Запомни!

После шипящих пишется О в словах: анчоусы, артишок, банджо, боржоми, джокер, джонка, джоуль, жокей, жонглёр, жом, жор, жох, изжога, каприччо , капюшон, корнишоны, крыжовник, крюшон, лечо, мачо, мажор, мажордом, обжора, пончо, прожорливый, ранчо, трещотка, трущобы, харчо, чащоба, чокаться, чокнутый, чопорный, чохом, шов, шовинизм, шок, шоколад, шомпол, шорох, шорты, шоры, шорник, шоссе, шотландец, шофёр.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Поведение людей в тяжёлых ситуациях

  • Текст: Г. Бакланов. Южнее главного удара

    (1)За год службы в батарее Долговушин переменил множество должностей, нигде не проявив способностей. (2)Безропотный, молчаливо-старательный, всё бы хорошо, только уж больно бестолков оказался. (3)Когда выпадало опасное задание, о нём говорили: «Этот не справится». (4)А раз не справится, зачем посылать? (5)И посылали другого. (6)Так Долговушин откочевал в повозочные. (7)Он не просил, его перевели. (8)Может быть, теперь, к концу войны, за неспособностью воевал бы он уже где-нибудь на складе ПФС, но в повозочных суждено было ему попасть под начало старшины Пономарёва. (9)Этот не верил в бестолковость и сразу объяснил свои установки:

    − В армии так: не знаешь − научат, не хочешь − заставят.(10)− И ещё сказал: (11) − Отсюда тебе путь один: в пехоту. (12)Так и запомни.

    (13)− Что ж пехота? (14)И в пехоте люди живут, − уныло отвечал Долговушин, больше всего на свете боявшийся снова попасть в пехоту.

    (15)С тем старшина и начал его воспитывать. (16)Долговушину не стало житья. (17)Вот и сейчас он тащился на наблюдательный пункт, под самый обстрел, всё ради того же воспитания.

    (18)Два километра − не велик путь, но к фронту, да ещё под обстрелом... (19)Опасливо косясь на дальние разрывы, он старался не отстать от старшины.

    (20)Чем дальше в тыл, тем несуетливей, уверенней делался Долговушин. (21)До кукурузы оставалось метров пятьдесят, когда на гребень окопа вспрыгнул человек в каске. (22)Расставив короткие ноги, чётко видный на фоне неба, он поднял над головой винтовку, потряс ею и что-то крикнул.

    (23)− Немцы! − обмер Долговушин.

    (24)− Я те дам «немцы»! − прикрикнул старшина и погрозил пальцем.

    (25)Он всю дорогу не столько за противником наблюдал, сколько за Долговушиным, которого твёрдо решил перевоспитать. (26)И когда тот закричал «немцы», старшина, относившийся к нему подозрительно, не только усмотрел в этом трусость, но ещё и неверие в порядок и разумность, существующие в армии. (27)Однако Долговушин, обычно робевший начальства, на этот раз, не обращая внимания, кинулся бежать назад и влево.

    (28)− Я те побегу! − кричал ему вслед Пономарёв и пытался расстегнуть кобуру нагана.

    (29)Долговушин упал, быстро-быстро загребая руками, мелькая подошвами сапог, пополз с термосом на спине. (30)Пули уже вскидывали снег около него.

    (31)Ничего не понимая, старшина смотрел на эти вскипавшие снежные фонтанчики. (32)Внезапно за Долговушиным, в открывшейся под скатом низине, он увидел санный обоз. (33)На ровном, как замёрзшая река, снежном поле около саней стояли лошади. (34)Другие лошади валялись тут же. (35)От саней веером расходились следы ног и глубокие борозды, оставленные ползшими людьми. (36)Они обрывались внезапно, и в конце каждой из них, где догнала его пуля, лежал ездовой. (37)Только один, уйдя уже далеко, продолжал ползти с кнутом в руке, а по нему сверху безостановочно бил пулемет.

    (38)«Немцы в тылу!» − понял Пономарёв. (39)Теперь, если надавят с фронта и пехота начнет отходить, отсюда, из тыла, из укрытия, немцы встретят её пулемётным огнём. (40)На ровном месте это − уничтожение.

    (41)− Правей, правей ползи! − закричал он Долговушину. (42)Но тут старшину толкнуло в плечо, он упал и уже нe видел, что произошло с повозочным. (43)Только каблуки Долговушина мелькали впереди, удаляясь. (44)Пономарёв тяжело полз за ним следом и, подымая голову от снега, кричал: − Правей бери, правей! (45)Там скат!

    (46)Каблуки вильнули влево. (47)«Услышал!» − радостно подумал Пономарёв. (48)Ему наконец удалось вытащить наган. (49)Он обернулся и, целясь, давая Долговушину уйти, выпустил в немцев все семь патронов. (50)Но в раненой руке нe было упора. (51)Потом он опять пополз. (52)Метров шесть ему осталось до кукурузы, не больше, и он уже подумал про себя: «Теперь − жив». (53)Тут кто-то палкой ударил его по голове, по кости. (54)Пономарёв дрогнул, ткнулся лицом в снег, и свет померк.

    (56)А Долговушин тем временем благополучно спустился под скат. (57)Здесь пули шли поверху. (58)Долговушин отдышался, вынул из-за отворота ушанки «бычок» и, согнувшись, искурил его. (59)Он глотал дым, давясь и обжигаясь, и озирался по сторонам. (60)Наверху уже не стреляли. (61)Там всё было кончено. (62)«Правей ползи», − вспомнил Долговушин и усмехнулся с превосходством живого над мёртвым.

    (63)− Вот те и вышло правей...

    (64)Где ползком, где сгибаясь и перебежками, выбрался он из-под огня, и тот, кто считал, что Долговушин «богом ушибленный», поразился бы сейчас, как толково, применяясь к местности, действует он.

    (65)Вечером Долговушин пришёл на огневые позиции. (66)Он рассказал, как они отстреливались, как старшину убило на его глазах и он пытался тащить, его мёртвого. (67)Он показал пустой диск автомата. (68)Сидя на земле рядом с кухней, он жадно ел, а повар ложкой вылавливал из черпака мясо и подкладывал ему в котелок. (69)И все сочувственно смотрели на Долговушина.

    (70)«Вот как нельзя с первого взгляда составлять мнение о людях, − подумал Назаров, которому Долговушин не понравился. (71)− Я его считал человеком себе на уме, а он вот какой, оказывается. (72)Просто я ещё не умею разбираться в людях...»

    (73)И поскольку в этот день ранило каптёра[1], Назаров, чувствуя себя виноватым перед Долговушиным, позвонил командиру батареи, и Долговушин занял тихую, хлебную должность каптёра.

    (По Г. Бакланову*)


    [1] Каптёр (каптенармус) – должностное лицо в воинской части (в Советской Армии до 1959 г.), ведающее хранением и выдачей снаряжения, имущества, продовольствия.



26.02.2021 15:42:03
Автор: Ольга Зайцева

     Как должен поступить человек, оказавшийся в трудной жизненной ситуации: думать только о себе или помочь другому? Над этой проблемой предлагает задуматься русский писатель Григорий Бакланов.
     Писатель рассказывает нам о трусливом солдате Долговушине, который всегда боялся участвовать в боевых действиях, потому что не хотел рисковать своей жизнью ради других. Автор решил показать нам, как ведут себя люди, которые оказываются в тяжёлых и опасных ситуациях. Долговушин бросил старшину, когда у них в плену оказались немцы, но в свою очередь, старшина Пономарёв, который всегда отважно выполнял все задания, начал спасать не только себя, но и Долговушина от немцев, которые напали на них.
    Григорий Бакланов показал всё мужество и отвагу старшины Пономарёва: "Он обернулся и , целясь, давая Долговушину уйти, выпустил в немцев семь патронов". К сожалению, старшина погиб, но он защитил и помог человеку, тем самым доказав, что есть люди, которые готовы рисковать собственной жизнью ради других.
    По мнению автора, люди, которые оказываются в тяжёлых ситуациях всегда ведут себя по-разному. Одни думают о себе и бросают товарищей, а другие,  наоборот, готовы погибнуть сами ради жизни близкого человека. Так же, как и наши главные герои, отличающиеся друг от друга- Долговушин представлен трусом, а старшина Пономарёв- смелым защитником своей Родины.
    Я согласна с мнением Григория Бакланова. Ведь, действительно, когда люди оказываются в тяжёлых ситуациях, тем более, когда всё это происходит в военное время, они могут проявлять свои самые худшие и лучшие качества.
    Таким образом, мы все должны быть духовно крепкими и храбрыми, независимо от обстоятельств. Возможно, наша смелость и самоотверженность может помочь спасти человека, попавшего в беду.
Количество слов - 253

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте, Ольга!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована не совсем корректно.

Как должен поступить человек, оказавшийся в трудной жизненной ситуации
Должен по закон чести, а может по-разному.

K2 - Комментарий + 3 балла

Пример 1 в сочинении указан, не пояснен.

Автор решил показать нам, как ведут себя люди...
Вы верно находите пример, но пояснения нет, хотя попытка создать его есть. КАК именно ведут себя себя люди?

Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами не определена,не  проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения + 2 балла.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл
неверное использование местоимений

K7 - Соблюдение орфографических норм + 3 балла.


K8 - Соблюдение пунктуационных норм +2 балла.

Ошибки:

но в свою очередь, старшина Пономарёв
лишняя запятая
герои, отличающиеся друг от друга ЗПТ- Долговушин представлен трусом
ПО после определяемого слова

K9 - Соблюдение грамматических норм + 0 баллов.

Ошибки:

Долговушин бросил старшину, когда у них в плену оказались немцы, но в свою очередь, старшина Пономарёв, который всегда отважно выполнял все задания, начал спасать не только себя, но и Долговушина от немцев, которые напали на них.
Огромное предложение, которое надо разделить.
Нарушение границ предложения.
он защитил и помог человеку
защитить КОГО? помочь КОМУ?
Нарушение управления
Так же, как и наши главные герои, отличающиеся друг от друга-
В предложении нет сказуемого, а оно требуется: не достроено
Замените ПРИЧАСТИЕ на глагол, и всё встанет на место.

K10 - Соблюдение речевых норм + 1 балл.

Ошибки:

Писатель рассказывает нам...
Автор решил показать нам
Кому именно? Вам и эксперту?
Читателю (или вовсе это слово убрать)
Неудачное использование предложения

Долговушин бросил старшину, когда у них в плену оказались немцы
у кого именно?
Неудачное использование местоимения
как и наши главные герои
Это герои Г. Бакланова
Неверное использование местоимения

K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале + 0 баллов

когда у них в плену оказались немцы

Несоответствие тексту (см. предложения 20, 38)

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием, речью и грамматикой.

 Успеха на ЕГЭ!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 16

Возврат к списку