который не уведет эксперта от текста и позволит Вам выстроить стройное рассуждение.

K2 - Комментарий + 6 баллов

Хотя текст проанализирован неглубоко, в целом проблема Вами раскрыта.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, но нет обоснования тезиса - конкретного примера. Поговорка, приведенная Вами, видимо, как пример, примером не является, не доказывает тезис, а лишь вторит ему.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.

Ошибки:

Прав писатель А. Алексин: «Люди не должны жить минувшим горем... Но тех, кто спас их от горя, они обязаны помнить...»
1) Это не заключение, а дублирование мысли, высказанной ранее.

Обращаю Ваше внимание на проблемный вопрос, который не совсем "ложится" на примеры, и на первый пример, в котором я вижу логическую шероховатость. Акценты  в нем расставлены на образе матери. Эпизод показывает поведение матери  в критической ситуации. Проблема поведения людей в критической ситуации -  вот главная проблема текста, где главная фигура  - фигура дворника, который исполняет долг, отбросив эмоции и чувства, чем и спасает жизнь мальчика. Старайтесь  более глубоко анализировать текст, тогда Вы обнаружите два примера, иллюстрирующих проблему и находящихся друг с другом во взаимосвязи.  Кроме этого, микровыводы по каждому примеру должны подводить к проблемному вопросу.

K6 - Точность и выразительность речи + 2 балла.

Речь выразительная, синтаксические конструкции разнообразные.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки:

Мать, в страхе за жизнь сына, пытается проникнуть в бомбоубежище, вход в которое охраняет рослый дворник.
1) Лишние запятые.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла.

Ошибки:

Автор рассказывает о том, как в самом начале войны мать с сыном по дороге в кино застала бомбёжка. Мать, в страхе за жизнь сына, пытается проникнуть в бомбоубежище, вход в которое охраняет рослый дворник. Как ни умоляет женщина пустить её ребёнка в укрытие, стоящий на посту мужчина остаётся непреклонен: бомбоубежище предназначено только для маленьких детей. Поняв, что все просьбы бесполезны, героиня начинает ненавидеть дворника. «Вы человек?!» – восклицает она в отчаянии. Матери кажется, что, поскольку дворник не проявил сострадание, её сыну грозит гибель.
1) Временной разнобой. Говоря о персонажах, используйте форму прошедшего времени.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом текста, обоснованием собственной позиции, заключением. Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 6
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 2
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 21

Возврат к списку