Запомни!

О после шипящих в суффиксах существительных:
рубашонка, девчонка, речонка, ручонка, коробчонка, собачонка, лавчонка, душонка, книжонка, бумажонка, шпажонка, одежонка, рыбчонка, юбчонка, мужичонка, шапчонка, шляпчонка, тысчонка, мальчонка, старушонка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

проблема лжи

  • Текст: А. Чехов. Орден

    (1) Учитель военной прогимназии, коллежский регистратор Лев Пустяков, обитал рядом с другом своим, поручиком Леденцовым.

    (2) К последнему он и направил свои стопы в новогоднее утро. (3) Видишь ли, в чём дело, Гриша, — сказал он поручику после обычного поздравления с Новым годом. (4) — Я не стал бы тебя беспокоить, если бы не крайняя надобность. (5) Одолжи мне, голубчик, на сегодняшний день твой орден, твоего Станислава. (6) Сегодня, видишь ли, я обедаю у купца Спичкина. (7) А ты знаешь этого подлеца Спичкина: он страшно любит ордена и чуть ли не мерзавцами считает тех, у кого не болтается что-нибудь на шее или в петлице. (8) И к тому же у него две дочери... (9) Настя, знаешь, и Зина... (10) Говорю, как другу...(11) Дай, сделай милость!

    (12) Всё это проговорил Пустяков, заикаясь, краснея и робко оглядываясь на дверь.

    (13) Поручик выругался, но согласился.

    (14) В два часа пополудни. (15) Пустяков ехал на извозчике к Спичкиным и, распахнувши чуточку шубу, глядел себе на грудь. (16) На груди сверкал золотом и отливал эмалью чужой Станислав.

    (17) «Как-то и уважения к себе больше чувствуешь! — думал учитель, покрякивая. — (18) Маленькая штучка, рублей пять, не больше стоит, а какой фурор производит!»

    (19) Подъехав к дому Спичкина, он распахнул шубу и стал медленно расплачиваться с извозчиком.

    (20) Снимая в передней шубу, он заглянул в залу. (21) Там за длинным обеденным столом сидели уже человек пятнадцать и обедали. (22) Слышался говор и звяканье посуды.

    (23) Кто это там звонит? — послышался голос хозяина. — (24) Ба, Лев Николаич! (25) Милости просим. (26) Немножко опоздали, но это не беда... (27) Сейчас только сели.

    (28) Пустяков выставил вперёд грудь, поднял голову и, потирая руки, вошёл в залу. (29) Но тут он увидел нечто ужасное. (30) 3а столом, рядом с Зиной, сидел его товарищ по службе, учитель французского языка Трамблян. (31) Показать ему орден значило вызвать массу самых неприятных вопросов, значило осрамиться навеки, обесславиться...

    (32) Первою мыслью Пустякова было сорвать орден или бежать назад; но орден был крепко пришит. (33) Быстро прикрыв правой рукой орден, он сгорбился, неловко отдал общий поклон и, никому не подавая руки, тяжело опустился на свободный стул, как раз против сослуживца-француза.

    (34) Перед Пустяковым поставили тарелку супа. (35) Он взял левой рукой ложку, но, вспомнив, что левой рукой не подобает есть в благоустроенном обществе, заявил, что он уже отобедал и есть не хочет.

    (36) Душа Пустякова наполнилась щемящей тоской и злобствующей досадой: суп издавал вкусный запах, а от паровой осетрины шёл необыкновенно аппетитный дымок. (37) Учитель попробовал освободить правую руку и прикрыть орден левой, но это оказалось неудобным.

    (38) Трамблян, почему-то сильно сконфуженный, глядел на него и тоже ничего не ел. (39) Поглядев друг на друга, оба ещё более сконфузились и опустили глаза в пустые тарелки.

    (40) «3аметил, подлец! — подумал Пустяков. — По роже вижу, что заметил! (41) А он, мерзавец, кляузник. (42) 3автра же донесёт директору!»

    (43) Съели хозяева и гости четвёртое блюдо, съели, волею судеб, и пятое...

    (44) Предлагаю выпить за процветание сидящих здесь дам!

    (45) Обедающие шумно поднялись и взялись за бокалы. (46) Лев Николаич, потрудитесь передать этот бокал Настасье Тимофеевне! — обратился к нему какой-то мужчина, подавая бокал. — (47) 3аставьте её выпить!

    (48) На этот раз Пустяков, к великому своему ужасу, должен был пустить в дело и правую руку. (49) Станислав с помятой красной ленточкой увидел наконец свет и засиял. (50) Учитель побледнел, опустил голову и робко поглядел в сторону француза. (51) Тот глядел на него удивлёнными, вопрошающими глазами. (52) Губы его хитро улыбались, и с лица медленно сползал конфуз...

    (53) Юлий Августович! — обратился к французу хозяин. — (54) Передайте бутылочку по принадлежности!

    (55) Трамблян нерешительно протянул правую руку к бутылке, и... о, счастье!

    (56) Пустяков увидал на его груди орден. (57) И то был не Станислав, а целая Анна! (58) 3начит, и француз сжульничал! (59) Пустяков засмеялся от удовольствия, сел на стул и развалился... (60) Теперь уже не было надобности скрывать Станислава! (61) Оба грешны одним грехом, и некому, стало быть, доносить и бесславить…

    (62) А-а-а... гм!.. — промычал Спичкин, увидев на груди учителя орден.

    (63) Да-с! — сказал Пустяков. — (64) Удивительное дело, Юлий Августович! (65) Как было мало у нас перед праздниками представлений! (66) Сколько у нас народу, а получили только вы да я! (67) Уди-ви-тель-ное дело!

    (68) Трамблян весело закивал головой и выставил вперёд левый лацкан, на котором красовалась Анна 3-й степени.

    (69) После обеда Пустяков ходил по всем комнатам и показывал барышням орден.

    (70) На душе у него было легко, вольготно, хотя и пощипывал под ложечкой голод.

    (71) «3най я такую штуку, — думал он, завистливо поглядывая на Трамбляна, беседовавшего со Спичкиным об орденах, — я бы Владимира нацепил. (72)Эх, не догадался!»

    (73) Только эта одна мысль и помучивала его. (74) В остальном же он был совершенно счастлив. (По А. П. Чехову)

07.03.2021 17:45:18
Автор: Валерия Борисова

Какова роль лжи в жизни человека? Таким проблемным вопросом задаешься, прочитав предложенный для анализа текст А. П. Чехова.
Раскрывая проблему, автор повествует о Льве Пустякове, который захотел выглядеть знатно в глазах других людей, приглашенных на обед к купцу Спичкину, и одалживает орден у своего товарища. Данный эпизод показывает сущность обмана и нежелание человека показывать себя таким, каким он является на самом деле.
Однако во время застолья Пустяков встречает своего сослуживца, перед которым он не хотел показывать свои ненастоящие награды, чтобы не попасть в просак и не быть пойманным. Из этого следует, что влияние лжи может повести за собой последствия, сказывающиеся неблагоприятным образом.
С помощью примеров, выступающих как причина и следствие, автор показывает, как вранье может сказаться на жизнь героя, который прибегает к этому в своих поступках.
Позиция автора заключается в следующем: обман и отсутствие честности является плохим качеством, которое чревато последствиями.
Я согласна с позицией автора и тоже считаю, что ложь не является показателем счастливой жизни человека. В произведении М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», где клевета Грушницкого на княжну Мери ради мести Печорину растворяется в справедливости. Решив подменить оружие дуэлянта, бесчестный мужчина становится разоблаченным. Григорий понял, что его приятель хочет выиграть сражение обманным путем. Тогда бездействующее оружие достается самому обманщику. Грушницкий погибает, а Печорин делает неутешительные выводы.
Таким образом, хочется еще раз подчеркнуть, что ложь, беспрекословно, играет плохую роль в жизнях людей, ведь на обмане счастья не построишь.
Количество слов - 229

Рецензент: Дарья Полищук

Здравствуйте, Валерия!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 0 баллов.

Проблема определена неверно, формулировка абсурдна. В этом тексте можно было сформулировать следующие вопросы:

Можно ли обманывать ради собственной выгоды?

Проблема проявления тщеславия.

K2 - Комментарий + 0 баллов.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Практически в каждом предложении канцеляризмы. Они делают текст сухим, казенным.

Из этого следует, что влияние лжи может повести за собой последствия, сказывающиеся неблагоприятным образом.
С помощью примеров, выступающих как причина и следствие, автор показывает, как вранье может сказаться на жизнь героя, который прибегает к этому в своих поступках.
Позиция автора заключается в следующем: обман и отсутствие честности является плохим качеством, которое чревато последствиями.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

Ошибки:

Однако во время застолья Пустяков встречает своего сослуживца, перед которым он не хотел показывать свои ненастоящие награды, чтобы не попасть в просак и не быть пойманным.
1) Верно: впросак.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки:

Таким образом, хочется еще раз подчеркнуть, что ложь, беспрекословно, играет плохую роль в жизнях людей, ведь на обмане счастья не построишь.
1) Лишние запятые. Может, Вы имели в виду слово "безусловно"?

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Раскрывая проблему, автор повествует о Льве Пустякове, который захотел выглядеть знатно в глазах других людей, приглашенных на обед к купцу Спичкину, и одалживает орден у своего товарища.

Однако во время застолья Пустяков встречает своего сослуживца, перед которым он не хотел показывать свои ненастоящие награды, чтобы не попасть в просак и не быть пойманным.
1,2) Временной разнобой. Говоря о персонажах, используйте форму прошедшего времени. Верно: одолжил.
3) Нарушение согласования. Верно: которому.
С помощью примеров, выступающих как причина и следствие, автор показывает, как вранье может сказаться на жизнь героя, который прибегает к этому в своих поступках.
4) Нарушение управления. Верно: на жизни.
Позиция автора заключается в следующем: обман и отсутствие честности является плохим качеством, которое чревато последствиями.
5) Нарушение в построении предложения с однородными членами. Верно: являются.
В произведении М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», где клевета Грушницкого на княжну Мери ради мести Печорину растворяется в справедливости.
6) В главной части нет сказуемого.
Таким образом, хочется еще раз подчеркнуть, что ложь, беспрекословно, играет плохую роль в жизнях людей, ведь на обмане счастья не построишь.
7) В жизни.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Данный эпизод показывает сущность обмана и нежелание человека показывать себя таким, каким он является на самом деле.
1) Канцеляризм.
Однако во время застолья Пустяков встречает своего сослуживца, перед которым он не хотел показывать свои ненастоящие награды, чтобы не попасть в просак и не быть пойманным.
2) Тавтология.
3) Разговорное наречие. Нельзя использовать в сочинении разговорные слова и выражения. Это стилистическая ошибка.
Из этого следует, что влияние лжи может повести за собой последствия, сказывающиеся неблагоприятным образом.
4) Несочетаемость. Не влияние, а ложь. Дальше тоже несочетаемость. Во фразе -  канцеляризмы (выделены лиловым цветом). Необходимо отредактировать всё предложение.
Этот эпизод позволяет понять, что ложь может испортить человеческие отношения.
Пишите четче, пусть мысль будет ясной и живой, а не сухой и туманной.
С помощью примеров, выступающих как причина и следствие, автор показывает, как вранье может сказаться на жизнь героя, который прибегает к этому в своих поступках.
Лучше: между примерами причинно-следственная связь.
5) Вранье - разговорное слово.
Этого достаточно, чтобы обнулить К10. Однако и другие речевые ошибки в работе есть. Отмечу некоторые из них.
Я согласна с позицией автора и тоже считаю, что ложь не является показателем счастливой жизни человека.
Ложь - это искажение истины. Как ложь может быть показателем счастливой или несчастной жизни? Непонятно.
В произведении М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», где клевета Грушницкого на княжну Мери ради мести Печорину растворяется в справедливости.
Клевета растворяется в справедливости. Просто вчитайтесь в то, ЧТО Вы написали.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом текста и содержательной частью сочинения. Работайте тщательно над грамматикой и речью. Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 0
K2 - Пример 1: 0
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 0
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 9

Возврат к списку