Не путайте:

  • Кристаллический – кристальный.
  • Металл – алюминий.
  • Артиллерия – кавалерия.
  • Жужжать – дрожать.
  • Баллы – цимбалы.
  • Иммиграция – эмиграция.
  • Дилемма – проблема.
  • Балл (оценка) – бал (танцы).
  • Расчёт, расчётливый – рассчитывать, рассчитать.
  • Принцесса, клоунесса, – директриса, биссектриса.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема памяти

  • Текст: В. П. Катаев. О памятниках культуры
    (1)Вспоминаю, как в середине двадцатых, разговорившись, подошли мы к памятнику Пушкину и уселись на бронзовые цепи, низко окружавшие памятник.

    (2)Стоял он в то время ещё на своём законном месте, в голове Тверского бульвара, лицом к необыкновенно изящному Страстному монастырю нежно-сиреневого цвета, удивительно подходившему к его маленьким золотым луковкам.

    (3)До сих пор болезненно ощущаю отсутствие Пушкина на Тверском бульваре, невосполнимую пустоту того места, где стоял Страстной монастырь. (4)Привычка.

    (5)Недаром же Маяковский написал, обращаясь к Александру Сергеевичу: «На Тверском бульваре очень к вам привыкли».

    (6)Привыкли, добавлю я, также и к старинным многоруким фонарям, среди которых фигура Пушкина со склонённой курчавой головой, в плаще с гармоникой прямых складок так красиво рисовалась на фоне Страстного монастыря.

    (7)Потом наступила ещё более тягостная эпоха перестановки и уничтожения памятников. (8)Незримая всевластная рука переставляла памятники, как шахматные фигуры, а иные из них вовсе сбрасывала с доски. (9)Она переставила памятник Гоголю работы гениального Андреева, тот самый, где Николай Васильевич сидит, скорбно уткнувши свой длинный нос в воротник бронзовой шинели — почти весь потонув в этой шинели, — с Арбатской площади во двор особняка, где, по преданию, писатель сжёг в камине вторую часть «Мёртвых душ», а на его место водрузила другого Гоголя — во весь рост, в коротенькой пелеринке, на скучном официальном пьедестале, — памятник, лишённый индивидуальности и поэзии... (10)Память разрушается, как старый город. (11)Пустоты перестраиваемой Москвы заполняются новым архитектурным содержанием. (12)А в провалах памяти остаются лишь призраки ныне уже не существующих, упразднённых улиц, переулков, тупичков... (13)Но как устойчивы эти призраки некогда существовавших здесь церквей, особнячков, зданий... (14)Иногда эти призраки более реальны для меня, чем те, которые их заменили: эффект присутствия!

    (15)Я изучал Москву и навсегда запомнил её в ту пору, когда ещё был пешеходом. (16)Мы все были некогда пешеходами и основательно, не слишком торопясь, вглядывались в окружающий нас мир города во всех его подробностях. (17)Каждый новый день открывал для пешехода новые подробности города, множество стареньких, давно не реставрированных церквушек неописуемо прекрасной древнерусской архитектуры.

    (18)Я давно уже перестал быть пешеходом. (19)Езжу на машине. (20)Московские улицы, по которым я некогда проходил, останавливаясь

    на перекрёстках и озирая дома, теперь мелькают мимо меня, не давая возможности всматриваться в их превращения.

    (21)Но однажды тормоза взвизгнули, машина резко затормозила перед красным светофором. (22)Если бы не пристёгнутые ремни, я бы мог стукнуться головой о ветровое стекло. (23)Это, несомненно, был перекрёсток Мясницкой и Бульварного кольца, но какая странная пустота открылась передо мной на том месте, где я привык видеть Водопьяный переулок. (24)Его не было. (25)Он исчез, этот Водопьяный переулок. (26)Он просто больше не существовал. (27)Он исчез вместе со всеми домами, составлявшими его. (28)Как будто их всех вырезали из тела города. (29)Исчезла библиотека имени Тургенева. (30)Исчезла булочная. (31)Исчезла междугородная переговорная. (32)Открылась непомерно большая площадь — пустота, с которой трудно было примириться.

    (33)Пустота казалась мне незаконной, противоестественной, как то непонятное, незнакомое пространство, которое иногда приходится преодолевать во сне: всё вокруг знакомо, но вместе с тем совсем незнакомо, и не знаешь, куда надо идти, чтобы вернуться домой, и ты забыл, где твой дом, в каком направлении надо идти, и ты идёшь одновременно по разным направлениям, но каждый раз оказываешься всё дальше и дальше от дома, а между тем ты отлично знаешь, что до твоего дома рукой подать, он есть, существует, но его не видно, он как бы в другом измерении.
01.03.2021 23:13:44
Автор: Alina Asadova

В предложенном для анализа тексте В. П. Катаев ставит проблему сохранения архитектуры и памятников города.

Автор приводит диалог двух мужчин, которые рассуждают об изменении архитектуры в Москве и утрате значимых объектов культуры. В. П. Катаев акцентирует внимание читателя на мысли о том, что со временем памятники уничтожаются или заменяются на новые построения, а архитектура приобретает новый облик. Этот пример доказывает, что подобные изменения пагубно сказываются на памяти, индивидуальности и истории не только города, но и искусства.

Далее автор иллюстрирует облик Москвы, который стал пустым после исчезновения Водопьяного переулка со всеми домами, библиотеки Тургенева, булочной и переговорной. В. П. Катаев отмечает, что пустота, образовавшаяся на месте переулка, казалась незаконной и противоестественной. Этот пример показывает, что малейшие изменения в архитектуре могу сильно повлиять на мироощущение человека.

Приведённые примеры дополняют друг друга, поскольку в них раскрывается проблема изменения архитектуры и уничтожения памятников, а также влияние данных преобразований на жителей города.

Позиция автора ясна. Объекты культурного достояния имеют важную ценность для населения, однако сложно сохранить первоначальный архитектурный облик города, поскольку он подвергается постоянным изменениям.

Я согласна с мнением автора, так как считаю, что в современном мире трудно сохранить что-либо на долгое время, а, в частности, архитектуру.
Это происходит по большей части из-за того, что общество развивается, черпает вдохновение из других источников культуры и,  соответсвенно, постепенно отодвигает прошлое на второй план. Люди стремятся к различным преобразованиям не только внутренним, но и внешним, именно поэтому архитектура и памятники подвергаются изменениям. Таким образом, внешний облик города никогда не будет однотипным.

  Порассуждав вместе с автором, можно прийти к следующему выводу: архитектура и памятники играют большую роль в жизни общества. Они несут в себе историю и культуру населения, именно поэтому задача каждого человека - беречь наследие страны.
Количество слов - 278

Рецензент: Дарья Полищук

Здравствуйте, Alina!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл.

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 4 балла.

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована поверхностно и формально. Необходимо сжато указать на каждый пример и продемонстрировать, что привносит один, а что другой.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл.

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно. Однако нужно помнить, что позиция автора - некое нравоучительное суждение, мораль, которую мы должны усвоить. Поэтому стоит формулировать идею текста в модальной тональности: люди должны сохранять памятники архитектуры.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл.

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки:

Я согласна с мнением автора, так как считаю, что в современном мире трудно сохранить что-либо на долгое время, а, ЛИШНЯЯ ЗПТ в частности, архитектуру.
1) Союз "а" в данном контексте нельзя оторвать от вводного слова, поэтому между ними запятая не нужна.  
Люди стремятся к различным преобразованиям НУЖНА ЗПТ  не только внутренним, но и внешним, именно поэтому архитектура и памятники подвергаются изменениям.
2) Нужная запятая перед определениями.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Далее автор иллюстрирует облик Москвы, который стал пустым после исчезновения Водопьяного переулка со всеми домами, библиотеки Тургенева, булочной и переговорной.
1) Нарушение управления. Верно: библиотекой.
Приведённые примеры дополняют друг друга, поскольку в них раскрывается проблема изменения архитектуры и уничтожения памятников, а также влияние данных преобразований на жителей города.
2) Нарушение управления. Верно: влияния.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Автор приводит диалог двух мужчин, которые рассуждают об изменении архитектуры в Москве и утрате значимых объектов культуры.
1) Несочетаемость. Диалог привести нельзя. Верно: в качестве примера автор приводит что-либо.

Далее автор иллюстрирует облик Москвы, который стал пустым после исчезновения Водопьяного переулка со всеми домами, библиотеки Тургенева, булочной и переговорной
2) Несочетаемость. Иллюстрировать облик нельзя. И облик не может стать пустым. Лучше: говорить об архитектуре Москвы.
Приведённые примеры дополняют друг друга, поскольку в них раскрывается проблема изменения архитектуры и уничтожения памятников, а также влияние данных преобразований на жителей города.
3) Канцеляризм.
Таким образом, внешний облик города никогда не будет однотипным.
4) Неверно подобрано слово. Нужно: одинаковым.
Объекты культурного достояния имеют важную ценность для населения, однако сложно сохранить первоначальный архитектурный облик города, поскольку он подвергается постоянным изменениям.

Я согласна с мнением автора, так как считаю, что в современном мире трудно сохранить что-либо на долгое время, а, в частности, архитектуру.
5) Повтор.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Автор приводит диалог двух мужчин, которые рассуждают об изменении архитектуры в Москве и утрате значимых объектов культуры.
Никакого диалога в тексте нет. Примеры в тексте - конкретные объекты архитектуры, памятники писателям. Диалог между персонажами как пример может быть приведен в тексте художественном, где есть эти персонажи и где есть динамичный сюжет.

Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом взаимосвязи и речью. Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 17

Возврат к списку