Запомни!
- лишь
- бишь
- вишь
- ишь
- навзничь
- настежь
- напрочь
- прочь
- сплошь
- наотмашь
- вскачь
- невмочь
- точь-в-точь
Проблема сложности характера человека
-
Текст: А. Алексин. Запомни его лицо
(1)Высоко, на том Кавказском перевале, где была остановлена, отброшена и разгромлена отборная эсэсовская дивизия с сентиментальным именем «Эдельвейс», павшим героям воздвигнут памятник. (2) А на нём — фраза из моей повести: «Люди не должны жить минувшим горем... (3) Но тех, кто спас их от горя, они обязаны помнить...»
(4) Не сотни, а тысячи читательских писем получил я за долгую жизнь. (5) Но письмо, сообщившее о памятнике в кавказских горах, мне дорого, пожалуй, как ни одно другое. (6)«Обязаны помнить...»
(7) ...— Главное, надо быть вместе, — сказала мама в одно обманчиво мягкое утро. (8)Сказала потому, что война, которая началась ровно месяц и один день назад, грозила нам скорой разлукой.
(9) Чтобы продолжить «мирную» жизнь, мы с мамой решили пойти в кино. (Ю)Здание кинотеатра было одним из домов, окаймлявших просторную, круглую площадь. (11)Она виделась мне огромной по-ляной, которую по ошибке залили асфальтом... (12)Кинотеатр был очень популярен у школьников: зрителей там после сеанса выпускали не во двор, а в фойе. (13)Можно было уйти, а можно остаться на второй сеанс и на третий. (14)Случалось, я, смотавшись с уроков, не покидал дома на площади до того часа, когда мама возвращалась с работы. (15)«Неужели всё это было?» — думал я, слушая сводки Совинформбюро и не веря уже, что изобретательные детские шалости когда-то существовали.
(16)Мама решила развеселить меня — и повела на комедию. (17)Но до кассы мы не дошли... (18)Нас остановил вой воздушной тревоги. (19)Она немного замешкалась, опоздала — и мы услышали зловещее бряцанье «зажигалок». (20)Они ударялись об асфальт посреди круглой площади.
(21) Мама стиснула мой локоть и потащила за собой в переулок.
(22) Полпереулка занимал серый массивный дом. (23)Всё в нём было основательным, неколебимым. (24)И барельефы на темы каких-то древних сказаний подчёркивали, что дом построен хоть и давно, но на столетия. (25)Над приоткрытой дверью, обитой железом, было написано: «Бомбоубежище». (26)Вход закрывал собой гренадёрского вида дворник, очень почитавший свою профессию. (27)Встречались в ту пору такие... (28)На нём был тщательно, до белоснежности выстиранный фартук с начищенной бляхой. (29)Бляха поменьше сияла на фуражке. (ЗО)Парадно пышные усы были цвета фартука — такие же белые, словно старательно выстиранные.
(31) — Пускаем только женщин с детьми, — не шевельнувшись, предупредил он.
(32) - Но я с мальчиком! — сказала мама.
(33) — Где мальчик? — осведомился дворник.
(34) Мама подтолкнула меня вперёд. (35)Её характер перестал быть похожим на себя самого — она заметалась: — Вы не можете... не пустить! (36) Переведя на меня невозмутимый, неподкупно оценивающий взгляд, дворник немного отпрянул от двери — и за его спиной в бомбоубежище прошмыгнула женщина с девочкой на руках.
(37) - Его пустить... вы обязаны! (38)Если у вас есть дети...
(39) Мамин голос уже не был требовательным, повелительным. (40) Она умоляла. (41) Где-то далеко, разлетаясь во все стороны бесстрастно-неотвратимым эхом, обрушилась фугаска. (42)Мама накрыла руками мою голову. (43)На крышах надрывались зенитки.
(44)- Пустите... (45)Вы обязаны...
(46)- Детям не хватает места, — спокойно ответил дворник. (47)— А он у вас... (48)Какой же это ребёнок?
(49)- Послушайте... (50)Я прошу вас!
(51) - Не могу. (52) - Вы человек?!
(53) В мамином голосе была ненависть. (54)И мольба... (55)Но дворник не обратил на это внимания.
(56)Мама вновь стиснула мой локоть и потащила вдоль переулка. (57)Гильзы от зенитных снарядов звякали возле нас. (58)Мама всё время пыталась прикрыть меня — руками, плащом, даже сумкой.
(59) Гильзы сыпались с крыш...
(60) Тогда она решила спрятать меня в первом попавшемся подвале, не приспособленном под бомбоубежище.
(61) Часа через три объявили отбой.
(62) Вдоль массивного дома со старинными барельефами выстроились кареты скорой помощи. (63)Из подвала, на котором было написано «Бомбоубежище», выносили детей и женщин. (64)Они были с головой укрыты байковыми одеялами, хотя вечер выдался тёплый. (65)«Прямое попадание!» — услышали мы.
(бб)Дворник с пышными седыми усами лежал на носилках возле двери, обитой железом. (67)3десь был его пост... (68)Он не пустил тех, кому не положено спускаться в бомбоубежище. (69)И сам не спустился, не спрятался. (70) Разве он знал, что бомбоубежище превратится в могилу? (71)Фартук был смят и забрызган кровью.
(72)Фуражка валялась возле носилок... (73)Не пустил меня, не ребёнка, в бомбоубежище... (74)Но и сам не спустился.
(75)— Запомни его лицо, — тихо и потрясённо сказала мама.
(76)— Он спас нам жизнь
Сначала Алексин показывает читателю, с каким негодованием мать рассказчика приняла отказ дворника, охраняющего вход в бомбоубежище, пустить их внутрь. Автор обращает внимание читателя на то, что постепенно «требовательные», «повелительные» нотки в голосе героини сменились «мольбой». Мать просит дворника, говорит о том, что он «обязан» пустить ребёнка, умоляет его… Но герой остаётся глух ко её словам, в его голосе сохраняется «невозмутимость» и «спокойствие». Писатель показывает, как упорно героиня не могла поверить в равнодушие собеседника, как отчаянно пыталась пробудить в нём сочувствие, взывала к человечности («Вы человек?!», «Если у вас есть дети...»). Однако дворник не пустил мать с ребёнком, несмотря на все её мольбы, и негодование героини сменилось «ненавистью». Этим примером Алексин приводит читателя к мысли о том, что некоторые поступки человека не только могут казаться окружающим предосудительными, безнравственными, но и вызывать резкое осуждение и даже злость.
Но затем автор обращает внимание на то, какие изменения произошли в героине после того, как она узнала о смерти чёрствого и бездушного, как ей показалось сначала, дворника. Писатель отмечает, что на самом деле герой не пустил мать только потому, что в бомбоубежище не хватало места даже детям, подчёркивая при этом, что дворник «и сам не спустился» внутрь. После объявления отбоя выяснилось, что он погиб из-за «прямого попадания» снаряда, и тогда героиня поняла, насколько несправедлива была по отношению к тому человеку, который невольно спас жизнь ребёнка и её самой. Так автор помогает читателю понять, что впечатление о человеке, сформированное на основе отдельных поступков, может быть ложным.
Таким образом, автор приводит примеры, противопоставленные друг другу. Это противопоставление позволяет понять, почему при оценке характера человека важно обращать внимание на различные поступки, а не сосредотачивать своё внимание на каком-то одном.
Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает в том, что о человеке нельзя судить по отдельным поступкам потому, что порой можно неправильно понять мотив его действий и сделать неверные выводы о характере.
Я согласна с позицией автора и тоже считаю, что правильное впечатление о человеке не может сформироваться в результате анализа одного поступка. Подтверждение этой мысли можно найти в рассказе Воробьёва «Живая душа». После первого разговора с главным героем шофёр кажется жадным и бездушным, потому что просит с солдата за дорогу до дома целых триста рублей. Но потом автор показывает, как решительно водитель бросается на помощь несчастным женщинам, вынужденным выполнять тяжёлую работу, и даже жертвует ради этого спиртом, которым с ним расплатился рассказчик. Этим примером автор показывает, насколько неверным оказалось первое впечатление главного героя и читателей о шофёре, и позволяет понять, почему важно принимать во внимание различные поступки людей.
В заключение мне хотелось бы ещё раз отметить, что сложная и многогранная человеческая натура нуждается во внимательном изучении, потому что в разных поступках особенности характера проявляются неодинаково.
Здравствуйте, Мария!
У вас получилось хорошее, глубокое сочинение.
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 6 баллов
Пример 1 (эпизод у двери бомбоубежища) в сочинении указан, пояснен.
Пример 2 (гибель дворника) указан, пояснен.
Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.
Ошибки: нет
K6 - Точность и выразительность речи + 2 балла.
Ошибки: нет
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.
Ошибки: нет
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла.
Ошибки: нет
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.
Ошибки:
Этим примером Алексин приводит читателя к мысли о том, что некоторые поступки человека не только могут казаться окружающим предосудительными, безнравственными, но и вызывать резкое осуждение и даже злость. |
K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла.
Ошибки: нет
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 0 баллов
Ошибки:
После первого разговора с главным героем шофёр кажется жадным и бездушным, потому что просит с солдата за дорогу до дома целых триста рублей. |
Мария, с удовольствием размещаю вашу работу в копилке лучших сочинений этого сезона! Удачи на экзамене!