Запомни!

  • Не кто иной, как.
  • Не что иное, как.
  • Не кто другой, как.
  • Не что другое, как.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема поиска смысла жизни

  • Текст: Б. Васильев. Человек создан на столетия...

    (1)Человек создан на столетия, если судить по огромной, ни с чем не сравнимой трате сил. (2)Лев, убив антилопу, в сытой дрёме отдыхает сутки. (3)Могучий сохатый после часового боя с соперником полдня отстаивается в чащобе, судорожно поводя проваленными боками. (4)Айтматовский Каранар год копил силы, чтобы буйствовать, неистовствовать и торжествовать полмесяца. (5)Для человека подобные подвиги − блеск мгновения, за который он платит столь малой толикой своих запасов, что вообще не нуждается в отдыхе.

    (6)Цель зверя − прожить отпущенный природой срок. (7)Сумма заложенной в нём энергии соотносима с этим сроком, и живое существо тратит не столько, сколько хочется, а столько, сколько надо, будто в нём предусмотрено некое дозирующее устройство: зверю неведомо желание, он существует по закону необходимости. (8)Не потому ли звери и не подозревают, что жизнь конечна?

    (9)Жизнь зверей – это время от рождения до смерти: звери живут во времени абсолютном, не ведая, что есть и время относительное, в этом относительном времени может существовать только человек. (10)Его жизнь никогда не укладывается в даты на могильной плите. (11)Она больше, она вмещает в себя ведомые только ему секунды, которые тянулись, как часы, и сутки, пролетевшие, словно мгновения. (12)И чем выше духовная структура человека, тем больше у него возможностей жить не только в абсолютном, но и в относительном времени. (13)Для меня глобальной сверхзадачей искусства и является его способность продлевать человеческую жизнь, насыщать её смыслом, учить людей активно существовать и во времени относительном, то есть сомневаться, чувствовать и страдать.

    (14)Это − о духовности, но и в обычной, физической жизни человеку отпущено «горючего» заведомо больше, чем нужно, для того чтобы прожить по законам природы. (15)Зачем? (16)С какой целью? (17)Ведь в природе всё разумно, всё выверено, испытано миллионолетиями, и даже аппендикс, как выяснилось, для чего-то всё-таки нужен. (18)А многократно превышающий потребности огромный запас энергии для чего дан человеку?

    (19)Я задал этот вопрос в пятом или шестом классе, когда добрёл до элементарной физики, и решил, что она объясняет всё. (20)И она действительно всё мне тогда объяснила. (21)Кроме человека. (22)А его объяснить не смогла. (23)Именно здесь кончалась прямолинейная логика знания и начиналась пугающе многовариантная логика понимания.

    (24)Я тогда, разумеется, этого не представлял, однако энергетический баланс не сходился, и я спросил отца, зачем-де человеку столько отпущено.

    − (25)Для работы.

    − (26)Понятно, − сказал я, ничего не поняв, но не стал расспрашивать.

    (27)Это свойство − соглашаться с собеседником не тогда, когда всё понял, а когда ничего не понял, − видимо, заложено во мне от природы. (28)Житейски оно мне всегда мешало, ибо я не вылезал из троек, сочиняя свои теории, гипотезы, а зачастую и законы. (29)Но одна благодатная сторона в этой странности всё же была: я запоминал, не понимая, и сам докапывался до ответов, сейчас уже не столь важно, что чаще всего ответ был неверным. (30)Жизнь требует от человека не ответов, а желания искать их.

    (31)Я пишу об этом только ради двух слов отца, определивших для меня весь смысл существования. (32)Это стало главной заповедью, альфой и омегой моего мировоззрения. (33)И стал я писателем, вероятно, совсем не потому, что рождён был с этаким блеском в очах, а потому лишь, что свято веровал в необходимость упорного, ежедневного, исступлённого труда. 

    (По Б.Л. Васильеву*)

     

    * Борис Львович Васильев (1924–2013) — советский писатель, прозаик, публицист, общественный деятель, автор произведений «А зори здесь тихие», «Завтра была война», «В списках не значился» и др.

03.03.2021 22:40:20
Автор: Екатерина Сорокина

В чём смысл человеческой жизни? Этим вопросом задаётся в тексте Васильев.
В первой части текста автор сравнивает жизнь человека и животного. Он приходит к выводу, что цель зверя в жизни  – это прожить отпущенный ему срок, а цель человека намного глобальнее, ведь те события, которым животное может подчинить всю свою жизнь, для человека могут остаться незаметными и не потребовать от него абсолютно никаких усилий. Человек существует не просто, чтобы жить по законам природы, его цель – понять и изучить этот мир.
Во второй части текста автор приводит пример из собственного опыта. Он рассказывает нам о том, как однажды слова его отца о смысле человеческой жизни определили всю его дальнейшую жизнь . Узнав о том, что смысл человеческого существования состоит в постоянной работе, автор стал писателем. Он поверил в необходимость ежедневного и упорного труда и решил всю свою жизнь посвятить поиску ответов на различные вопросы.
Примеры связаны между собой: второй детализирует первый. Изначально  приводится общая информация о смысле жизни животного и человека, а затем – частный случай, который иллюстрирует понимание этой проблемы конкретным человеком.
Позиция автора ясна: смысл человеческой жизни состоит в том, чтобы постоянно работать и искать ответы на интересующие вопросы, а не просто удовлетворять свои физиологические потребности, как животные.  
Я позицию автора разделяю и тоже считаю, что смысл жизни человека -  это постоянный труд и ежедневный поиск ответов. Эта же мысль звучит в романе Гончарова «Обломов».  У главного героя не было смысла жизни, он просто хотел лежать на диване и ничего не делать. Он ни к чему не стремился и не развивался. Ничто его не радовало, а жизнь стала для него горестным бременем, потому что смысла жизни у Ильи Ильича не было.
Таким образом, жизнь человека скоротечна. А её смысл состоит в том, чтобы постоянно работать и искать ответы на интересующие вопросы.
Количество слов - 291

Здравствуйте, Екатерина!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 6 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.

Ошибки:

Таким образом, жизнь человека скоротечна.
Нарушение логики высказывания. В выводе звучит еще один тезис, который вступает в противоречие с предыдущим рассуждением.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Ошибки:

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

Ошибки:

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла.

Ошибки:

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла.

Ошибки:

K10 - Соблюдение речевых норм:+ 1 балл

Он приходит к выводу, что цель зверя в жизни  – это прожить отпущенный ему срок, а цель человека намного глобальнее, ведь те события, которым животное может подчинить всю свою жизнь, для человека могут остаться незаметными и не потребовать от него абсолютно никаких усилий.
Нарушение лексической сочетаемости.
Он рассказывает нам о том, как однажды слова его отца о смысле человеческой жизни определили всю его дальнейшую жизнь .
Неудачное употребление местоимений, неоправданный повтор.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки:

Сочинение хорошее, Вы верно поняли и точно отразили авторскую позицию по проблеме понимания смысла жизни человека, отлично проработана связь между примерами. Есть небольшие недочеты: не забывайте указать имя и отчество автора и усильте работу над речью.

Удачи!
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 6
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 22

Возврат к списку