Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема зависимости от общественного мнения

  • Текст: А. Чехов. Орден

    (1) Учитель военной прогимназии, коллежский регистратор Лев Пустяков, обитал рядом с другом своим, поручиком Леденцовым.

    (2) К последнему он и направил свои стопы в новогоднее утро. (3) Видишь ли, в чём дело, Гриша, — сказал он поручику после обычного поздравления с Новым годом. (4) — Я не стал бы тебя беспокоить, если бы не крайняя надобность. (5) Одолжи мне, голубчик, на сегодняшний день твой орден, твоего Станислава. (6) Сегодня, видишь ли, я обедаю у купца Спичкина. (7) А ты знаешь этого подлеца Спичкина: он страшно любит ордена и чуть ли не мерзавцами считает тех, у кого не болтается что-нибудь на шее или в петлице. (8) И к тому же у него две дочери... (9) Настя, знаешь, и Зина... (10) Говорю, как другу...(11) Дай, сделай милость!

    (12) Всё это проговорил Пустяков, заикаясь, краснея и робко оглядываясь на дверь.

    (13) Поручик выругался, но согласился.

    (14) В два часа пополудни. (15) Пустяков ехал на извозчике к Спичкиным и, распахнувши чуточку шубу, глядел себе на грудь. (16) На груди сверкал золотом и отливал эмалью чужой Станислав.

    (17) «Как-то и уважения к себе больше чувствуешь! — думал учитель, покрякивая. — (18) Маленькая штучка, рублей пять, не больше стоит, а какой фурор производит!»

    (19) Подъехав к дому Спичкина, он распахнул шубу и стал медленно расплачиваться с извозчиком.

    (20) Снимая в передней шубу, он заглянул в залу. (21) Там за длинным обеденным столом сидели уже человек пятнадцать и обедали. (22) Слышался говор и звяканье посуды.

    (23) Кто это там звонит? — послышался голос хозяина. — (24) Ба, Лев Николаич! (25) Милости просим. (26) Немножко опоздали, но это не беда... (27) Сейчас только сели.

    (28) Пустяков выставил вперёд грудь, поднял голову и, потирая руки, вошёл в залу. (29) Но тут он увидел нечто ужасное. (30) 3а столом, рядом с Зиной, сидел его товарищ по службе, учитель французского языка Трамблян. (31) Показать ему орден значило вызвать массу самых неприятных вопросов, значило осрамиться навеки, обесславиться...

    (32) Первою мыслью Пустякова было сорвать орден или бежать назад; но орден был крепко пришит. (33) Быстро прикрыв правой рукой орден, он сгорбился, неловко отдал общий поклон и, никому не подавая руки, тяжело опустился на свободный стул, как раз против сослуживца-француза.

    (34) Перед Пустяковым поставили тарелку супа. (35) Он взял левой рукой ложку, но, вспомнив, что левой рукой не подобает есть в благоустроенном обществе, заявил, что он уже отобедал и есть не хочет.

    (36) Душа Пустякова наполнилась щемящей тоской и злобствующей досадой: суп издавал вкусный запах, а от паровой осетрины шёл необыкновенно аппетитный дымок. (37) Учитель попробовал освободить правую руку и прикрыть орден левой, но это оказалось неудобным.

    (38) Трамблян, почему-то сильно сконфуженный, глядел на него и тоже ничего не ел. (39) Поглядев друг на друга, оба ещё более сконфузились и опустили глаза в пустые тарелки.

    (40) «3аметил, подлец! — подумал Пустяков. — По роже вижу, что заметил! (41) А он, мерзавец, кляузник. (42) 3автра же донесёт директору!»

    (43) Съели хозяева и гости четвёртое блюдо, съели, волею судеб, и пятое...

    (44) Предлагаю выпить за процветание сидящих здесь дам!

    (45) Обедающие шумно поднялись и взялись за бокалы. (46) Лев Николаич, потрудитесь передать этот бокал Настасье Тимофеевне! — обратился к нему какой-то мужчина, подавая бокал. — (47) 3аставьте её выпить!

    (48) На этот раз Пустяков, к великому своему ужасу, должен был пустить в дело и правую руку. (49) Станислав с помятой красной ленточкой увидел наконец свет и засиял. (50) Учитель побледнел, опустил голову и робко поглядел в сторону француза. (51) Тот глядел на него удивлёнными, вопрошающими глазами. (52) Губы его хитро улыбались, и с лица медленно сползал конфуз...

    (53) Юлий Августович! — обратился к французу хозяин. — (54) Передайте бутылочку по принадлежности!

    (55) Трамблян нерешительно протянул правую руку к бутылке, и... о, счастье!

    (56) Пустяков увидал на его груди орден. (57) И то был не Станислав, а целая Анна! (58) 3начит, и француз сжульничал! (59) Пустяков засмеялся от удовольствия, сел на стул и развалился... (60) Теперь уже не было надобности скрывать Станислава! (61) Оба грешны одним грехом, и некому, стало быть, доносить и бесславить…

    (62) А-а-а... гм!.. — промычал Спичкин, увидев на груди учителя орден.

    (63) Да-с! — сказал Пустяков. — (64) Удивительное дело, Юлий Августович! (65) Как было мало у нас перед праздниками представлений! (66) Сколько у нас народу, а получили только вы да я! (67) Уди-ви-тель-ное дело!

    (68) Трамблян весело закивал головой и выставил вперёд левый лацкан, на котором красовалась Анна 3-й степени.

    (69) После обеда Пустяков ходил по всем комнатам и показывал барышням орден.

    (70) На душе у него было легко, вольготно, хотя и пощипывал под ложечкой голод.

    (71) «3най я такую штуку, — думал он, завистливо поглядывая на Трамбляна, беседовавшего со Спичкиным об орденах, — я бы Владимира нацепил. (72)Эх, не догадался!»

    (73) Только эта одна мысль и помучивала его. (74) В остальном же он был совершенно счастлив. (По А. П. Чехову)

09.03.2021 19:50:35
Автор: Мария Дегтева

       Как зависимость от общественного мнения влияет на человека? Над этим вопросом размышляет А.П. Чехов в предложенном для анализа тексте. Проследим, как автор раскрывает поставленную проблему.

       Сначала Чехов показывает, насколько большое значение   мнению окружающих  придаёт главный герой. Автор подчёркивает, что для Льва Пустякова заполучить орден хотя бы на вечер, чтобы произвести «фурор» в обществе почётных гостей купца Ситникова, - это дело «крайней надобности». Чтобы не выглядеть в глазах «подлеца Спичкина» «мерзавцем», он готов пойти на обман и даже присвоить себе чужую награду. Продолжая знакомство читателя с образом Льва Пустякова, Чехов обращает внимание:  заполучив заветный орден, учитель думает, «покрякивая», о том, что,  когда «болтается что-нибудь на шее или в петлице», «как-то и уважения к себе больше чувствуешь». Этим примером автор показывает, что человек, зависимый от общественного мнения, готов пойти на обман, чтобы самоутвердиться в глазах окружающих.

       Затем Чехов обращает внимание читателя на то, что герой совершенно не стыдится своей лжи. В описании поведения Льва Пустякова чувствуется авторская ирония, которая позволяет понять, что причиной «щемящей тоски и злобствующей досады» учителя является не осознание низости поступка, а возможность раскрытия обмана. Кроме того, автор отмечает, что  после того, как пропала опасность быть «обесславленным», Пустяков понял, что можно было присвоить себе и более крупную награду. Так Чехов приводит читателя к мысли о том, что порой  в погоне за общественным признанием люди перестают стыдиться бесчестных поступков.  

       Таким образом, второй пример дополняет первый, помогая автору показать, что зависимость от общественного мнения не только подталкивает человека к совершению низких поступков, но и притупляет чувство стыда.

       Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что зависимость от общественного мнения влияет на человека отрицательно: он становится способен на обман и теряет чувство стыда.

       Я согласна с позицией автора и тоже считаю, что в погоне за расположением общества люди порой сильно меняются, становятся способными на ложь, подлость и лицемерие. Так, герой повести Железникова «Чучело» предаёт своего друга Лену Бессольцеву ради того, чтобы не потерять лица в глазах одноклассников. Димка понимал, что именно по его вине раскрылся план ребят, который они хотели осуществить втайне от учительницы, но, когда дети стали искать прдателя, струсил. Девочка самоотверженно взяла на себя вину друга, проявив настоящее мужество и верность, в то время как её товарищ пошёл на подлость, лишь бы не стать изгоем. Так, на примере поступка Димки читатель понимает, какие ужасные перемены могут произойти в человеке из-за зависимости от общественного мнения.

       В заключение мне хотелось бы ещё раз отметить, что зависимость от общественного мнения меняет человека в худшую сторону.
Количество слов - 413

Добрый день, Мария. В соответствии с критериями проверки сочинений в формате ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста+1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно

К2 - Комментарий+6 баллов
Пример 1 приведён, пояснён. Пример 2 указан, пояснён. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.

К3 - Отражение  позиции автора исходного текста+1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

К4- Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста +1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

К5-Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения+ 2 балла
Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения

К6-Точность и выразительность речи+1 балл
Работа характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли

К7- Соблюдение орфографических норм+3 балла
но, когда дети стали искать прдателя, струсил.
Пропуск буквы-описка.

К8-Соблюдение пунктуационных норм+ 3 балла

Продолжая знакомство читателя с образом Льва Пустякова, Чехов обращает внимание:  заполучив заветный орден, учитель думает, «покрякивая», о том, что,  когда «болтается что-нибудь на шее или в петлице», «как-то и уважения к себе больше чувствуешь».
В этом предложении нет пунктуационных ошибок, но рекомендую избегать частого цитирования. Данное предложение получилось слишком длинным, с большим количеством запятых и кавычек, можно было часть  цитат передать косвенным предложением. Вариант: Продолжая знакомство читателя с героем, Чехов обращает внимание на его мысли о том, что орден на шее или в петлице придаёт уважения к самому себе.

К9-Соблюдение грамматических норм+1 балл
Чтобы не выглядеть в глазах «подлеца Спичкина» «мерзавцем», он готов пойти на обман и даже присвоить себе чужую награду.
Усилительная частица ДАЖЕ не нужна.

К10-Соблюдение речевых норм+ 0 баллов
Продолжая знакомство читателя с образом Льва Пустякова, Чехов обращает внимание:
Желательно не употреблять такую формулировку: с образом Льва Пустякова( писатель знакомит нас с героем, знакомит с Львом Пустяковым, а ОБРАЗ- это отвлечённое понятие).
Кроме того, автор отмечает, что  после того, как пропала опасность быть «обесславленным», Пустяков понял, что можно было присвоить себе и более крупную награду.
кроме ТОГО - после ТОГО (надо избегать повторов)Вариант: Кроме того, автор отмечает: как только миновала опасность быть "обесславленным", Пустяков пожалел, что не присвоил более весомую награду.

присвоил себе-речевое излишество.
предаёт своего друга Лену Бессольцеву ради того, чтобы не потерять лица в глазах одноклассников.
Лучше сказать-не потерять лица перед одноклассниками.
на примере поступка Димки читатель понимает,
на примере поступка Димки читатель видит- так правильнее
какие ужасные перемены могут произойти в человеке из-за зависимости от общественного мнения.
вместо УЖАСНЫЕ ПЕРЕМЕНЫ лучше сказать ПЛОХИЕ ПЕРЕМЕНЫ, НЕХОРОШИЕ ПЕРЕМЕНЫ

К11-Соблюдение этических норм+ 0 баллов
Так, герой повести Железникова «Чучело» предаёт своего друга Лену Бессольцеву ради того,
Вы один раз используете фамилию писателя, при этом не указали инициалов.

К12- Соблюдение фактологической точности в фоновом материале + 0 баллов

чтобы произвести «фурор» в обществе почётных гостей купца Ситникова, - это дело «крайней надобности». Чтобы не выглядеть в глазах «подлеца Спичкина» «мерзавцем», он готов пойти на обман и даже присвоить себе чужую награду.
Вы неправильно назвали фамилию купца, к которому отправился в гости герой рассказа: он не Ситников, а Спичкин.

Общие рекомендации: избегайте излишнего цитирования текста, работайте над устранением речевых ошибок.







Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 6
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 0
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 19

Возврат к списку