Не путайте:

  • Кристаллический – кристальный.
  • Металл – алюминий.
  • Артиллерия – кавалерия.
  • Жужжать – дрожать.
  • Баллы – цимбалы.
  • Иммиграция – эмиграция.
  • Дилемма – проблема.
  • Балл (оценка) – бал (танцы).
  • Расчёт, расчётливый – рассчитывать, рассчитать.
  • Принцесса, клоунесса, – директриса, биссектриса.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема жестокости

  • Текст: В. Астафьев. Ягодка

    (1)Куда только не занесут охотника ноги!

    (2)Меня затащили они в скалистый распадок, где вдруг увидел я во мшистых камнях, среди горной репы и колючек, землянику в цвету. (3)Октябрь месяц, глухая осень, лист почти весь упал, иней и утренник звонкий не один уж выдавался, а земляника цветет!

    (4)Я наклонился к ней. (5)На тощеньком стебельке в багровых листьях жил и растерянно глядел на осенний мир беленький цветок. (6)Холодом подпалило округлые лепестки его. (7)Ягодка, только еще зародившаяся, черной точкой светилась в цветке, и умерла уже ягодка, цветку оставалось жить день, от силы два...

    (8)И тут в моей памяти неожиданно всплыла сцена, увиденная на станции Комарихинская.

    (9)Толпа рыбаков и пассажиров, ждущая поезд, как по команде повернула головы в одну сторону.

    (10)От пакгауза двигалась безногая девушка. (11)Она опиралась взятыми в руки деревянными колодками и бросала вперед свое коротенькое тело в кожаной корзине. (12)И была она не в тряпье, не грязная и не пьяная. (13)Непривычная она была, и оттого все смолкли и загляделись на нее: в зеленом ярком берете, из-под которого выбивались льняные кудряшки, голубоглазая, в модной блузке.

    (14)Рядом с девушкой шла пожилая женщина, должно быть, мать. (15)Они о чем-то разговаривали, и нарядная девушка делала вид, что не замечает оторопелых лиц и очень она занята разговором.

    (16)Так они миновали перрон, людей, и такой бы она и осталась, независимой, гордой, но перрон кончился, и нужно было девушке с женщиной переходить пути.

    (17)Она перебросила легкое тело через один рельс, через другой, и внезапно корзинкою задела за третий. (18)Корзинка легко отделилась от девушки, выпало из нее короткое тело.

    (19)Девушка упала на бок. (20)Берет зеленый тоже упал, и кудряшки рассыпались, завалили щеку и глаза девушки.

    (21)И кто-то уже загоготал в толпе по-жеребячьи, и кто-то уже облаял загоготавшего…

    (22)Женщина подняла девушку, усадила в корзинку, отряхнула берет, надела на голову девушки, да еще и поправила его, чтобы сидел на кудрях ладом. (23)И они последовали дальше.

    (24)Но перед тем как перебросить свое тело через рельс, девушка обернулась, глянула на нас и...

    (25)И с тех пор я ношу тот взгляд в себе. (26)Он пробил меня до самого сердца.

    (27)Он был презрителен, надменен, этот взгляд, и будь у девушки глаза взрослые, так бы оно и осталось — презрение и надменность. (28)Но голубые детские глаза читаются. (29)За вызовом и надменностью глубоко-глубоко билась растерянная беспомощность: «Что я вам сделала плохого?..»

    (30)И знаю ведь, ничего банальнее нет, чем сравнение этой девушки с земляникой, не к месту и не ко времени расцветшей на речном скалистом обрыве. (31)Но ничего не поделаешь — так они и живут в памяти рядом: цветок, что никогда не станет ягодой, и девушка, которой не видеть счастья… 

    (По В. Астафьеву)

26.02.2021 01:41:02
Автор: Анастасия Нецветаева

Как нужно относиться к человеку с ограниченными возможностями? Этот вопрос становится предметом размышлений В. Астафьева в предложенном для анализа тексте.

Рассуждая о проблеме, автор повествует о девушке, которую он увидел на станции Комарихинская:  «…была она не в тряпье, не грязная и не пьяная. Непривычная она была, и оттого все смолкли и загляделись на нее: в зеленом ярком берете, из-под которого выбивались льняные кудряшки, голубоглазая, в модной блузке». Единственным её отличием, которое привлекло всеобщее внимание, было отсутствие ног. Девушка импонировала писателю, проявляющему к ней сочувствие. Однако у некоторых возникла противоположная реакция: «кто-то уже загоготал в толпе по-жеребячьи». Это свидетельствует о жестоком отношении к «особенному» человеку. Приведенные примеры противопоставлены друг другу. Некоторые люди толерантны к окружающим, а другие безжалостны.

Авторская позиция довольна понятна. Он считает, что люди с ограниченными возможностями ничем не отличаются от обычных людей, поэтому относиться к ним нужно с пониманием.

Я согласна с мнением автора и тоже считаю, что нужно быть терпимее друг к другу.

Пример бездушного отношения к человеку можно найти в произведении Л. Улицкой «Дочь Бухары». Людмила, единственный ребенок Бухары, родилась с синдромом Дауна. Их соседи писали бумаги в различные организации, чтобы «потеснить» эту семью, постоянно бросали мертвых кошек в сад. Писательница наглядно показывает бессердечность людей через их поступки.
Прочитав текст, я убедилась в том, что следует быть более снисходительными по отношению к окружающим.
Количество слов - 218

Рецензент: Елена Дудина

Здравствуйте, Екатерина!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 4 балла

Пример 1 (появление девушки на станции) в сочинении указан, очень слабо, поверхностно пояснен. Екатерина, цель сочинения - глубокий, развернутый комментарий, у вас же скупое пояснение эпизода, ограничившееся словами "Девушка импонировала писателю, проявляющему к ней сочувствие". Как вы поняли, что писатель сочувствует девушке? Нужно это пояснить - это и есть анализ текста.

Пример 2 (реакция пассажиров на падение девушки) указан, скупо пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена верно, не проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса. Однако в обосновании тезиса допущена логическая ошибка.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.

Ошибки:

Я согласна с мнением автора и тоже считаю, что нужно быть терпимее друг к другу.

Пример бездушного отношения к человеку можно найти в произведении Л. Улицкой «Дочь Бухары». Людмила, единственный ребенок Бухары, родилась с синдромом Дауна. Их соседи писали бумаги в различные организации, чтобы «потеснить» эту семью, постоянно бросали мертвых кошек в сад. Писательница наглядно показывает бессердечность людей через их поступки.
Между тезисом и примером нет последовательной связи. В тезисе вы говорите о терпимости, а в пример приводите ситуацию, в которой терпимость не проявлялась. Связи между тезисов и примером нет, пример не доказывает тезис. Чтобы эту ошибку исправить, нужно развить тезис, добавив контрдовод. Например, так: ... нужно быть терпимее друг к другу, потому что, проявляя бессердечие, человек теряет моральный облик, духовно деградирует. Именно такую ситуацию описывает Л. Улицкая...

Логическое несоответствие нахожу и в этой фразе:
Непривычная она была, и оттого все смолкли и загляделись на нее: в зеленом ярком берете, из-под которого выбивались льняные кудряшки, голубоглазая, в модной блузке». Единственным её отличием, которое привлекло всеобщее внимание, было отсутствие ног.
Если она была непривычная, то значит, в ней были и другие отличия - недаром люди заглядывались на ее берет, кудряшки... Вы противоречите сами себе здесь.

K6 - Точность и выразительность речи + 2 балла.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

Ошибки: нет

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла.

Ошибки: нет

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла.

Ошибки: нет

K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла.

Ошибки: нет

Рекомендация: постарайтесь писать чуть более эмоционально, у вас очень строгий, сухой стиль.

Недочет:

Их соседи писали бумаги в различные организации, чтобы «потеснить» эту семью, постоянно бросали мертвых кошек в сад.
Местоимение ИХ не соотносится ни с одним существительным в предыдущем предложении; неясно, в какой сад бросали соседи кошек и зачем.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки: путаете автора и рассказчика.

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием проблемы. Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 2
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 21

Возврат к списку