Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема милосердия

  • Текст: А. Чехов. Рассказ старшего садовника (отрывок)

    (1) Что же касается меня, господа, то я всегда с восторгом встречаю оправдательные приговоры, — сказал Михаил Карлович, садовник графа N. — (2) Я не боюсь за нравственность и за справедливость, когда говорят «невиновен», а, напротив, чувствую удовольствие. (3) Даже когда моя совесть говорит мне, что, оправдав преступника, присяжные сделали ошибку, то и тогда я торжествую. (4) Судите сами, господа: если судьи и присяжные более верят человеку, чем уликам, вещественным доказательствам и речам, то разве эта вера в человека сама по себе не выше всяких житейских соображений?

    (5) Мысль хорошая, — сказал я.

    (6) Но это не новая мысль. (7) Помнится, когда-то очень давно я слышал даже легендуна эту тему, — сказал садовник и улыбнулся. — (8) Мне рассказывала её моя покойная бабушка.

    (9) Мы попросили его рассказать эту легенду.

    (10) В одном маленьком городке, — начал он, — поселился пожилой, одинокий и некрасивый господин по фамилии Томсон или Вильсон, — ну это всё равно. (11) Дело не в фамилии. (12) Профессия у него была благородная: он лечил людей. (13) Жители города были очень рады, что Бог наконец послал им человека, умеющего лечить болезни, и гордились, что в их городе живёт такой замечательный человек. (14) «Он знает всё», — говорили про него.

    (15) Но этого было недостаточно. (16) Надо было ещё говорить: «Он любит всех!» (17) В груди этого учёного человека билось чудное, ангельское сердце. (18) Ведь жители города были для него чужие, не родные, но он любил их, как детей, и не жалел для них своей жизни. (19) У него самого была чахотка, он кашлял, но, когда его звали к больному, забывал про свою болезнь, не щадил себя и, задыхаясь, взбирался на горы, как бы высоки они ни были. (20) Он пренебрегал зноем и холодом, презирал голод и жажду. (21) Денег он не брал, и, странное дело, когда умирал пациент, то доктор шёл вместе с родственниками за гробом и плакал.

    (22) Признательность жителей не имела границ. (23) В городке и его окрестностях не было человека, который позволил бы себе не только сделать ему что-нибудь неприятное, но даже подумать об этом.

    (24) И вот этот человек, который, казалось, своею святостью оградил себя от всего злого, доброжелателями которого считались даже разбойники и бешеные, однажды был найден в овраге убитым. (25) Можете же представить себе теперь ту скорбь, какая овладела жителями города и окрестностей. (26) Все в отчаянии, не веря своим глазам, спрашивали себя: кто мог убить этого человека? (27) Судьи, которые проводили следствие, сказали так: «Здесь мы имеем все признаки убийства, НО так как нет на свете такого человека, который мог бы убить нашего доктора, то, очевидно, убийства тут нет и совокупность признаков является только простою случайностью. (28) Нужно предположить, что доктор в потёмках сам упал в овраг и ушибся до смерти».

    (29) Но вдруг, можете себе представить, случай наводит на убийцу. (30) Увидели, как один шалопай, уже много раз судимый, пропивал в кабаке табакерку и часы, принадлежавшие доктору. (31) Когда стали его уличать, он смутился и сказал какую-то очевидную ложь. (32) Сделали у него обыск и нашли рубаху с окровавленными рукавами и докторский ланцет в золотой оправе. (33) Каких же ещё нужно улик? (34) Злодея посадили в тюрьму. (35) Жители возмущались и в то же время говорили: Невероятно! (36) Не может быть! (37) Смотрите, как бы не вышло ошибки; ведь случается, что улики говорят неправду! (38) На суде убийца упорно отрицал свою вину. (39) Всё говорило против него, и убедиться в его виновности было так же нетрудно, как в том, что земля чёрная, но судьи точно с ума сошли: они по десяти раз взвешивали каждую улику, недоверчиво посматривали на свидетелей, краснели, пили воду...

    (40) Обвиняемый! — наконец обратился главный судья к убийце. — (41) Суд признал тебя виновным в убийстве доктора такого-то и приговорил тебя к...

    (42) Главный судья хотел сказать: «к смертной казни», но выронил из рук бумагу, на которой был написан приговор, вытер холодный пот и закричал:

    Нет! (43) Если я неправильно сужу, то пусть меня накажет Бог, но, клянусь, подсудимый не виноват! (44) Я не допускаю мысли, что мог найтись такой человек, который осмелился бы убить нашего доктора! (45) Человек не способен пасть так низко!

    (46) Да, нет такого человека, — согласились прочие судьи.

    (47) Нет! — откликнулась толпа. — (48) Отпустите его!

    (49) Убийцу отпустили на все четыре стороны, и ни одна душа не упрекнула судей в несправедливости.

    (50) Пусть оправдательный приговор принесёт жителям городка вред, но зато, посудите, какое благотворное влияние имела на них эта вера в человека, вера, которая ведь не остаётся мёртвой: она воспитывает в нас великодушные чувства и всегда побуждает любить и уважать каждого человека. (51) Каждого!

    (По А. П. Чехову)

03.03.2021 00:12:59
Автор: Айгуль. Саха.

      Что такое милосердие ? Именно эту проблему поднимает Антон Павлович Чехов в предложенном для анализа тексте.
         Комментируя проблему , стоит обратить внимание на предложения 10-23. Автор подчеркивает, что доктор помогал всем бесплатно. Более того, А.П. Чехов пишет, что у него самого была чахотка, он кашлял, но, когда его звали к больному, забывал про свою болезнь, не щадил себя и, задыхаясь, взбирался на горы, как бы высоки они ни были.. Этим  Антон Павлович Чехов  показывает как доктор проявляет  милосердие к своим пациентам. Врач рисковал свои здоровьем во благо народа.
        Что ещё значит   милосердие?  Автор пишет, что убийцу отпустили на все четыре стороны. Кроме того, главный герой сказал   : «…благотворное влияние имела на них эта вера в человека, вера, которая ведь не остаётся мёртвой…». Этим  русский писатель показывает, что   проявляя милосердие мы падаем хороший пример окружающим.
        Оба примера поясняют друг друга. Они показывают , что сострадание проявляется в поступках. Помогая товарищу делом мы делаем мир добрей.
      Авторская позиция ясна. Антон Павлович Чехов  считает, что милосердие воспитывает в нас великодушные чувства и всегда побуждает любить и уважать каждого человека
          Я согласна с мнением автора. Действительно, проявляя сочувствие становимся добрее  . Я считаю ,что  Милосердие – это черта личности, проявляющаяся во внутренней готовности помочь, простить, посочувствовать, не преследуя собственных интересов, а руководствуясь исключительно бескорыстными побуждениями.
             Таким образом, нужно помогать окружающим.
Количество слов - 210

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Айгуль!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 2 балла

Комментарий говорит о поверхностном понимании текста, отсутствии анализа.

Пример 1 (бескорыстный врач) в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 прописан так сумбурно, непонятно, нелогично, поэтому я не могу его зачесть.

О взаимосвязи между примерами и анализе связи говорить невозможно при отсутствии второго примера.

Комментируя проблему, стоит обратить внимание на предложения 10-23.

Неудачный зачин для комментария. Конечно, запрета на использование такого вида отсылки к тексту, как указание на нумерацию предложений, нет, но таким образом Вы прямо говорите эксперту: "Смотрите текст". Главное, что это начало комментария. Уже это несколько обесценивает сочинение. Прислушайтесь к совету: постарайтесь так не писать. Но выбор всегда за Вами, я даю лишь рекомендацию, которая позволит обойти какие-то "острые углы" проверки и минимизирует риски на ЕГЭ.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

Авторская позиция ясна.
Никак с Вами не могу согласиться: в художественных текстах позиция автора редко бывает прямо выражена. Не советую так писать. Это неверно!

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, но отсутствует обоснование тезиса.

Я согласна с мнением автора. Действительно, проявляя сочувствие становимся добрее  . Я считаю ,что  Милосердие – это черта личности, проявляющаяся во внутренней готовности помочь, простить, посочувствовать, не преследуя собственных интересов, а руководствуясь исключительно бескорыстными побуждениями.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов

Ошибки:

Что ещё значит   милосердие?  Автор пишет, что убийцу отпустили на все четыре стороны. Кроме того, главный герой сказал   : «…благотворное влияние имела на них эта вера в человека, вера, которая ведь не остаётся мёртвой…»...
Логическая ошибка (мысли не связаны друг с другом). Кроме того, абсолютно нелогично начинается второй абзац комментария. Непонятно, откуда взялся убийца. Предложения представляют собой не текст, а набор разрозненных мыслей, никак не связанных друг с другом.
Вы должны писать так, чтобы проверяющий понимал то, о чём Вы пишете. Мне кажется, что Вы и сами не до конца это понимаете.
Таким образом, нужно помогать окружающим.
Заключение выглядит нелогично, искусственно.

K6 - Точность и выразительность речи + 0 баллов

Однообразие грамматического строя:

Автор подчеркивает <... >А.П. Чехов пишет <...>.  Этим  Антон Павлович Чехов  показывает <...>
         Автор пишет <...> Этим  русский писатель показывает <...>
Мысли выражены рубленными фразами, нет логичных переходов.
Есть речевые ошибки и недочёты.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

Ошибки: нет

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов

Ошибки:

Этим  Антон Павлович Чехов  показывает ЗПТ как доктор проявляет  милосердие к своим пациентам.

Отсутствует запятая перед придаточной частью СПП.

Этим  русский писатель показывает, что  ЗПТ проявляя милосердие ЗПТ мы падаем хороший пример окружающим.
Не обособлен деепричастный оборот.
Помогая товарищу делом ЗПТ мы делаем мир добрей.
И снова не обособлен деепричастный оборот.
Действительно, проявляя сочувствие ЗПТ становимся добрее.
Не обособлен деепричастный оборот.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла

Ошибки: нет

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов

Ошибки:

Более того, А.П. Чехов пишет, что у него самого была чахотка, он кашлял, но, когда его звали к больному, забывал про свою болезнь, не щадил себя и, задыхаясь, взбирался на горы, как бы высоки они ни были.. Этим  Антон Павлович Чехов  показывает как доктор проявляет  милосердие к своим пациентам. Врач рисковал свои здоровьем во благо народа.
Повторы.
Помогая товарищу делом мы делаем мир добрее.
Лексическая избыточность (тавтология).
 Я согласна с мнением автора. Действительно, проявляя сочувствие становимся добрее  . Я считаю ,что  Милосердие – это черта личности, проявляющаяся во внутренней готовности помочь, простить, посочувствовать, не преследуя собственных интересов, а руководствуясь исключительно бескорыстными побуждениями.
Неоправданный повтор.
Я согласна с мнением автора. Действительно, проявляя сочувствие становимся добрее  . Я считаю ,что  Милосердие – это черта личности, проявляющаяся во внутренней готовности помочь, простить, посочувствовать, не преследуя собственных интересов, а руководствуясь исключительно бескорыстными побуждениями.
Тавтология (неоправданное использование однокоренных слов).

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 0 балл

Ошибки:

Более того, А.П. Чехов пишет, что у него самого была чахотка, он кашлял, но, когда его звали к больному, забывал про свою болезнь, не щадил себя и, задыхаясь, взбирался на горы, как бы высоки они ни были..

Неправильное употребление местоимения привело к фактической ошибке.  У кого это У НЕГО? Героя или А.П. Чехова?  Не путайте понятия "автор" - "рассказчик" - "герой". По-вашему получается, что Чехов рассказывает историю о себе.

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием, смысловой цельностью, последовательностью изложения мыслей,  речевым оформлением, пунктуацией.

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 10

Возврат к списку