Запомни!

После шипящих пишется О в словах: анчоусы, артишок, банджо, боржоми, джокер, джонка, джоуль, жокей, жонглёр, жом, жор, жох, изжога, каприччо , капюшон, корнишоны, крыжовник, крюшон, лечо, мачо, мажор, мажордом, обжора, пончо, прожорливый, ранчо, трещотка, трущобы, харчо, чащоба, чокаться, чокнутый, чопорный, чохом, шов, шовинизм, шок, шоколад, шомпол, шорох, шорты, шоры, шорник, шоссе, шотландец, шофёр.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

женщина войне. Как война влияет на судьбу человека?

  • Текст: П. Ерашов. Женщина на войне

    (1)Это был первый настоящий бой Кати. (2)Артиллерийская подготовка началась перед рассветом, под её прикрытием заняли исходные позиции.

    (3)Накануне вечером писали письма. (4)Только Кате писать было некуда: все родные погибли. (5)Так что терять в бою ей, по сути, было нечего — кроме собственной жизни. (6)Но её она, молодая девчонка, после перенесённых страданий, к сожалению, уже мало ценила.

    (7)И вот он, бой. (8)Танк, в котором они находились, мотало из стороны в сторону, трясло так, что Катя едва удерживалась на сиденье. (9)«Если так будет дальше, как же стрелять?» — думала она. (10)Хотя её дело было не наводить пушку, а подавать снаряды. (11)Тужливо рыча, машины настырно карабкались вверх, от моторов, пущенных на полные обороты, жара стояла несусветная, ещё пахло соляркой, забивало отработанными газами, свежим воздухом тянуло только через технические зазоры и смотровую щель.

    (12) Тут по раскалённой от боя броне танка что-то застрекотало, однако Катя не сразу осознала, что их обстреливают. (13)Всё дальнейшее слилось для неё в сплошной грохот, дым, крики в переговорном устройстве. (14)Лупили то подкалиберными, то бронебойно-зажигательными, то осколочными снарядами. (15)Катя не понимала, что происходит снаружи, не могла ещё по видам снарядов, подаваемых ею, определить обстановку. (16)Она только слышала грохот; её, такую хрупкую и маленькую девушку, дёргало вместе с огромной машиной. (17)Страха, как ни странно, Катя вовсе не испытывала: она плохо соображала, что к чему, только слышала команды и выполняла их. (18)Бой шёл как бы сам по себе, а она была сама по себе.

    (19) И тут вдруг случилось нечто неожиданное и дикое: машина как бы провалилась, после чего Катю подкинуло, ударило больно сверху, внутренность танка наполнило теперь вовсе нестерпимым жаром и тяжёлыми угарными запахами, а после в один миг погасли плафоны освещения.

    (20) Командир открыл крышку башенного люка, Катя протиснулась вслед за ним.

    (21)Оказалось, танк ухнулся в бомбовую воронку, без посторонней помощи было не выбраться. (22)Катя вспомнила, сколько раз им напоминали, твердили, требовали повторять вслух железный закон: если танк подбит, но не горит, экипаж обязан защищать боевую технику до конца. (23)И Катя приготовилась биться до конца, ведь это был её воинский долг. (24)В этот момент она видела немцев: они были так близко, как никогда, почти рядом, бежали, строчили из шмайсеров. (25)«Всё, — подумала Катя, — сейчас конец».

    (26) Но, как ни странно, даже сейчас она страха не ощутила: слишком невероятно было всё происходящее вокруг этой молодой женщины, у которой война отняла юность, семью, мечты о счастливой жизни...

    (27) Катя дёрнула цепочку револьверной заглушки, высунула в отверстие рыльце автомата и начала лупить, не видя немцев, наугад, и ждала: сейчас, вот-вот... (28)Она почему-то увидела: часы на щитке приборов остановились — было девять часов двадцать минут.

    (29) Они с командиром отбились-таки и сохранили танк, вот только механик Генка погиб. (30)В сентябре сорок четвёртого сержант Екатерина Мушкина, отмеченная орденом, стала командиром танка. (31)Не женой, не матерью, не хранительницей семейного очага — командиром танка.

     

    (по В.П. Ерашову*)

     

    *Валентин Петрович Ерашов (1927-1999) — русский писатель, автор многочисленных произведений о войне.


07.03.2021 16:07:14
Автор: Maretta Malsagova

     П. Ершов - автор произведений, в которых поднимаются  многочисленные проблемы: философские размышления о жизни и предназначение человека, выбор нравственных ориентиров, баланс и дисбаланс в окружающем нас мире - вот неполный перечень вопросов, выносимых прозаиком на наш суд.

     Не стал исключением предложенный для анализа текст. Как война влияет на судьбу человека? Именно эта глубокая проблема волнует автора, вызывая неподдельны интерес как у самого мастера слова, так и у читателей.

     П. Ершов изображает тяжелые времена войны, которая ломает жизни  ни чем не повинных людей. Одним из них была Катя - девушка, у которой война отняла все самое дорогое: "...юность, семью, мечты о счастливой жизни..."

     Автор показывает, что не зависимо от того, будет ли это мужчина или женщина, война беспощадна ко всему живому. Это событие, отнимающее бесчисленное количество жизней, оставляет суровый отпечаток в истории человечества.

     Второй иллюстративный пример П. Ершова связан с мыслью о том, что после череды перенесенных страданий, Катя не испытывала страха от происходящего в бою. Она утратила то чувство самозащиты и стремление выжить в опасных ситуациях. Единственное чем были заняты ее мысли - защита боевой техники до конца и исполнение воинского долга.

     Писатель стремится донести мысль о том, что война никогда не меняет жизни людей к лучшему. Она вносит в нее жестокость, нищету и разруху.

     Оба примера помогают читателям создать логическую цепочку касательно поднимаемой проблемы. Приведенные иллюстрации доказывают, что война - это трагедия искалечивающая судьбы многих людей, отнимающая у них все самое дорогое.  

     Как мы убедились, автору удалось всецело погрузить читателей в атмосферу текста и довольно ясно изложить свою позицию. Он считает, что испытания, которыми подверглись люди, в это не легкое время, никогда не сделает их жизнь прежней.

     Я полностью разделяю точку зрения П. Ершова. Безусловно, в таких обстоятельствах нужно стать сильным и стойким, чтобы суметь преодолевать трудности предстоящие в дальнейшем.

     Вспоминается также произведение Б. Л. Васильева "А зори здесь тихие". Повесть рассказывает о чувствах и состояниях людей, которые невольно оказались вовлечены в военные действия. Пять юных девушек, которые не успели познать жизнь, были вынуждены взять в руки оружие. Несмотря на возраст, девушки показали мужество и отвагу, выступая против диверсантов.

     Обобщая сказанное хотелось бы еще раз отметить, что война - это событие, за которым стоит кровь и слезы. Она калечит и ломает судьбы многих людейЮ разрушая тес самым человеческие ценности.
Количество слов - 382

Рецензент: Дарья Полищук

Здравствуйте, Maretta!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 5 баллов.

П. Ершов изображает тяжелые времена войны, которая ломает жизни  ни чем не повинных людей. Одним из них была Катя - девушка, у которой война отняла все самое дорогое: "...юность, семью, мечты о счастливой жизни..."

     Автор показывает, что не зависимо от того, будет ли это мужчина или женщина, война беспощадна ко всему живому. Это событие, отнимающее бесчисленное количество жизней, оставляет суровый отпечаток в истории человечества.

     Второй иллюстративный пример П. Ершова связан с мыслью о том, что после череды перенесенных страданий, Катя не испытывала страха от происходящего в бою. Она утратила то чувство самозащиты и стремление выжить в опасных ситуациях. Единственное чем были заняты ее мысли - защита боевой техники до конца и исполнение воинского долга.

    Писатель стремится донести мысль о том, что война никогда не меняет жизни людей к лучшему. Она вносит в нее жестокость, нищету и разруху.
Пояснение к первому примеру слишком общо, больше похоже на микровывод. Он может быть в комментарии, но сначала необходимо более развернуто анализировать конкретный пример про Катю. Пояснение ко второму зачтено, но пример все же должен быть более четко введен в сочинение (краткий пересказ, цитата и.т.д). Взаимосвязь между примерами  не названа, но проанализирована. Здесь связь -  аналогия, или дополнение.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов.

Отношение к позиции автора содержит согласие, но тезис не соответствует проблемной области. Вы стали рассуждать о том, как нужно вести себя на войне. Это совсем другая проблема.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.

Ошибки:

П. Ершов - автор произведений, в которых поднимаются  многочисленные проблемы: философские размышления о жизни и предназначение человека, выбор нравственных ориентиров, баланс и дисбаланс в окружающем нас мире - вот неполный перечень вопросов, выносимых прозаиком на наш суд.
1) Подмена понятия. Не проблемы, а темы Вы отметили.

П. Ершов - автор произведений, в которых поднимаются  многочисленные проблемы: философские размышления о жизни и предназначение человека, выбор нравственных ориентиров, баланс и дисбаланс в окружающем нас мире - вот неполный перечень вопросов, выносимых прозаиком на наш суд.

     Не стал исключением предложенный для анализа текст. Как война влияет на судьбу человека? Именно эта глубокая проблема волнует автора, вызывая неподдельны интерес как у самого мастера слова, так и у читателей.
2) Вступление вместе с проблемным вопросом оформляется в один абзац.
Как война влияет на судьбу человека?
Он считает, что испытания, которыми подверглись люди, в это не легкое время, никогда не сделает их жизнь прежней.
Более четко оформляйте позицию автора. Как война влияет? Ответ - никогда не сделает жизнь прежней, то есть (домысливаю за вас) меняет жизнь людей. Все равно слабовато. Нужно больше конкретики. Как меняет -то? Написали бы фразу вот эту в позицию автора лучше.
Писатель стремится донести мысль о том, что война никогда не меняет жизни людей к лучшему. Она вносит в нее жестокость, нищету и разруху.
Вспоминается также произведение Б. Л. Васильева "А зори здесь тихие".
Соединительный союз "также" вовсе не уместен.

Пояснения к примерам оформляйте в абзацах с примерами.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

Ошибки:

Именно эта глубокая проблема волнует автора, вызывая неподдельны интерес как у самого мастера слова, так и у читателей.
Опечатка. Верно: неподдельный.

П. Ершов изображает тяжелые времена войны, которая ломает жизни  ни чем не повинных людей. Одним из них была Катя - девушка, у которой война отняла все самое дорогое: "...юность, семью, мечты о счастливой жизни..."
Тоже, очевидно, опечатка. Верно: ни в чем.
Автор показывает, что не зависимо от того, будет ли это мужчина или женщина, война беспощадна ко всему живому.
Здесь предпочтительно слитное написание: можем заменить на "вопреки".
Обобщая сказанное хотелось бы еще раз отметить, что война - это событие, за которым стоит кровь и слезы. Она калечит и ломает судьбы многих людейЮ разрушая тес самым человеческие ценности.
Опечатки!

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Второй иллюстративный пример П. Ершова связан с мыслью о том, что после череды перенесенных страданий,  ЛИШНЯЯ ЗПТ Катя не испытывала страха от происходящего в бою.
1) Лишняя запятая.

Единственное НУЖНА ЗПТ  чем были заняты ее мысли НУЖНА ЗПТ  - защита боевой техники до конца и исполнение воинского долга.
2) Не обособлено придаточное предложение.

Он считает, что испытания, которыми подверглись люди, ЛИШНЯЯ ЗПТ в это не легкое время, никогда не сделает их жизнь прежней.
3) Лишняя запятая.
Безусловно, в таких обстоятельствах нужно стать сильным и стойким, чтобы суметь преодолевать трудности предстоящие в дальнейшем.
4) Не обособлен причастный оборот.
Обобщая сказанное хотелось бы еще раз отметить, что война - это событие, за которым стоит кровь и слезы.
5) Не обособлен деепричастный оборот.
Она калечит и ломает судьбы многих людейЮ разрушая тес самым человеческие ценности.
6) Не обособлен деепричастный оборот.
Приведенные иллюстрации доказывают, что война - это трагедия искалечивающая судьбы многих людей, отнимающая у них все самое дорогое.  
7) Не обособлен причастный оборот.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.

Ошибки:

 П. Ершов - автор произведений, в которых поднимаются  многочисленные проблемы: философские размышления о жизни и предназначение человека, выбор нравственных ориентиров, баланс и дисбаланс в окружающем нас мире - вот неполный перечень вопросов, выносимых прозаиком на наш суд.
1) Нарушение управления. Верно: предназначении.
Она утратила то чувство самозащиты и стремление выжить в опасных ситуациях.
2) Местоимение "то" здесь не нужно.
Лучше "выживать".
Он считает, что испытания, которыми подверглись люди, в это не легкое время, никогда не сделает их жизнь прежней.
3) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Верно: не сделают.

К другим ошибкам:
Повесть рассказывает о чувствах и состояниях людей, которые невольно оказались вовлечены в военные действия.
Верно: о состоянии.
Обобщая сказанное хотелось бы еще раз отметить, что война - это событие, за которым стоит кровь и слезы.
Верно: стоят.
Он считает, что испытания, которыми подверглись люди, в это не легкое время, никогда не сделает их жизнь прежней.
Верно: которым.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

П. Ершов изображает тяжелые времена войны, которая ломает жизни  ни чем не повинных людей. Одним из них была Катя - девушка, у которой война отняла все самое дорогое: "...юность, семью, мечты о счастливой жизни..."
1) Одним из людей - так сказать нельзя, несочетаемость. Верно: автор приводит в пример эпизод из жизни девушки Кати.

2) Верно: годы войны.

Автор показывает, что не зависимо от того, будет ли это мужчина или женщина, война беспощадна ко всему живому. Это событие, отнимающее бесчисленное количество жизней, оставляет суровый отпечаток в истории человечества.
3) Повтор.

4) Нарушение фразеологизма. Верно: оставить след /  накладывать отпечаток. Эпитет "суровый" неуместен в данном контексте.

Второй иллюстративный пример П. Ершова связан с мыслью о том, что после череды перенесенных страданий, Катя не испытывала страха от происходящего в бою.
5) В пример может быть неиллюстративным? Тогда это будет не пример. Плеоназм здесь.

Пример Ершова - плохо. Лучше убрать фамилию автора из этой фразы.

Писатель стремится донести мысль о том, что война никогда не меняет жизни людей к лучшему. Она вносит в нее жестокость, нищету и разруху.
Пропущено важное для понимания мысли слово. Верно: донести до читателя мысль....

К другим ошибкам:
Повесть рассказывает о чувствах и состояниях людей, которые невольно оказались вовлечены в военные действия.
Не повесть рассказывает, а автор.
Несмотря на возраст, девушки показали мужество и отвагу, выступая против диверсантов.
Лучше: несмотря на молодость.
Обобщая сказанное хотелось бы еще раз отметить, что война - это событие, за которым стоит кровь и слезы. Она калечит и ломает судьбы многих людейЮ разрушая тес самым человеческие ценности.
Некорректное употребление местоимения. При употреблении местоимения он (она, оно, они) помните, что
это местоимение обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное в форме того же рода и числа. Ошибка привела к искажению смысла (кровь калечит).


K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием, логикой, речевым оформлением текста. Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 13

Возврат к списку