Запомни!
- Не кто иной, как.
- Не что иное, как.
- Не кто другой, как.
- Не что другое, как.
Проблема поиска смысла жизни
-
Текст: Б. Васильев. Человек создан на столетия...
(1)Человек создан на столетия, если судить по огромной, ни с чем не сравнимой трате сил. (2)Лев, убив антилопу, в сытой дрёме отдыхает сутки. (3)Могучий сохатый после часового боя с соперником полдня отстаивается в чащобе, судорожно поводя проваленными боками. (4)Айтматовский Каранар год копил силы, чтобы буйствовать, неистовствовать и торжествовать полмесяца. (5)Для человека подобные подвиги − блеск мгновения, за который он платит столь малой толикой своих запасов, что вообще не нуждается в отдыхе.
(6)Цель зверя − прожить отпущенный природой срок. (7)Сумма заложенной в нём энергии соотносима с этим сроком, и живое существо тратит не столько, сколько хочется, а столько, сколько надо, будто в нём предусмотрено некое дозирующее устройство: зверю неведомо желание, он существует по закону необходимости. (8)Не потому ли звери и не подозревают, что жизнь конечна?
(9)Жизнь зверей – это время от рождения до смерти: звери живут во времени абсолютном, не ведая, что есть и время относительное, в этом относительном времени может существовать только человек. (10)Его жизнь никогда не укладывается в даты на могильной плите. (11)Она больше, она вмещает в себя ведомые только ему секунды, которые тянулись, как часы, и сутки, пролетевшие, словно мгновения. (12)И чем выше духовная структура человека, тем больше у него возможностей жить не только в абсолютном, но и в относительном времени. (13)Для меня глобальной сверхзадачей искусства и является его способность продлевать человеческую жизнь, насыщать её смыслом, учить людей активно существовать и во времени относительном, то есть сомневаться, чувствовать и страдать.
(14)Это − о духовности, но и в обычной, физической жизни человеку отпущено «горючего» заведомо больше, чем нужно, для того чтобы прожить по законам природы. (15)Зачем? (16)С какой целью? (17)Ведь в природе всё разумно, всё выверено, испытано миллионолетиями, и даже аппендикс, как выяснилось, для чего-то всё-таки нужен. (18)А многократно превышающий потребности огромный запас энергии для чего дан человеку?
(19)Я задал этот вопрос в пятом или шестом классе, когда добрёл до элементарной физики, и решил, что она объясняет всё. (20)И она действительно всё мне тогда объяснила. (21)Кроме человека. (22)А его объяснить не смогла. (23)Именно здесь кончалась прямолинейная логика знания и начиналась пугающе многовариантная логика понимания.
(24)Я тогда, разумеется, этого не представлял, однако энергетический баланс не сходился, и я спросил отца, зачем-де человеку столько отпущено.
− (25)Для работы.
− (26)Понятно, − сказал я, ничего не поняв, но не стал расспрашивать.
(27)Это свойство − соглашаться с собеседником не тогда, когда всё понял, а когда ничего не понял, − видимо, заложено во мне от природы. (28)Житейски оно мне всегда мешало, ибо я не вылезал из троек, сочиняя свои теории, гипотезы, а зачастую и законы. (29)Но одна благодатная сторона в этой странности всё же была: я запоминал, не понимая, и сам докапывался до ответов, сейчас уже не столь важно, что чаще всего ответ был неверным. (30)Жизнь требует от человека не ответов, а желания искать их.
(31)Я пишу об этом только ради двух слов отца, определивших для меня весь смысл существования. (32)Это стало главной заповедью, альфой и омегой моего мировоззрения. (33)И стал я писателем, вероятно, совсем не потому, что рождён был с этаким блеском в очах, а потому лишь, что свято веровал в необходимость упорного, ежедневного, исступлённого труда.
(По Б.Л. Васильеву*)
* Борис Львович Васильев (1924–2013) — советский писатель, прозаик, публицист, общественный деятель, автор произведений «А зори здесь тихие», «Завтра была война», «В списках не значился» и др.
В первой части текста автор сравнивает жизнь человека и животного. Он приходит к выводу, что цель зверя в жизни – это прожить отпущенный ему срок, а цель человека намного глобальнее, ведь те события, которым животное может подчинить всю свою жизнь, для человека могут остаться незаметными и не потребовать от него абсолютно никаких усилий. Человек существует не просто, чтобы жить по законам природы, его цель – понять и изучить этот мир.
Во второй части текста автор приводит пример из собственного опыта. Он рассказывает нам о том, как однажды слова его отца о смысле человеческой жизни определили всю его дальнейшую жизнь . Узнав о том, что смысл человеческого существования состоит в постоянной работе, автор стал писателем. Он поверил в необходимость ежедневного и упорного труда и решил всю свою жизнь посвятить поиску ответов на различные вопросы.
Примеры связаны между собой: второй детализирует первый. Изначально приводится общая информация о смысле жизни животного и человека, а затем – частный случай, который иллюстрирует понимание этой проблемы конкретным человеком.
Позиция автора ясна: смысл человеческой жизни состоит в том, чтобы постоянно работать и искать ответы на интересующие вопросы, а не просто удовлетворять свои физиологические потребности, как животные.
Я позицию автора разделяю и тоже считаю, что смысл жизни человека - это постоянный труд и ежедневный поиск ответов. Эта же мысль звучит в романе Гончарова «Обломов». У главного героя не было смысла жизни, он просто хотел лежать на диване и ничего не делать. Он ни к чему не стремился и не развивался. Ничто его не радовало, а жизнь стала для него горестным бременем, потому что смысла жизни у Ильи Ильича не было.
Таким образом, жизнь человека скоротечна. А её смысл состоит в том, чтобы постоянно работать и искать ответы на интересующие вопросы.
Здравствуйте, Екатерина!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 6 баллов
Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.
Ошибки:
Таким образом, жизнь человека скоротечна. |
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.
Ошибки:
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.
Ошибки:
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла.
Ошибки:
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла.
Ошибки:
K10 - Соблюдение речевых норм:+ 1 балл
Он приходит к выводу, что цель зверя в жизни – это прожить отпущенный ему срок, а цель человека намного глобальнее, ведь те события, которым животное может подчинить всю свою жизнь, для человека могут остаться незаметными и не потребовать от него абсолютно никаких усилий. |
Он рассказывает нам о том, как однажды слова его отца о смысле человеческой жизни определили всю его дальнейшую жизнь . |
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Ошибки:
Сочинение хорошее, Вы верно поняли и точно отразили авторскую позицию по проблеме понимания смысла жизни человека, отлично проработана связь между примерами. Есть небольшие недочеты: не забывайте указать имя и отчество автора и усильте работу над речью.
Удачи!