Запомни!

Нет удвоенных согласных в словах:

гримаса, дилер, галерея, коридор, алюминий, пьеса, драма, драматический, галера, фурор, раса, масоны, оперетка, грамотей, директриса, дрожать, количество, карикатура, кристальный, колонка, кавалерия, цимбалы, эмиграция, росомаха, проблема, продюсер, актриса, трос, амуниция, дилижанс, соната, стела, скалодром, комический, такелаж.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Всегда ли нужно руководствоваться правилами?

  • Текст: А. Беляев. Чайки садятся на воду

    (1)Было это давно уже, что-то году в сорок девятом, не позже. (2)Меня в первый раз пригласили в мореходное училище поработать в приемной комиссии; я капитаном уже плавал тогда.

    (3)Ну, сидим мы, значит, в комиссии, заседаем каждый день, личные дела поступающих изучаем, разговариваем о том, о сем… (4)И вот подошла очередь Кузьмы Куроптева. (5)Смотрю я на его экзаменационный лист, а там одни пятерки. (6)И вдруг слышу, завуч — он председателем комиссии был —горестно говорит: «Вот, пожалуйста, одни пятерки у парня, а принять не сможем: росточек-то – сто сорок два сантиметра, а по положению нужно не меньше ста пятидесяти».

    (7)Входит в кабинет Кузьма Куроптев. (8)Вошел, степенно поклонился, неторопливо сделал три шага и встал навытяжку перед столом комиссии. (9)На вид ему никак не больше тринадцати лет было, хотя по документам значилось полных пятнадцать. (10)Одет очень бедно: рваные ботиночки из брезента, заштопанная рубашка и изношенные донельзя брючки. (11)С виду совсем ребенок, личико такое худющее-прехудющее, только глаза смотрели не по годам серьезно.

    (12)Он стоял, весь вытянувшись в струнку, изо всех сил стараясь казаться выше. (13)И светились в его глазах такое ожидание, такая надежда…

    (14)Завуч вздохнул и развел руками.

    — (15)Вот, брат, какое дело, экзамены ты сдал на пятерки, да не можем мы принять тебя – рост маловат.

    (16)Кузьма долго молчал, а потом тихо так заговорил.

    — (17)Откуда же росту быть — одну картошку дома ели… (18)А тут, в училище, я бы быстро вырос, тут ведь хорошо кормят… (19)Мне нельзя домой возвращаться: у матери еще пять душ, кроме меня, а отца нет, не вернулся с войны. (20)На училище одна надежда была. (21)Я буду очень стараться. (22)Примите, пожалуйста.

    (23)Комиссия тогда раскололась: с одной стороны, уставы там разные, положения, а с другой — уж больно хорошим парнишка показался: серьезный, упорный, умный. (24)Вспомнил я Филиппа Тимофеевича, как он меня, несмышленыша, под крыло свое брал, учил, в люди выводил… (25)Эх, думаю, если не вступлюсь за парня – стыдно мне будет перед светлой памятью Филиппа Тимофеевича, и никогда не прощу я себе, если не помогу сейчас парню… (26)Спорили долго, до хрипоты. (27)Все-таки решили сделать исключение. (28)Позвали парня, объявили ему решение. (29)Он вспыхнул и выбежал.

    (30)Взял я его на заметку, переписывался с ним, летом к себе на судно брал, у нас он часто живал здесь. (31)Учился Кузьма отлично. (32)Всерьез занялся спортом — на лыжах ходил, на коньках бегал, а уж гимнастикой увлекался до того, что первое место по городу держал…

    (33)А в последнюю практику плавал он на учебном корабле. (34)И случилась у них в рейсе авария очень серьезная. (35)В горячую топку надо было лезть, чтобы исправить повреждение. (36)Вы представляете — в раскаленную топку лезть? (37)А Кузьма полез. (38)Ожоги сильные получил, но исправил все, что надо.

    (39)Как-то сидели мы здесь, за этим столом, и я спросил его, что, мол, тебя заставило лезть в топку? (40)А Кузьма ответил: «Что там попусту говорить, надо ведь кому-то было, а я все же спортсмен, не я, так другой полез бы».

    (41)Закончил Кузьма мореходку с отличием, а сейчас старшим механиком плавает у меня на сейнере. (42)Дом новый в поселке строит, мать со всей младшей оравой к себе собирается забрать. (43)И не хочет уходить с сейнера, хотя ему предлагали на большом пароходе должность. (44)Не хочет...

    По А.А. Беляеву

    Беляев Альберт Андреевич (род. 1928 г.) – советский и российский писатель, журналист и литературовед. Доктор филологических наук.

28.02.2021 07:47:19
Автор: Улугбек Рахимов

Всегда ли нужно руководствоваться правилами? Именно эту проблему ставит в тексте Альберт Андреевич Беляев.
В поиске ответа на этот вопрос автор повествует о трудном выборе приёмной комиссии. По всем правилам заявка Кузьмы Куроптева должна быть отклонена, так как он не подходит по росту. При всём этом на рассказчика и остальных членов комиссии давят некоторые факторы, значительно затрудняющие выбор. Одними из них являются, конечно, индивидуальные способности поступающего (предложение 23). Автор подчёркивает этим, как упорство, трудолюбие и энтузиазм могут поставить под сомнение даже уже давно прописанные и строго соблюдаемые законы и правила. Также очень сильно влияют на окончательное решение комиссии по этому вопросу и проблемы с материальным благополучием в семье Кузьмы. (предложения 17-20). Это обращает наше внимание на то, что немаловажную роль при трудном выборе играют и обстоятельства жизни человека. Эти два примера дополняют друг друга, подчёркивая, что беспрекословное подчинение правилам не всегда является лучшим решением и есть факторы, позволяющие нарушить предписания ради совершения по-настоящему правильного выбора.
Автор прямо не отвечает на поставленный вопрос, однако не трудно догадаться, каково же всё-таки его мнение. Он считает, что правила очень важны и их, конечно, нужно соблюдать, но бывают случаи, когда подчинение им может привести к куда более худшим последствиям, чем продуманное разовое уклонение от них. Из этого следует, что при наличии определённых важных факторов и благих намерений поступка, можно всё-таки нарушить предписания.
Я не могу не согласиться с мнением автора. Я стараюсь всегда соблюдать правила, понимая, что составлялись они с целью лучшего регулирования спорных жизненных ситуаций и лишь из благих намерений, но, как мне кажется, невозможно, чтобы правила могли лучшим образом регулировать все возникающие в жизни ситуации, поэтому в очень редких случаях из добрых побуждений могу их нарушить. Таких ситуаций немало было и в истории нашей страны. Однажды Пётр 1 послал молодых дворян учиться кораблестроению в Голландию. Один ленивый юноша посылал на занятия вместо себя своего слугу калмыка. Когда император узнал об этом, он должен был наказать и юного дворянина за обман, и слугу за помощь хозяину. Однако бедного слугу Пётр 1 пожалел и, наоборот, назначил капитаном судна, так как тот теперь отлично знал морское дело. Теперь он известен нам под именем великого русского контр-адмирала Дениса Спиридоновича Калмыкова. Этот пример ещё раз доказывает нам мысль о том, что сделать исключение из правил иногда является лучшим решением из всех возможных.
В заключение хотелось бы снова подчеркнуть, что нарушение правил допустимо лишь при наличии определённых факторов и понимания, что "так будет лучше". В иных ситуациях, где люди нарушают закон, корпоративные или моральные нормы из-за своих личных корыстных целей, это нельзя никак оправдывать. Люди не должны часто пользоваться правилом исключения, потому что ситуаций, где оно по-настоящему может применяться, очень мало. При грамотном и продуманном обращении оно только дополняет и улучшает систему правил.
Количество слов - 444

Рецензент: Елена Дудина

Здравствуйте, Улугбек!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 2 балла

Улугбек, комментарий, на мой взгляд, получился не достаточно глубоким. Судите сами: вы взяли в качестве примеров несколько рядом стоящих предложений и показали, что они по смыслу дополняют друг друга. Но все эти предложения относятсяк одному эпизоду - сцене во время вступительных экзаменов. А как же второй эпизод? Для чего в тексте описан подвиг Кузьмы Куроптева? Этот второй эпизод очень важен для понимания проблемы, он является следствием из первого: комиссия, вопреки правилам, зачислила Кузьму, и в результате этого верного решения Кузьма стал героем. Связь между эпизодами - причинно-следственная. Вы написали сочинение не по тексту в целом, а по одному эпизоду - так нельзя.

Пример 1 (эпизод, в котором приемная комиссия поступает против правил) в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 не указан, вместо второго примера приведено продолжение первого примера.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Недочет: речь излишне суха, официальна, канцелярский стиль, много отглагольных существительных, специальных слов (при наличии, регулирование, предписания, является...)

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

Ошибки: нет

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки:

Из этого следует, что при наличии определённых важных факторов и благих намерений поступка, можно всё-таки нарушить предписания.
Лишняя запятая.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Из этого следует, что при наличии определённых важных факторов и благих намерений поступка, можно всё-таки нарушить предписания.
Нарушение сочетаемости.
Автор подчёркивает этим, как упорство, трудолюбие и энтузиазм могут поставить под сомнение даже уже давно прописанные и строго соблюдаемые законы и правила.
Неверный выбор подчинительного союза. Верно: ....что...
Этот пример ещё раз доказывает нам мысль о том, что сделать исключение из правил иногда является лучшим решением из всех возможных.
Ошибка в грамматической основе. Правильно: ...сделанное исключение из правил иногда является лучшим решением.
В иных ситуациях, где люди нарушают закон, корпоративные или моральные нормы из-за своих личных корыстных целей, это нельзя никак оправдывать.
правильно: в ситуациях, когда...

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.

Ошибки: нет

Однажды Пётр 1 послал молодых дворян учиться кораблестроению в Голландию. Один ленивый юноша посылал на занятия вместо себя своего слугу калмыка.
Повтор.
Я стараюсь всегда соблюдать правила, понимая, что составлялись они с целью лучшего регулирования спорных жизненных ситуаций и лишь из благих намерений, но, как мне кажется, невозможно, чтобы правила могли лучшим образом регулировать все возникающие в жизни ситуации, поэтому в очень редких случаях из добрых побуждений могу их нарушить. Таких ситуаций немало было и в истории нашей страны.
Повтор.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 0 баллов

Ошибки:

Он считает, что правила очень важны и их, конечно, нужно соблюдать, но бывают случаи, когда подчинение им может привести к куда более худшим последствиям, чем продуманное разовое уклонение от них.
Нигде в тексте автор об этом не пишет, примеров не приводит подобных ситуаций.

Улугбек, сочинение довольно сильное, молодец, немного нужно дожать комментарий, поработать над анализом связи.  Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 15

Возврат к списку