Запомни!

После шипящих пишется О в словах: анчоусы, артишок, банджо, боржоми, джокер, джонка, джоуль, жокей, жонглёр, жом, жор, жох, изжога, каприччо , капюшон, корнишоны, крыжовник, крюшон, лечо, мачо, мажор, мажордом, обжора, пончо, прожорливый, ранчо, трещотка, трущобы, харчо, чащоба, чокаться, чокнутый, чопорный, чохом, шов, шовинизм, шок, шоколад, шомпол, шорох, шорты, шоры, шорник, шоссе, шотландец, шофёр.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема понятия искусства

  • Текст: В. Гаршин. Художник Рябинин

    (1)Художник Рябинин, самый способный ученик Художественной академии, подающий огромные надежды сделаться одним из «наших корифеев», выдумал такую глупость, что я не знаю, что о нём и думать.

    (2)Третьего дня я, бывший инженер, а ныне волею судьбы художник, возил его на металлический завод; мы провели там целый день, осмотрели всё, причём я объяснял ему всякие особенности производства. (3)Наконец я привёл его в котельное отделение. (4)Там в это время работали над огромнейшим котлом, у которого разошёлся шов. (5)Адская работа! (6)Человек садится в котёл и держит заклёпку изнутри клещами, что есть силы напирая на них грудью, а снаружи мастер колотит по заклёпке молотом и выделывает шляпку. (7)Это всё равно что по груди бить! (8)Я раз попробовал было забраться в котёл, так после четырёх заклёпок еле выбрался. (9)Совсем разбило грудь. (10)А эти как-то ухитряются привыкать. (11)Правда, и мрут они как мухи: год-два вынесет, а потом если и жив, то редко куда-нибудь годен. (12)Извольте-ка целый день выносить грудью удары здоровенного молота, да ещё в котле, в духоте, согнувшись в три погибели. (13)Зимой железо мёрзнет, холод, а он сидит или лежит на железе. (14)Трудная работа этим глухарям (так их рабочие прозвали). (15)От этого трезвона они часто глохнут. (16)А получают за такую каторжную работу гроши, потому что тут ни навыка, ни искусства не требуется, а только мясо… (17)Сколько тяжёлых впечатлений на всех этих заводах!

    (18)Рябинин сказал, что не уйдёт, пока не увидит глухаря. (19)Художник влез в котёл и полчаса смотрел, как работник, согнувшись в комок, сидел в углу котла и подставлял свою грудь под удары молота. (20)В эти полчаса молот поднялся и опустился сотни раз, глухарь корчился.

    (21)Рябинин вылез оттуда бледный и расстроенный, всю дорогу назад молчал. (22)А сегодня объявляет мне, что уже начал писать этого рабочего - глухаря. (23)Что за идея! (24)Что за поэзия в грязи! (25)Здесь я могу сказать, никого и ничего не стесняясь, то, чего, конечно, не сказал бы при всех: по-моему, вся эта мужичья полоса в искусстве – чистое уродство. (26)Кому нужны эти пресловутые репинские «Бурлаки»? (27)Написаны они прекрасно, нет спора, но ведь и только. (28)Где здесь красота, гармония, изящное? (29)А не для воспроизведения ли изящного в природе и существует искусство?

    (30)То ли дело у меня! (31)Ещё несколько дней работы, и будет кончено моё тихое «Майское утро». (32)Чуть колышется вода в пруду, ивы склонили на него свои ветви, восток загорается, мелкие перистые облачка окрасились в розовый цвет. (33)Женская фигурка идёт с крутого берега с ведром за водой, спугивая стаю уток. (34)Вот и всё. (35)Кажется, просто, а между тем я ясно чувствую, что поэзии в картине вышло пропасть. (36)Вот это – искусство! (37)Оно настраивает человека на тихую, кроткую задумчивость, смягчает душу. (38)А рябининский «Глухарь» ни на кого не подействует уже потому, что всякий постарается поскорей убежать от него, чтобы только не мозолить себе глаза этими безобразными тряпками и этой грязной рожей. (39)Странное дело. (40)Ведь вот в музыке не допускаются режущие ухо, неприятные созвучия, отчего же у нас, в живописи, можно воспроизводить положительно безобразные, отталкивающие образы?

    (41)Рябинин кончил своего «Глухаря» и сегодня позвал меня посмотреть. (42)Я шёл к нему с предвзятым мнением и, нужно сказать, должен был изменить его. (43)Очень сильное впечатление. (44)Рисунок прекрасный. (45)Лучше всего это фантастическое и в то же время высоко истинное освещение. (46)Картина, без сомнения, была бы с достоинствами, если бы не этот странный и дикий сюжет.

    (47)За своё «Майское утро» я получил то, к чему стремится каждый ученик академии, - золотую медаль. (48)И теперь я еду на четыре года за границу совершенствоваться в искусстве. (49)Но Рябинин, Рябинин! (50)Сдал экзамен в учительскую семинарию! (51)Художник, талант! (52)Да он пропадёт, погибнет в деревне. (53)Ну, не сумасшедший ли это человек? (По В.М. Гаршину*)

     

    * Всеволод Михайлович Гаршин (1855–1888) – русский писатель, поэт, художественный критик.

     

     

05.03.2021 09:04:53
Автор: Ксения Белова

Какое оно - настоящее искусство? Именно эта проблема поднимается в приведенном тексте В.М. Гаршина.
Раскрывая ее, автор  дает описание точки зрения повествователя. Он – « бывший инженер, а  ныне волею судьбы художник», который на протяжении трех дней знакомил  самого способного ученика Художественной академии Рябинина с основами производства на металлическом заводе. Рассказчик осознавал, что большое впечатление на него  произвела работа несчастных» глухарей». Но какого было его удивление, когда он узнал, что Рябинин собирается посвятить им одну из своих работ. Этим положением вещей, повествователь, мало говоря, не доволен.  «Что за поэзия в грязи!?»- задается он вопросом. Поступок Рябинина он считает нецелесообразным, ведь « вся эта мужичья полоса в искусстве – чистое уродство». С точки зрения рассказчика искусство – это о красоте, гармони, изяществе. Своим высказыванием: « Кому нужны эти пресловутые репинские «Бурлаки» -, он порицает поступок ученика Художественной академии, считая его работу бесполезной, поскольку та эстетически «неприятна». В пример же повествователь приводит свое тихое « Михайловское утро». Однако неужели лишь все, что «радует глаз» можно считать настоящим искусством? Ведь оно не всегда должно вызывать у наблюдателя радость, восторг, удовлетворение? Искусство    прежде всего призвано для того, что «открывать глаза» на многие вещи, давать почву для размышлений о жизненных вопросах тоже.
Второй пример не менее важен в раскрытии данной проблемы. Второй герой, показанный автором, придерживается другого мнения. Скорее всего, Рябинин, как и повествователь, осознавал, что его  картина может вызвать волну негодования, непринятия в связи с тем, что не отражала что-либо прекрасное,  а  лишь жестокие реалии жизни «глухарей». Но это не помешало Рябинину ее написать, ведь его главная задача-обратить внимание на несправедливое отношение к работникам металлургического завода,  а не получение красивой картинки. Иногда, даже несмотря на то, что кто-то не согласен с вашей позицией, лучше прислушиваться к себе и делать то, что считаете важным.
На сопоставлении этих двух примеров автор  хотел показать, что «сюжет» картины зачастую намного важнее ее подачи. Первый отражает позицию, которой писатель не поддерживает, а второй ту, к которой следует прислушаться.
Точка зрения писателя такова: произведения  искусства не всегда прекрасны «зрительно». Куда важнее то, что они несут в себе глубокий смысл, заставляя задуматься над  такими вопросами, как нравственность, человечность и др.
С этим сложно не согласиться. Своими работами любой автор, в первую очередь, желает показать отношение к чему-либо, обратить на какие-либо вещи внимание.  Создать красивую картинку - не их первостепенная задача.
Эта проблема отражена и в произведениях русской классической литературы. Стихотворение Николая Некрасова «Железная дорога» не содержит в себе описание красоты пейзажей. Оно рассказывает о том, насколько колоссальными были жертвы и усилия простых людей, ради строительства железной дороги. Некрасов не приукрашивает реальность, повествует пусть о страшной и «некрасивой», но правде.
Таким образом, текст еще раз заставил задуматься о назначении искусства и о том, каким оно должно быть.
Количество слов - 437

Здравствуйте, Ксения!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 6 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен некорректно.

Взаимосвязь между примерами определена неверно.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения+1 балл

Ошибки:

Иногда, даже несмотря на то, что кто-то не согласен с вашей позицией, лучше прислушиваться к себе и делать то, что считаете важным.
Логическая ошибка. К чему это высказывание? Как оно связано с проблемой текста?
На сопоставлении этих двух примеров автор  хотел показать, что «сюжет» картины зачастую намного важнее ее подачи. Первый отражает позицию, которой писатель не поддерживает, а второй ту, к которой следует прислушаться.
Смысл высказывания не ясен. Логическая ошибка. Второе предложение вообще никак не связано с первым.

K6 - Точность и выразительность речи +0 баллов

Ошибки:

Точка зрения писателя такова: произведения  искусства не всегда прекрасны «зрительно»
Смысл высказывания не ясен.Что значит "зрительно"?
На сопоставлении этих двух примеров автор  хотел показать, что «сюжет» картины зачастую намного важнее ее подачи.
Что Вы имеете в виду. когда говорите, что сюжет важнее подачи? Если "подача" не важна, то это уже не произведение искусства. Слово "сюжет" не берем в кавычки, т.к. картины имеют сюжет без кавычек ( слово употреблено не в ироническом, не в особом значении).
Таким образом, текст еще раз заставил задуматься о назначении искусства и о том, каким оно должно быть.
Назначение - это и есть то, "каким должно быть".

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

Ошибки:

Но какого было его удивление, когда он узнал, что Рябинин собирается посвятить им одну из своих работ.
Ошибка в написании местоимения.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: +1 балл.

Ошибки:

Рассказчик осознавал, что большое впечатление на него  произвела работа несчастных» глухарей».
Неправильно расставлены кавычки.
Этим положением вещей, повествователь, мало говоря, не доволен.
Ошибка в постановке запятой.
Своим высказыванием: « Кому нужны эти пресловутые репинские «Бурлаки» -, он порицает поступок ученика Художественной академии, считая его работу бесполезной, поскольку та эстетически «неприятна»
Ошибка в оформлении цитаты.
Оно рассказывает о том, насколько колоссальными были жертвы и усилия простых людей, ради строительства железной дороги.
Ошибка в постановке запятой.

K9 - Соблюдение грамматических норм:+ 0 баллов.

Ошибки:

С точки зрения рассказчика искусство – это о красоте, гармони, изяществе.
Ошибка в образовании формы существительного.
С точки зрения рассказчика искусство – это о красоте, гармони, изяществе.
Нарушение способа выражения сказуемого.
Скорее всего, Рябинин, как и повествователь, осознавал, что его  картина может вызвать волну негодования, непринятия в связи с тем, что не отражала что-либо прекрасное,  а  лишь жестокие реалии жизни «глухарей».
Нарушение в построении предложения с однородными членами.
Создать красивую картинку - не их первостепенная задача.
Нарушение порядка слов в предложении.

K10 - Соблюдение речевых норм:+ 0 баллов

Ошибки:

Рассказчик осознавал, что большое впечатление на него произвела работа несчастных» глухарей».
Неудачное употребление местоимения.
Этим положением вещей, повествователь, мало говоря, не доволен.
Неуместное употребление эмоционально-окрашенной лексики. Нарушение в употреблении фразеологизма.
Однако неужели лишь все, что «радует глаз» можно считать настоящим искусством?
Неправильный выбор слова.
Ведь оно не всегда должно вызывать у наблюдателя радость, восторг, удовлетворение?
Употребление слова в несвойственном ему значении.
Искусство    прежде всего призвано для того, что «открывать глаза» на многие вещи, давать почву для размышлений о жизненных вопросах тоже.
Нарушение лексической сочетаемости: искусство предназначено.
Неправильный выбор подчинительного союза. Надо: чтобы.
"Жизненные вопросы" - это какие вопросы? Нарушение сочетаемости.
Скорее всего, Рябинин, как и повествователь, осознавал, что его  картина может вызвать волну негодования, непринятия в связи с тем, что ОНА не отражала что-либо прекрасное,  а  лишь жестокие реалии жизни «глухарей».
Неразличение оттенков значения.
Речевая недостаточность.
Своими работами любой автор, в первую очередь, желает показать отношение к чему-либо, обратить на какие-либо вещи внимание.
Неудачное употребление местоимений. Нарушен порядок слов в предложении.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале + 0 баллов.

Ошибки:

«Что за поэзия в грязи!?»- задается он вопросом
Ошибка в цитате.
В пример же повествователь приводит свое тихое « Михайловское утро».
Ошибка в наименовании картины.

Общие рекомендации: прежде всего следует усилить работу над содержательной частью сочинения, а также поработать над речевым оформлением.

Удачи!


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 12

Возврат к списку