Запомни!
проблема лжи
-
Текст: А. Куприн. Святая ложь
1)Вот уже три года, как его незаслуженно оклеветали и лишили работы, Иван Семенюта живёт дикой, болезненной и страшной жизнью. (2)Он ютится в полутёмном подвале, где снимает самый сырой и холодный угол. (3)Чем существует Семенюта, − он и сам не скажет. (4)Он не брит, не стрижен, волосы торчат у него на голове, точно взъерошенное сено, бледное лицо опухло нездоровой подвальной одутловатостью, сапоги просят каши.
(5)Но есть четыре дня в году, когда он старается встряхнуться и изменить свой запущенный вид. (6)Это на Новый год, на Пасху, на Троицу и на тринадцатое августа. (7)Накануне этих дней он путём многих усилий и унижений достаёт пятнадцать копеек − пять копеек на баню, пять на цирюльника и пять копеек на плитку шоколада или на апельсин.
(8)И вот, начистив до зеркального блеска сапоги, замазав в них дыры чернилами, тщательно обрезав снизу брюк бахрому, надев бумажный воротничок с манишкой и красный галстук, которые обыкновенно хранятся у него целый год завёрнутыми в газетную бумагу, Семенюта тянется через весь город во вдовий дом с визитом к матери. (9)Обыкновенно он норовит попасть к вечеру, когда не так заметны недостатки его костюма.
(10)Мать, завидев родного сына, быстро встаёт, подымая очки на лоб. (11)Клубок шерсти падает на пол и катится, распутывая петли вязанья.
− (12)Ванёчек! (13)Милый! (14)Ждала, ждала, думала, так и не дождусь моего ясного сокола. (15)Вид у тебя неважный, Ванёк, − говорит старушка и сухой жёсткой рукой гладит руку сына, лежащую на столе. − (16)Побледнел ты, усталый какой-то.
− (17)Что поделаешь, маман! (18)Служба. (19)Я теперь, можно сказать, на виду. (20)Мелкая сошка, а вся канцелярия на мне. (21)Работаю как вол. (22)Согласитесь, маман, надо же карьеру делать? – и вручает ей апельсин.
− (23)Не утомляйся уж очень-то, Ванюша.
− (24)Ничего, маман, я двужильный. (25)Зато на Пасху получу коллежского, и прибавку, и наградные. (26)И тогда кончено ваше здешнее прозябание. (27)Сниму квартирку и перевезу вас к себе. (28)И будет у нас не житьё, а рай. (29)Я на службу, вы − хозяйка.
(30)Этот робкий, забитый жизнью человек всегда во время коротких и редких визитов к матери держится развязного, независимого тона, бессознательно подражая тем светским «прикомандированным» шалопаям, которых он в прежнее время видел в канцелярии. (31)Отсюда и дурацкое слово «маман». (32)Он всегда звал мать и теперь мысленно называет «мамой», «мамусенькой», «мамочкой», и всегда на «ты».
(33)Семенюта призывает на помощь всё своё вдохновение и начинает врать развязно и небрежно. (34)Правда, иногда он противоречит тому, что говорил в прошлый визит. (35)Всё равно, он этого не замечает. (36)Замечает мать, но она молчит. (37)Только её старческие глаза становятся всё печальнее и пытливее.
(38)Служба идёт прекрасно. (39)Начальство ценит Семенюту, товарищи любят...
(40)И он говорит, говорит без конца, разжигаясь собственной фантазией, а мать смотрит на него, заворожённая волшебной сказкой.
(41)Наступает время, когда надо уходить. (42)Мать хочет проводить сына в переднюю, но он отклоняет эту любезность.
− (43)Ну, что, в самом деле, маман. (44)Дальние проводы − лишние слёзы. (45)И простудитесь ещё, чего доброго. (46)Берегите себя!
(47)…Когда же судьба покажет Семенюте не свирепое, а милостивое лицо? (48)И покажет ли? (49)Я думаю − да. (50)И будет жить Семенюта вместе со своей мамашей ещё очень долго, будет с ней жить в тихом, скромном и тёплом уюте. (51)Но никогда старушка не намекнёт на то, что она знала о его обмане, а он никогда не проговорится о том, что он знал, что она знает. (52)Это острое место всегда будет осторожно обходиться. (53)Святая ложь − это такой трепетный и стыдливый цветок, который увядает от прикосновения.
(По А. И. Куприну*)
*Александр Иванович Куприн (1870–1938) – русский писатель, автор многочисленных рассказов и повестей.
Отвечая на этот вопрос, А. Куприн пишет об Иване Семенюте, который уже три года не работает и живет в полутёмном подвале. «Он не брит, не стрижен, волосы торчат у него на голове, точно взъерошенное сено, бледное лицо опухло нездоровой подвальной одутловатостью, сапоги просят каши». Но есть четыре дня в году, когда он прихорашивается. Иван это делает для того, чтобы показать своей матери, что у него все хорошо. Этот пример показывает, что мужчина врал, но только с целью того, чтобы показать, что он ни в чем не нуждается.
Далее автор повествует о другой лжи главного героя. Иван "держится развязного, независимого тона, бессознательно подражая тем светским шалопаям, которых он в прежнее время видел в канцелярии". Таким образом он указывает на то, что всё еще работает на прежней работе для того, чтобы его мать не волновалась. Второй пример отражает ложь мужчины во благо, так как он не хотел, чтобы его семья переживала.
Приведённые примеры дополняют друг друга, помогая автору подчеркнуть, что лгать не всегда плохо, потому что иногда горькая правда может расстроить близкого человека.
Автор считает, что ложь может быть оправдана в том случае, если она во благо.
Я согласна с позицией Куприна. Считаю, действительно, иногда маленькая неправда может облегчить жизнь ближнего человека, чем горькая правда. Например, мой друг соврал своей бабушке, сказав, что он работает в успешной фирме, так как он не хотел расстроить ее.Таким образом, он уберег семью от возможной печали.
В заключение хочу еще раз подчеркнуть, что,конечно, лучше не врать, но если это сможет как-то облегчить ситуацию, то нужно это сделать.
Здравствуйте, Саша!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована некорректно. В формулировке проблемы следует избегать разговорных слов.
K2 - Комментарий + 2 балла
Пример 1 (ложь Ивана матери) в сочинении указан, скупо и формально пояснен.
В качестве второго примера использован тот же самый эпизод - ложь Ивана матери. Получается, второй пример не приведен.
Анализ примеров отсутствует.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса. В обосновании тезиса содержится логическая ошибка. Обоснование тезиса выполнено на примитивном, бытовом уровне.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.
Ошибки:
Считаю, действительно, иногда маленькая неправда может облегчить жизнь ближнего человека, чем горькая правда. Например, мой друг соврал своей бабушке, сказав, что он работает в успешной фирме, так как он не хотел расстроить ее.Таким образом, он уберег семью от возможной печали. |
K6 - Точность и выразительность речи + 0 баллов.
Ошибки:
Отвечая на этот вопрос, А. Куприн пишет об Иване Семенюте |
Второй пример отражает ложь мужчины во благо, так как он не хотел, чтобы его семья переживала. |
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.
Ошибки: нет
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла.
Ошибки: нет
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.
Ошибки:
Считаю, действительно, иногда маленькая неправда может облегчить жизнь ближнего человека, чем горькая правда. |
Например, мой друг соврал своей бабушке, сказав, что он работает в успешной фирме, так как он не хотел расстроить ее. |
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.
Речь крайне бедная, невыразительная.
Грубой речевой ошибкой является частотное употребление в сочинении разговорного слова "врать". Следует использовать нейтральную лексику: лгать, обманывать.
Ошибки:
Иван это делает для того, чтобы показать своей матери, что у него все хорошо. Этот пример показывает, что мужчина врал, но только с целью того, чтобы показать, что он ни в чем не нуждается. |
Считаю, действительно, иногда маленькая неправда может облегчить жизнь ближнего человека, чем горькая правда. |
В заключение хочу еще раз подчеркнуть, что,конечно, лучше не врать, но если это сможет как-то облегчить ситуацию, то нужно это сделать. |
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием проблемы, над речевым оформлением текста сочинения. Удачи!