Не путайте:

  • Идти – прийти.
  • Долина – равнина.
  • Худший – лучший.
  • Шествовать – шефствовать.
  • Обаяние – обоняние.
  • Эскалатор – Экскаватор.
  • Хвастливый – хвостатый.
  • Макать – вымокнуть.
  • Расцвести – рассвести, 
  • Расцвет – рассвет.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема сохранения памятников культуры

  • Текст: В. П. Катаев. О памятниках культуры
    (1)Вспоминаю, как в середине двадцатых, разговорившись, подошли мы к памятнику Пушкину и уселись на бронзовые цепи, низко окружавшие памятник.

    (2)Стоял он в то время ещё на своём законном месте, в голове Тверского бульвара, лицом к необыкновенно изящному Страстному монастырю нежно-сиреневого цвета, удивительно подходившему к его маленьким золотым луковкам.

    (3)До сих пор болезненно ощущаю отсутствие Пушкина на Тверском бульваре, невосполнимую пустоту того места, где стоял Страстной монастырь. (4)Привычка.

    (5)Недаром же Маяковский написал, обращаясь к Александру Сергеевичу: «На Тверском бульваре очень к вам привыкли».

    (6)Привыкли, добавлю я, также и к старинным многоруким фонарям, среди которых фигура Пушкина со склонённой курчавой головой, в плаще с гармоникой прямых складок так красиво рисовалась на фоне Страстного монастыря.

    (7)Потом наступила ещё более тягостная эпоха перестановки и уничтожения памятников. (8)Незримая всевластная рука переставляла памятники, как шахматные фигуры, а иные из них вовсе сбрасывала с доски. (9)Она переставила памятник Гоголю работы гениального Андреева, тот самый, где Николай Васильевич сидит, скорбно уткнувши свой длинный нос в воротник бронзовой шинели — почти весь потонув в этой шинели, — с Арбатской площади во двор особняка, где, по преданию, писатель сжёг в камине вторую часть «Мёртвых душ», а на его место водрузила другого Гоголя — во весь рост, в коротенькой пелеринке, на скучном официальном пьедестале, — памятник, лишённый индивидуальности и поэзии... (10)Память разрушается, как старый город. (11)Пустоты перестраиваемой Москвы заполняются новым архитектурным содержанием. (12)А в провалах памяти остаются лишь призраки ныне уже не существующих, упразднённых улиц, переулков, тупичков... (13)Но как устойчивы эти призраки некогда существовавших здесь церквей, особнячков, зданий... (14)Иногда эти призраки более реальны для меня, чем те, которые их заменили: эффект присутствия!

    (15)Я изучал Москву и навсегда запомнил её в ту пору, когда ещё был пешеходом. (16)Мы все были некогда пешеходами и основательно, не слишком торопясь, вглядывались в окружающий нас мир города во всех его подробностях. (17)Каждый новый день открывал для пешехода новые подробности города, множество стареньких, давно не реставрированных церквушек неописуемо прекрасной древнерусской архитектуры.

    (18)Я давно уже перестал быть пешеходом. (19)Езжу на машине. (20)Московские улицы, по которым я некогда проходил, останавливаясь

    на перекрёстках и озирая дома, теперь мелькают мимо меня, не давая возможности всматриваться в их превращения.

    (21)Но однажды тормоза взвизгнули, машина резко затормозила перед красным светофором. (22)Если бы не пристёгнутые ремни, я бы мог стукнуться головой о ветровое стекло. (23)Это, несомненно, был перекрёсток Мясницкой и Бульварного кольца, но какая странная пустота открылась передо мной на том месте, где я привык видеть Водопьяный переулок. (24)Его не было. (25)Он исчез, этот Водопьяный переулок. (26)Он просто больше не существовал. (27)Он исчез вместе со всеми домами, составлявшими его. (28)Как будто их всех вырезали из тела города. (29)Исчезла библиотека имени Тургенева. (30)Исчезла булочная. (31)Исчезла междугородная переговорная. (32)Открылась непомерно большая площадь — пустота, с которой трудно было примириться.

    (33)Пустота казалась мне незаконной, противоестественной, как то непонятное, незнакомое пространство, которое иногда приходится преодолевать во сне: всё вокруг знакомо, но вместе с тем совсем незнакомо, и не знаешь, куда надо идти, чтобы вернуться домой, и ты забыл, где твой дом, в каком направлении надо идти, и ты идёшь одновременно по разным направлениям, но каждый раз оказываешься всё дальше и дальше от дома, а между тем ты отлично знаешь, что до твоего дома рукой подать, он есть, существует, но его не видно, он как бы в другом измерении.
05.03.2021 19:03:36
Автор: Максим Бродский

       Стоит ли сохранять исчезающие памятники культуры? Именно этим вопросом задаётся В. П. Катаев в данном отрывке.
       Размышляя над данной проблемой, автор текста сообщает, что привычные для людей улицы, переулки и различные памятники культуры остаются только в памяти людей, и иногда людям очень тяжело привыкнуть к произошедшим изменениям в их родном городе. В данном случае автор повествует о Москве. Примером иллюстрирующим данную проблему, послужит рассуждение автора об одном из символов Тверского бульвара это - памятник А. С. Пушкину, который очень привычен Москвичам. Этот памятник символизирует о том, что поэт был постоянным посетителем Тверского бульвара, и это было привычным явлением для людей, наполнявшее Тверской бульвар определённым духом поэзии, поэтическим настроением. А сейчас это лишь памятник, отголосок прошлого, который стал очень привычным для людей нашего времени.
       Также в тексте говорится о памятнике Гоголю на Арбатской площади, который был перенесён во двор особняка, в котором, по преданию, Гоголь сжёг вторую часть «Мёртвых душ». Этот памятник был заменён другим, изображавшим Гоголя во весь рост, в коротенькой пелеринке, на скучном пьедестале, и по мнению автора «памятник, лишённый индивидуальности и поэзии». Действительно, новая архитектура, которая должна заменять старую, не имеет своей определённой истории, она выглядит очень пустой и поэтому непривычной для людей, помнящих старую архитектуру, ставшую с годами, памятником культуры.
       Оба примера дополняют друг друга, и автор говорит в них о том, как важно не забывать памятники культуры, и стараться сохранить их вид как можно дольше.
       Позиция автора ясна. В. П. Катаев считает, что к коренным изменениям, перестройке различных памятников со своей замысловатой историей, привыкнуть очень сложно, порою у автора возникает ощущение неизвестной пустоты, словно он попал в другое измерение.
       Я согласен с мнением, автора и думаю, что люди обязательно должны хранить памятники культуры, которые формируют базу исторических знаний у каждого человека о его родине. Рассуждая о исторических событиях, то можно сказать, что во время войн захваченные противником территории с городами, сёлами, и прочими населёнными пунктами, подвергались практически полному уничтожению вместе со всеми памятниками культуры, чтобы лишить народ истории этой территории, народного достояния, следовательно пытаясь деморализовать народ защищавший, свою страну.
       Подводя итог, можно сказать, что люди должны сохранять памятники культуры, потому что это не только память их родных краёв, но и история, решающая судьбы нескольких людей, а иногда и всего народа.
Количество слов - 371

Рецензент: Дарья Полищук

Здравствуйте, Максим!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно. Однако я бы посоветовала убрать слово "исчезающие". Несколько неуместно оно выглядит.

K2 - Комментарий + 4 балла.

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована неправильно. Вы в анализе указали позицию автора, а нужно сжато указать на каждый пример и продемонстрировать, что привносит один, а что другой.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.

Ошибки:

В данном случае автор повествует о Москве.
1) В каком данном? Эта фраза ни к чему не отсылает нас.

Также в тексте говорится о памятнике Гоголю на Арбатской площади, который был перенесён во двор особняка, в котором, по преданию, Гоголь сжёг вторую часть «Мёртвых душ»
2) Нельзя начинать абзац со слова "также".
3) Позиция и проблема не соотносятся как ответ и вопрос, а должны. Вы обязаны были ответить на проблемный вопрос. Посудите сами.
Стоит ли сохранять исчезающие памятники культуры?
В. П. Катаев считает, что к коренным изменениям, перестройке различных памятников со своей замысловатой историей, привыкнуть очень сложно, порою у автора возникает ощущение неизвестной пустоты, словно он попал в другое измерение.
Ответа нет.
4) Отношение к позиции автора содержит грубую логическую ошибку.  Вы должны были выразить собственное отношение к ПОЗИЦИИ АВТОРА текста по проблеме. Нужно выражать отношение не к проблеме, что сделали Вы, а к позиции! Будьте очень внимательны.
Этот памятник символизирует о том, что поэт был постоянным посетителем Тверского бульвара, и это было привычным явлением для людей, наполнявшее Тверской бульвар определённым духом поэзии, поэтическим настроением.
5) Местоимение "это" на что указывает? Посещение автором бульвара было привычным явлением для людей? Непонятно.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Ошибки:

А сейчас это лишь памятник, отголосок прошлого, который стал очень привычным для людей нашего времени.
Сумбурная фраза и абсолютно невнятная. Автор пишет о том, что памятника Пушкину на Тверском бульваре больше нет.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

Ошибки:

Примером иллюстрирующим данную проблему, послужит рассуждение автора об одном из символов Тверского бульвара это - памятник А. С. Пушкину, который очень привычен Москвичам.
1) Верно: москвичам.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов.

Очень много ошибок!

Примером НУЖНО ТИРЕ иллюстрирующим данную проблему, послужит рассуждение автора об одном из символов Тверского бульвара это - ЛИШНЕЕ ТИРЕ памятник А. С. Пушкину, который очень привычен Москвичам.
1) Не обособлен причастный оборот.

2) Лишнее тире перед "это".

Этот памятник был заменён другим, изображавшим Гоголя во весь рост, в коротенькой пелеринке, на скучном пьедестале, и НУЖНА ЗПТ по мнению автора НУЖНА ЗПТ  «памятник, лишённый индивидуальности и поэзии».
3) Не обособлено вводная конструкция.

Действительно, новая архитектура, которая должна заменять старую, не имеет своей определённой истории, она выглядит очень пустой и поэтому непривычной для людей, помнящих старую архитектуру, ставшую с годами, ЛИШНЯЯ ЗПТ памятником культуры.
4) Лишняя запятая.
Оба примера дополняют друг друга, и автор говорит в них о том, как важно не забывать памятники культуры, ЛИШНЯЯ ЗПТ и стараться сохранить их вид как можно дольше.
5) Лишняя запятая.
Рассуждая о исторических событиях, то можно сказать, что во время войн захваченные противником территории с городами, сёлами, ЛИШНЯЯ ЗПТ и прочими населёнными пунктами,  ЛИШНЯЯ ЗПТ подвергались практически полному уничтожению вместе со всеми памятниками культуры, чтобы лишить народ истории этой территории, народного достояния, следовательно НУЖНА ЗПТ пытаясь деморализовать народ НУЖНА ЗПТ защищавший, ЛИШНЯЯ ЗПТ свою страну.
6, 7, 8) Лишние запятые.
9, 10) Нужна запятая (обособляем вводное слово) и причастный оборот.
Я согласен с мнением, ЛИШНЯЯ ЗПТ автора и думаю, что люди обязательно должны хранить памятники культуры, которые формируют базу исторических знаний у каждого человека о его родине.
11) Лишняя запятая.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Примером иллюстрирующим данную проблему, послужит рассуждение автора об одном из символов Тверского бульвара это - памятник А. С. Пушкину, который очень привычен Москвичам.
1) Некорректно оформлено приложение (не согласовано с определяемым словом). Верно: об одном из символов Тверского бульвара - памятнике А.С. Пушкину.

Этот памятник символизирует о том, что поэт был постоянным посетителем Тверского бульвара, и это было привычным явлением для людей, наполнявшее Тверской бульвар определённым духом поэзии, поэтическим настроением.
2) Нарушение управления. Верно: символизирует то, что...

Этот памятник был заменён другим, изображавшим Гоголя во весь рост, в коротенькой пелеринке, на скучном пьедестале, и по мнению автора «памятник, лишённый индивидуальности и поэзии».
3) Верно: памятником. Цитаты должны быть гармонично встроены в Ваш текст, подчиняться всем нормам согласования и управления.
Рассуждая о исторических событиях, то можно сказать, что во время войн захваченные противником территории с городами, сёлами, и прочими населёнными пунктами, подвергались практически полному уничтожению вместе со всеми памятниками культуры, чтобы лишить народ истории этой территории, народного достояния, следовательно пытаясь деморализовать народ защищавший, свою страну.
4) Союз "то" в данном контексте не нужен.
Подводя итог, можно сказать, что люди должны сохранять памятники культуры, потому что это не только память их родных краёв, но и история, решающая судьбы нескольких людей, а иногда и всего народа.
5) Верно: о родных краях.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.

Ошибки:

Именно этим вопросом задаётся В. П. Катаев в данном отрывке.
Лучше: тексте.

1) Канцеляризм. Вы трижды употребили этот невыразительный эпитет.

В данном случае автор повествует о Москве.
Шероховатость. Поскольку перед нами текст публицистический, где ведущим типом речи является рассуждение, корректнее говорить, что автор рассуждает о чем-то.

Действительно, новая архитектура, которая должна заменять старую, не имеет своей определённой истории, она выглядит очень пустой и поэтому непривычной для людей, помнящих старую архитектуру, ставшую с годами, памятником культуры.
Лучше: новые монументы, сооружения; не имеет ценности.

2) Некорректное употребление местоимения. При употреблении местоимения он (она, оно, они) помните, что это местоимение обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное в форме того же рода и числа. Ошибка привела к искажению смысла.

 Оба примера дополняют друг друга, и автор говорит в них о том, как важно не забывать памятники культуры, и стараться сохранить их вид как можно дольше.
3) Несочетаемость. В примерах говорить нельзя. Верно: примеры позволяют понять, что...

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует сократить объем сочинения,  усилить работу над анализом связи, логикой и речевым оформлением текста. Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 13

Возврат к списку