Запомни!

Пиши с двумя НН:
стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, желанный, священный, медленный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, чванный, чеканный, жеманный, доморощенный, данный, решённый, купленный, казённый, пленённый, брошенный, лишённый, обиженный, смущённый, казнённый, конченное дело, побеждённый, рождённый, пеклеванный, недреманный, пущенный, окаянный.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема лжи в отношениях.

  • Текст: А. Куприн. Святая ложь

    1)Вот уже три года, как его незаслуженно оклеветали и лишили работы, Иван Семенюта живёт дикой, болезненной и страшной жизнью. (2)Он ютится в полутёмном подвале, где снимает самый сырой и холодный угол. (3)Чем существует Семенюта, − он и сам не скажет. (4)Он не брит, не стрижен, волосы торчат у него на голове, точно взъерошенное сено, бледное лицо опухло нездоровой подвальной одутловатостью, сапоги просят каши.

    (5)Но есть четыре дня в году, когда он старается встряхнуться и изменить свой запущенный вид. (6)Это на Новый год, на Пасху, на Троицу и на тринадцатое августа. (7)Накануне этих дней он путём многих усилий и унижений достаёт пятнадцать копеек − пять копеек на баню, пять на цирюльника и пять копеек на плитку шоколада или на апельсин.

    (8)И вот, начистив до зеркального блеска сапоги, замазав в них дыры чернилами, тщательно обрезав снизу брюк бахрому, надев бумажный воротничок с манишкой и красный галстук, которые обыкновенно хранятся у него целый год завёрнутыми в газетную бумагу, Семенюта тянется через весь город во вдовий дом с визитом к матери. (9)Обыкновенно он норовит попасть к вечеру, когда не так заметны недостатки его костюма.

    (10)Мать, завидев родного сына, быстро встаёт, подымая очки на лоб. (11)Клубок шерсти падает на пол и катится, распутывая петли вязанья.

    − (12)Ванёчек! (13)Милый! (14)Ждала, ждала, думала, так и не дождусь моего ясного сокола. (15)Вид у тебя неважный, Ванёк, − говорит старушка и сухой жёсткой рукой гладит руку сына, лежащую на столе. − (16)Побледнел ты, усталый какой-то.

    − (17)Что поделаешь, маман! (18)Служба. (19)Я теперь, можно сказать, на виду. (20)Мелкая сошка, а вся канцелярия на мне. (21)Работаю как вол. (22)Согласитесь, маман, надо же карьеру делать? – и вручает ей апельсин.

    − (23)Не утомляйся уж очень-то, Ванюша.

    − (24)Ничего, маман, я двужильный. (25)Зато на Пасху получу коллежского, и прибавку, и наградные. (26)И тогда кончено ваше здешнее прозябание. (27)Сниму квартирку и перевезу вас к себе. (28)И будет у нас не житьё, а рай. (29)Я на службу, вы − хозяйка.

    (30)Этот робкий, забитый жизнью человек всегда во время коротких и редких визитов к матери держится развязного, независимого тона, бессознательно подражая тем светским «прикомандированным» шалопаям, которых он в прежнее время видел в канцелярии. (31)Отсюда и дурацкое слово «маман». (32)Он всегда звал мать и теперь мысленно называет «мамой», «мамусенькой», «мамочкой», и всегда на «ты».

    (33)Семенюта призывает на помощь всё своё вдохновение и начинает врать развязно и небрежно. (34)Правда, иногда он противоречит тому, что говорил в прошлый визит. (35)Всё равно, он этого не замечает. (36)Замечает мать, но она молчит. (37)Только её старческие глаза становятся всё печальнее и пытливее.

    (38)Служба идёт прекрасно. (39)Начальство ценит Семенюту, товарищи любят...

    (40)И он говорит, говорит без конца, разжигаясь собственной фантазией, а мать смотрит на него, заворожённая волшебной сказкой.

    (41)Наступает время, когда надо уходить. (42)Мать хочет проводить сына в переднюю, но он отклоняет эту любезность.

    − (43)Ну, что, в самом деле, маман. (44)Дальние проводы − лишние слёзы. (45)И простудитесь ещё, чего доброго. (46)Берегите себя!

    (47)…Когда же судьба покажет Семенюте не свирепое, а милостивое лицо? (48)И покажет ли? (49)Я думаю − да. (50)И будет жить Семенюта вместе со своей мамашей ещё очень долго, будет с ней жить в тихом, скромном и тёплом уюте. (51)Но никогда старушка не намекнёт на то, что она знала о его обмане, а он никогда не проговорится о том, что он знал, что она знает. (52)Это острое место всегда будет осторожно обходиться. (53)Святая ложь − это такой трепетный и стыдливый цветок, который увядает от прикосновения.

    (По А. И. Куприну*)

    *Александр Иванович Куприн (1870–1938) – русский писатель, автор многочисленных рассказов и повестей.
01.03.2021 01:06:18
Автор: Евгений Казанцев

А. И. Курпин повествует о бывшем чиновнике Иване Семенюте, который потеряв работу из-за несправедливой клеветы, старается оградить мать от волнений, связанных с этим событием. Семнюта, находится в плачевном состоянии, живет дикой, болезненной и страшной жизнью, ютясь в полутемном подвале. Он скрывает правду своей работе и своих душевных ранах.
Проблема сохранения чужого благополучия с использованием такого инструмента как ложь, присуща межличностным отношениям. Часто для того, чтобы не расстраивать дорогого человека, люди утаивают свои переживания и проблемы друг от друга. Так и здесь автор показывает нам несчастного Семенюту и его мать, в печальном дуэте взаимной лжи, где он говорит без конца, а мать смотрит на него завороженная волшебной сказкой.
Куприн, относиться к этой проблеме как к чему-то святому, милому и в то же время грустному. От того он и называет эту ложь святой. Не оправдывая и не порицая своего героя, автор отрывка искренне надеется, что у Ивана и его матушки все будет хорошо.
Как и автор, я вижу печаль и невинность лжи, но только в контексте этого отрывка. Ведь в жизни, подобная ложь нередко приводит к конфликтам и серьезным последствиям.
В подтверждение тому есть множество литературных произведений. Например роман Стефана Цвейга «Нетерпение сердца». Молодой лейтенант Гофмиллер, зачастивший в дом местного аристократа Лайоша Кекешфальвы, в городке при котором находилась его часть, довольно близко сдружился его дочерью Эдит, которая была больна и не могла ходить. Заручившись дружбой с ее лечащим врачом, по просьбе Лайоша, лейтенант узнает о безнадежных прогнозах лечения, но вместо того, чтобы сказать правду, он жалеет старика, и чтобы утешить говорит ему, что доктор нашел целебный метод и что выздоровление не за горами. Когда ложь вскрывается, всем отношениям приходит конец, а юная девочка инвалид кончает жизнь самоубийством.
Замечательным примером так же служит роман Ф. М. Достоевского «Идиот», где главный герой Князь Мышкин, по доброте и нерешительности, часто обходит правду стороной, чтобы не ранить чужие чувства. Самой большой ошибкой Мышкина – это ложь самому себе, из-за которой он лишился возможности стать счастливым, и из-за которой он принес несчастье другим.
Возможно, ложь во благо есть, и, возможно, существует «святая ложь», но кроме надежд, которые на нее возлагают, необходимо помнить о последствиях, к которым она может привести. Помнить и быть готовым нести ответственность.
Количество слов - 358

Рецензент: Елена Дудина

Здравствуйте, Евгений!

Видимо, вы немного перепутали форматы сочинений и написали эту работу по образцу итогового сочинения - иначе зачем было приводить два развернутых литературных аргумента?

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована некорректно.

Вы сформулировали проблему таким образом, что понять ее суть не представляется возможным:

Проблема сохранения чужого благополучия с использованием такого инструмента как ложь
Так формулировать проблему нельзя. Формулировка должна отличаться ясностью. Например: проблема использования лжи во благо.

K2 - Комментарий + 2 балла

Пример 1 (жизненная ситуация Ивана Семенюты) в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 не указан.

Взаимосвязь между примерами не определена, не проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена, но понять суть этой позиции так же трудно, как и уловить суть самой проблемы, которую вы рассматриваете. Балл поставлен благодаря ключевым словам, в которых можно расшифровать некий намек на позицию автора. Боюсь, на экзамене у эксперта не будет ни времени, ни желания заниматься подобными расшифровками.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

Не стоит писать такие развернутые рассуждения, включающие подробные пересказы объемных произведений. Формат сочинения ЕГЭ подразумевает обоснование своего тезиса в рамках одного-двух предложений.

 K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.

Ошибки: нарушение смысловой цельности, композиционной структуры сочинения: перекос в сторону анализа литературных произведений.

K6 - Точность и выразительность речи + 0 баллов.

Ошибки:

Куприн, относиться к этой проблеме как к чему-то святому, милому и в то же время грустному.
Куприн не может относиться к проблеме. Куприн может расценивать ложь как нечто святое.
Когда ложь вскрывается, всем отношениям приходит конец, а юная девочка инвалид кончает жизнь самоубийством.
Героине 18 лет, это девушка, а не девочка.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 1 балл.

Ошибки:

Куприн, относиться к этой проблеме как к чему-то святому, милому и в то же время грустному.
относиТСЯ
От того он и называет эту ложь святой.
Оттого
Когда ложь вскрывается, всем отношениям приходит конец, а юная девочка инвалид кончает жизнь самоубийством.
девочка-инвалид
Замечательным примером так же служит роман Ф. М. Достоевского «Идиот», где главный герой Князь Мышкин, по доброте и нерешительности, часто обходит правду стороной, чтобы не ранить чужие чувства.
также

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов.

Ошибки:

А. И. Курпин повествует о бывшем чиновнике Иване Семенюте, который ЗПТ потеряв работу из-за несправедливой клеветы, старается оградить мать от волнений, связанных с этим событием.
пропущена запятая перед деепричастным оборотом.
Семнюта, находится в плачевном состоянии, живет дикой, болезненной и страшной жизнью, ютясь в полутемном подвале.
Между подлежащим и сказуемым запятая не ставится.
Проблема сохранения чужого благополучия с использованием такого инструмента ЗПТ как ложь, присуща межличностным отношениям.
В конструкции со словами "такой, как" ставится запятая перед КАК.
Так и здесь автор показывает нам несчастного Семенюту и его мать, в печальном дуэте взаимной лжи, где он говорит без конца, а мать смотрит на него ЗПТ завороженная волшебной сказкой.
Пропущена запятая перед обособленным определением.
Куприн, относиться к этой проблеме как к чему-то святому, милому и в то же время грустному.
Между подлежащим и сказуемым запятая не ставится.
Ведь в жизни, подобная ложь нередко приводит к конфликтам и серьезным последствиям.
Лишняя запятая.
Например ЗПТ роман Стефана Цвейга «Нетерпение сердца».
Требуется запятая после вводного слова.
лейтенант узнает о безнадежных прогнозах лечения, но вместо того, чтобы сказать правду, он жалеет старика, и ЗПТ чтобы утешить ЗПТ говорит ему, что доктор нашел целебный метод и что выздоровление не за горами.
Не выделена запятыми придаточная часть.
Замечательным примером так же служит роман Ф. М. Достоевского «Идиот», где главный герой ЗПТ  Князь Мышкин, по доброте и нерешительности, часто обходит правду стороной, чтобы не ранить чужие чувства.
Запятая перед приложением нужна (так как она есть после приложения), а перед словом "часто" - не нужна.
Самой большой ошибкой Мышкина – это ложь самому себе, из-за которой он лишился возможности стать счастливым, и из-за которой он принес несчастье другим.
Лишняя запятая (придаточные однородные).

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Он скрывает правду своей работе и своих душевных ранах.
Нарушение управления: пропущен предлог О
В подтверждение тому есть множество литературных произведений. Например роман Стефана Цвейга «Нетерпение сердца».
Нарушение построения предложения, необоснованная парцелляция. Правильно: Подтверждение этому можно найти в литературных произведениях, например в романе Стефана Цвейга "Нетерпение сердца".
Самой большой ошибкой Мышкина – это ложь самому себе, из-за которой он лишился возможности стать счастливым, и из-за которой он принес несчастье другим.
Нарушение построения предложения: ошибка в структуре грамматической основы. Правильно: Самая большая ошибка Мышкина - это ложь...

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Проблема сохранения чужого благополучия с использованием такого инструмента как ложь, присуща межличностным отношениям.
Отглагольное существительное плохо сочетается со словом "благополучие" в данном контексте. Ложь не является инструментом.
Молодой лейтенант Гофмиллер, зачастивший в дом местного аристократа Лайоша Кекешфальвы, в городке при котором находилась его часть, довольно близко сдружился его дочерью Эдит, которая была больна и не могла ходить.
Однообразие конструкций; непонятно, на кого указывает местоимение ЕГО.
Когда ложь вскрывается, всем отношениям приходит конец, а юная девочка инвалид кончает жизнь самоубийством.
Плеоназм. Девочка не может быть НЕ юной.
Замечательным примером так же служит роман Ф. М. Достоевского «Идиот», где главный герой Князь Мышкин, по доброте и нерешительности, часто обходит правду стороной, чтобы не ранить чужие чувства.
Роман не может служить примером. В романе можно найти примеры, подтверждающие какой-то тезис.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки:

А. И. Курпин повествует
Фамилия автора КуПРИн.

Общие рекомендации: следует усилить работу над структурой сочинения, комментарием и формулировкой проблемы, речью, пунктуацией. Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм: 1
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 9

Возврат к списку