Запомни!

О после шипящих в суффиксах существительных:
рубашонка, девчонка, речонка, ручонка, коробчонка, собачонка, лавчонка, душонка, книжонка, бумажонка, шпажонка, одежонка, рыбчонка, юбчонка, мужичонка, шапчонка, шляпчонка, тысчонка, мальчонка, старушонка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Сохранение памятников культуры

  • Текст: В. П. Катаев. О памятниках культуры
    (1)Вспоминаю, как в середине двадцатых, разговорившись, подошли мы к памятнику Пушкину и уселись на бронзовые цепи, низко окружавшие памятник.

    (2)Стоял он в то время ещё на своём законном месте, в голове Тверского бульвара, лицом к необыкновенно изящному Страстному монастырю нежно-сиреневого цвета, удивительно подходившему к его маленьким золотым луковкам.

    (3)До сих пор болезненно ощущаю отсутствие Пушкина на Тверском бульваре, невосполнимую пустоту того места, где стоял Страстной монастырь. (4)Привычка.

    (5)Недаром же Маяковский написал, обращаясь к Александру Сергеевичу: «На Тверском бульваре очень к вам привыкли».

    (6)Привыкли, добавлю я, также и к старинным многоруким фонарям, среди которых фигура Пушкина со склонённой курчавой головой, в плаще с гармоникой прямых складок так красиво рисовалась на фоне Страстного монастыря.

    (7)Потом наступила ещё более тягостная эпоха перестановки и уничтожения памятников. (8)Незримая всевластная рука переставляла памятники, как шахматные фигуры, а иные из них вовсе сбрасывала с доски. (9)Она переставила памятник Гоголю работы гениального Андреева, тот самый, где Николай Васильевич сидит, скорбно уткнувши свой длинный нос в воротник бронзовой шинели — почти весь потонув в этой шинели, — с Арбатской площади во двор особняка, где, по преданию, писатель сжёг в камине вторую часть «Мёртвых душ», а на его место водрузила другого Гоголя — во весь рост, в коротенькой пелеринке, на скучном официальном пьедестале, — памятник, лишённый индивидуальности и поэзии... (10)Память разрушается, как старый город. (11)Пустоты перестраиваемой Москвы заполняются новым архитектурным содержанием. (12)А в провалах памяти остаются лишь призраки ныне уже не существующих, упразднённых улиц, переулков, тупичков... (13)Но как устойчивы эти призраки некогда существовавших здесь церквей, особнячков, зданий... (14)Иногда эти призраки более реальны для меня, чем те, которые их заменили: эффект присутствия!

    (15)Я изучал Москву и навсегда запомнил её в ту пору, когда ещё был пешеходом. (16)Мы все были некогда пешеходами и основательно, не слишком торопясь, вглядывались в окружающий нас мир города во всех его подробностях. (17)Каждый новый день открывал для пешехода новые подробности города, множество стареньких, давно не реставрированных церквушек неописуемо прекрасной древнерусской архитектуры.

    (18)Я давно уже перестал быть пешеходом. (19)Езжу на машине. (20)Московские улицы, по которым я некогда проходил, останавливаясь

    на перекрёстках и озирая дома, теперь мелькают мимо меня, не давая возможности всматриваться в их превращения.

    (21)Но однажды тормоза взвизгнули, машина резко затормозила перед красным светофором. (22)Если бы не пристёгнутые ремни, я бы мог стукнуться головой о ветровое стекло. (23)Это, несомненно, был перекрёсток Мясницкой и Бульварного кольца, но какая странная пустота открылась передо мной на том месте, где я привык видеть Водопьяный переулок. (24)Его не было. (25)Он исчез, этот Водопьяный переулок. (26)Он просто больше не существовал. (27)Он исчез вместе со всеми домами, составлявшими его. (28)Как будто их всех вырезали из тела города. (29)Исчезла библиотека имени Тургенева. (30)Исчезла булочная. (31)Исчезла междугородная переговорная. (32)Открылась непомерно большая площадь — пустота, с которой трудно было примириться.

    (33)Пустота казалась мне незаконной, противоестественной, как то непонятное, незнакомое пространство, которое иногда приходится преодолевать во сне: всё вокруг знакомо, но вместе с тем совсем незнакомо, и не знаешь, куда надо идти, чтобы вернуться домой, и ты забыл, где твой дом, в каком направлении надо идти, и ты идёшь одновременно по разным направлениям, но каждый раз оказываешься всё дальше и дальше от дома, а между тем ты отлично знаешь, что до твоего дома рукой подать, он есть, существует, но его не видно, он как бы в другом измерении.
02.03.2021 22:25:46
Автор: Варвара Шумакова

Нужно ли сохранять исторические памятники нашей страны? Именно этот проблемный  вопрос находится в центре внимания В.П. Катаева.
Размышляя о проблеме, автор пишет, о «тягостной эпохе преставления памятников», во время которой был переставлен памятник Гоголю, созданный Андреевым. На место Гоголя «скорбно сидящего уткнувши нос в воротник бронзовой шинели» был поставлен другой памятник писателю,  «на скучном официальном пьедестале, лишенный индивидуальности и поэзии ». Автор пишет, что «пустоты перестраиваемой Москвы заполняются новым архитектурным содержанием»,  а в памяти остаются только лишь признаки «упраздненных», когда-то  находившихся на определенном месте, исторических памятников. Этот пример показывает, что перенося памятники на другое непривычное место и  уничтожение, «улиц, переулков, тупичков», рождает в душе «эффект присутствия», а сама память об этих исторических достояниях «разрушается, как старый город».
Катаев, рассуждая над проблемой, пишет об исчезнувшем  Водопьяном переулке. Переулок исчез вместе со всеми домами, составлявшими его, а на его месте появилась площадь —« пустота, с которой трудно было примириться «. В.П. Катаев замечает, что переулок Водопьяный  будто «вырезали из тела города».  На этом примере видно, что уничтожение культурных достояний рождает в человеке, ранее видевшем памятники культуры,  чувство «незнакомой противоестественной пустоты», внутри которой все кажется и знакомым, и не знакомым одновременно.  
Оба примера дополняют друг друга, дают понять, что пренебрежительное и легкомысленное  отношение к историческим достояниям нашей страны заставляет людей чувствовать пустоту в душе, а память о нашей общей истории, заключенная в этих самых памятниках, уничтожается.
Позиция автора мне понятна, Катаев считает, что люди безответственно относятся к культурным памятникам, не думая о чувствах других людях, которые ощущают «пустоту», замечая отсутствие привычно стоявшего на своем месте памятника архитектуры. Я согласна с позицией Катаева.
Размышляя над поставленной Катаевым проблемой нельзя не вспомнить произведение В.А.Солоухина «Черные доски». В центре внимания автора находится эпоха, когда людьми разрушались исторические памятники. Писатель пишет о церквях, внутри которых люди устраивали мастерские. Люди не брали во  внимание то, что некоторые из этих церквей были построены сотни лет назад и являлись самым настоящим ценным культурным достоянием нашей страны. Из-за такого отношения к этим памятникам культуры  мы никогда не сможем увидеть те произведения искусства, которые строились несколько веков назад, а ведь знание об этих памятниках архитектуры могли многое рассказать нам о нашей истории.
Таким образом, можно сделать вывод, что  сохранение исторических памятников является одной из важнейших задач, которая стоит перед обществом. Не зря Федор Абрамов говорил, что  «разрушая памятники культуры, мы разрушаем самое ценное – духовную энергию народа».
Количество слов - 380

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте, Варвара!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 4 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована формально (а по сути анализа нет: нужно указать, КАК именно один пример дополняет другой).

Оба примера дополняют друг друга, дают понять, что пренебрежительное и легкомысленное  отношение к историческим достояниям нашей страны заставляет людей чувствовать пустоту в душе, а память о нашей общей истории, заключенная в этих самых памятниках, уничтожается.
Что делает один пример, что другой, как один дополняет другой?

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезиса нет, обоснование тезиса (Вы обосновываете то, чего нет).

...согласна с позицией Катаева (согласие есть. Далее должна быть СВОЯ ПОЗИЦИЯ)
Размышляя над поставленной Катаевым проблемой нельзя не вспомнить произведение...

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.

Ошибки:

отсутствие привычно стоявшего на своем месте памятника архитектуры. Я согласна с позицией Катаева.
Своя позиция- новый абзац.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

Ошибки:

все кажется и знакомым, ЛИШНЯЯ ЗАПЯТАЯ и не знакомым одновременно
НЕЗНАКОМЫМ= ЧУЖИМ

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки:

...автор пишет, ЛИШНЯЯ ЗПТ о «тягостной эпохе преставления памятников»...
На место Гоголя ЗПТ1«скорбно сидящего ЗПТ 2уткнувши нос в воротник бронзовой шинели» ЗПТ3 был поставлен другой памятник писателю,  «на скучном официальном пьедестале, лишенный индивидуальности и поэзии ».
ЗПТ1- ЗПТ3- границы ПО
ЗПТ2- ЗПТ3- границы ДО
когда-то  находившихся на определенном месте, ЛИШНЯЯ ЗАПЯТАЯ исторических памятников.
все кажется и знакомым, ЛИШНЯЯ ЗАПЯТАЯ и не знакомым одновременно

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Этот пример показывает, что перенося памятники на другое непривычное место и  уничтожение, «улиц, переулков, тупичков», рождает в душе «эффект присутствия»
Неверное употребление ДО (получается, что пример переносит и рождает эффект)
Позиция автора мне понятна, Катаев считает, что...
Нарушение границ предложений. Отделите фразу о ПА.
Можно поставить двоеточие и далее раскрывать ПА. Но  в таком случае предложение будет перегруженным и потянет Г нарушение.
Люди не брали во  внимание то, что некоторые из этих церквей были построены сотни лет назад
Указательное местоимение лишнее.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.

Ошибки:

...был переставлен памятник Гоголю, созданный Андреевым. На место Гоголя...
повтор
уничтожение культурных достояний рождает в человеке, ранее видевшем памятники культуры,  чувство...
тавтология
ведь знание об этих памятниках архитектуры могли многое рассказать нам о нашей истории
ВЕДЬ- разговорное слово, стилистическая шероховатость
НАМ, НАША- лишние слова. Нам- кому? Вам и эксперту?

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом связи в комментарии. Обратите внимание на тавтологию,  границы предложений, обосновывайте для себя знаки препинания (у Вас есть тенденция ставить лишние запятые).


  Успеха на ЕГЭ!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 15

Возврат к списку