Запомни!
ПРОБЛЕМА УТРАТАТЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
-
Текст: В. П. Катаев. О памятниках культуры(1)Вспоминаю, как в середине двадцатых, разговорившись, подошли мы к памятнику Пушкину и уселись на бронзовые цепи, низко окружавшие памятник.
(2)Стоял он в то время ещё на своём законном месте, в голове Тверского бульвара, лицом к необыкновенно изящному Страстному монастырю нежно-сиреневого цвета, удивительно подходившему к его маленьким золотым луковкам.
(3)До сих пор болезненно ощущаю отсутствие Пушкина на Тверском бульваре, невосполнимую пустоту того места, где стоял Страстной монастырь. (4)Привычка.
(5)Недаром же Маяковский написал, обращаясь к Александру Сергеевичу: «На Тверском бульваре очень к вам привыкли».
(6)Привыкли, добавлю я, также и к старинным многоруким фонарям, среди которых фигура Пушкина со склонённой курчавой головой, в плаще с гармоникой прямых складок так красиво рисовалась на фоне Страстного монастыря.
(7)Потом наступила ещё более тягостная эпоха перестановки и уничтожения памятников. (8)Незримая всевластная рука переставляла памятники, как шахматные фигуры, а иные из них вовсе сбрасывала с доски. (9)Она переставила памятник Гоголю работы гениального Андреева, тот самый, где Николай Васильевич сидит, скорбно уткнувши свой длинный нос в воротник бронзовой шинели — почти весь потонув в этой шинели, — с Арбатской площади во двор особняка, где, по преданию, писатель сжёг в камине вторую часть «Мёртвых душ», а на его место водрузила другого Гоголя — во весь рост, в коротенькой пелеринке, на скучном официальном пьедестале, — памятник, лишённый индивидуальности и поэзии... (10)Память разрушается, как старый город. (11)Пустоты перестраиваемой Москвы заполняются новым архитектурным содержанием. (12)А в провалах памяти остаются лишь призраки ныне уже не существующих, упразднённых улиц, переулков, тупичков... (13)Но как устойчивы эти призраки некогда существовавших здесь церквей, особнячков, зданий... (14)Иногда эти призраки более реальны для меня, чем те, которые их заменили: эффект присутствия!
(15)Я изучал Москву и навсегда запомнил её в ту пору, когда ещё был пешеходом. (16)Мы все были некогда пешеходами и основательно, не слишком торопясь, вглядывались в окружающий нас мир города во всех его подробностях. (17)Каждый новый день открывал для пешехода новые подробности города, множество стареньких, давно не реставрированных церквушек неописуемо прекрасной древнерусской архитектуры.
(18)Я давно уже перестал быть пешеходом. (19)Езжу на машине. (20)Московские улицы, по которым я некогда проходил, останавливаясь
на перекрёстках и озирая дома, теперь мелькают мимо меня, не давая возможности всматриваться в их превращения.
(21)Но однажды тормоза взвизгнули, машина резко затормозила перед красным светофором. (22)Если бы не пристёгнутые ремни, я бы мог стукнуться головой о ветровое стекло. (23)Это, несомненно, был перекрёсток Мясницкой и Бульварного кольца, но какая странная пустота открылась передо мной на том месте, где я привык видеть Водопьяный переулок. (24)Его не было. (25)Он исчез, этот Водопьяный переулок. (26)Он просто больше не существовал. (27)Он исчез вместе со всеми домами, составлявшими его. (28)Как будто их всех вырезали из тела города. (29)Исчезла библиотека имени Тургенева. (30)Исчезла булочная. (31)Исчезла междугородная переговорная. (32)Открылась непомерно большая площадь — пустота, с которой трудно было примириться.
(33)Пустота казалась мне незаконной, противоестественной, как то непонятное, незнакомое пространство, которое иногда приходится преодолевать во сне: всё вокруг знакомо, но вместе с тем совсем незнакомо, и не знаешь, куда надо идти, чтобы вернуться домой, и ты забыл, где твой дом, в каком направлении надо идти, и ты идёшь одновременно по разным направлениям, но каждый раз оказываешься всё дальше и дальше от дома, а между тем ты отлично знаешь, что до твоего дома рукой подать, он есть, существует, но его не видно, он как бы в другом измерении.
Чтобы раскрыть данную проблему, автор описывает нам свои ощущения, которые были вызваны перестановкой и уничтожением памятников. «Незримая всевластная рука переставляла памятники, как шахматные фигуры, а иные из них вовсе сбрасывала с доски». Эти слова передают тоску, которую испытывает автор, когда видит новый памятник Гоголю: «во весь рост, в коротенькой пелеринке, на скучном официальном пьедестале, — памятник, лишённый индивидуальности и поэзии…». Раньше на этом месте была работа скульптора Андреева, «где Николай Васильевич сидит, скорбно уткнувши свой длинный нос в воротник бронзовой шинели, — почти весь потонув в этой шинели, — с Арбатской площади во двор особняка, где, по преданию, писатель сжёг в камине вторую часть «Мёртвых душ». Этот пример показывает, что не все новые памятники могут передать изначальную яркость и глубину исторического значения. Не только памятники, но и многие другие объекты несут в себе культурное наследие. Так, нам повествуется о исчезнувшем Водопьяном переулке, который со временем забудут, как и библиотеку имени Тургенева, булочную, междугородную переговорную и дома, которые составляли этот переулок на перекрестке Мясницкой и Бульварного кольца. Теперь здесь большая площадь, однако, вместо простора и свободы, чувствуется лишь опустошенность улиц. Внешний вид города постепенно меняется, а вместе с этим люди теряют культурное наследие. Эти примеры, дополняя друг друга, иллюстрируют последствия исчезновения памятников и объектов градостроительства, призывая задуматься о важности их сохранения для будущих поколений.
Автор пишет, что забывает местоположение своего дома, теряет направление движения в этом непонятном, непомерно большом, но пустом пространстве. Эти слова указывают на позицию автора, дают нам осознание, что утрата памятников и архитектурных объектов влечет за собой потерю исторической памяти страны. Я поддерживаю мнение В.П.Катаева и считаю, что не следует бездумно стремиться к перестройке городов, забывая при этом о важности объектов культурного наследия.
К сожалению, я достаточно часто вижу на памятниках надписи, оставленные туристами. Такие люди не задумываются, что своими росписями, зачастую выцарапанными, проявляют неуважение к своей истории. Вандализм является следствием учащения реставраций, все меньше поколений смогут насладиться культурным наследием, которое не удалось сохранить из-за безответственного поведения людей.
Подводя итог, хотелось бы сказать, что мы не должны забывать свою историю и допускать утрату культурного наследия. Важно уважать свою историю, вовремя проводить реконструкции исторических сооружений и реставрацию памятников.
Здравствуйте, Алёна!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 6 баллов
Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована. Примеры слишком затянуты. Не уходите в пересказ, не увлекайтесь цитированием. Вводите иллюстрации более лаконично.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.
1) Обоснование собственной позиции необходимо оформлять в отдельный абзац.
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.
Ошибки:
Этот пример показывает, что не все новые памятники могут передать изначальную яркость и глубину исторического значения. |
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.
Ошибки:
Теперь здесь большая площадь, однако, ЛИШНЯЯ ЗПТ вместо простора и свободы, ЛИШНЯЯ ЗПТ чувствуется лишь опустошенность улиц. |
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.
Ошибки:
«Незримая всевластная рука переставляла памятники, как шахматные фигуры, а иные из них вовсе сбрасывала с доски» |
Эти слова передают тоску, которую испытывает автор, когда видит новый памятник Гоголю: «во весь рост, в коротенькой пелеринке, на скучном официальном пьедестале, — памятник, лишённый индивидуальности и поэзии…» |
Эти слова передают тоску, которую испытывает автор, когда видит новый памятник Гоголю (во весь рост, в коротенькой пелеринке, на скучном официальном пьедестале, — памятник, лишённый индивидуальности и поэзии). |
Ошибки:
В приведенном тексте В.П.Катаев затрагивает проблему утраты объектов культурного наследия. |
Чтобы раскрыть данную проблему, автор описывает нам свои ощущения, которые были вызваны перестановкой и уничтожением памятников. |
2) Нам -плеоназм.
Этот пример показывает, что не все новые памятники могут передать изначальную яркость и глубину исторического значения. Не только памятники, но и многие другие объекты несут в себе культурное наследие. |
4) Мысль, выделенная лиловым цветом, весьма туманна. Непонятно, что Вы хотели сказать.
Так, нам повествуется о исчезнувшем Водопьяном переулке, который со временем забудут, как и библиотеку имени Тургенева, булочную, междугородную переговорную и дома, которые составляли этот переулок на перекрестке Мясницкой и Бульварного кольца. |
Эти слова указывают на позицию автора, дают нам осознание, что утрата памятников и архитектурных объектов влечет за собой потерю исторической памяти страны. |
Я поддерживаю мнение В.П.Катаева и считаю, что не следует бездумно стремиться к перестройке городов, забывая при этом о важности объектов культурного наследия. К сожалению, я достаточно часто вижу на памятниках надписи, оставленные туристами |
Такие люди не задумываются, что своими росписями, зачастую выцарапанными, проявляют неуважение к своей истории. |
Подводя итог, хотелось бы сказать, что мы не должны забывать свою историю и допускать утрату культурного наследия. Важно уважать свою историю, вовремя проводить реконструкции исторических сооружений и реставрацию памятников. |
Такие люди не задумываются, что своими росписями, зачастую выцарапанными, проявляют неуважение к своей истории. |
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием, грамматикой и речью. Удачи!