Не путайте:

  • Прецедент – инцидент.
  • Палисадник – поликлиника.
  • Тренер – тренировка.
  • Следующий – будущий.
  • Сверстник – ровесник.
  • Шорох – шёпот.
  • Искусство – искусный.
  • Чувствовать – участвовать.
  • Щётка – трещотка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема сохранения памятников культуры

  • Текст: В. П. Катаев. О памятниках культуры
    (1)Вспоминаю, как в середине двадцатых, разговорившись, подошли мы к памятнику Пушкину и уселись на бронзовые цепи, низко окружавшие памятник.

    (2)Стоял он в то время ещё на своём законном месте, в голове Тверского бульвара, лицом к необыкновенно изящному Страстному монастырю нежно-сиреневого цвета, удивительно подходившему к его маленьким золотым луковкам.

    (3)До сих пор болезненно ощущаю отсутствие Пушкина на Тверском бульваре, невосполнимую пустоту того места, где стоял Страстной монастырь. (4)Привычка.

    (5)Недаром же Маяковский написал, обращаясь к Александру Сергеевичу: «На Тверском бульваре очень к вам привыкли».

    (6)Привыкли, добавлю я, также и к старинным многоруким фонарям, среди которых фигура Пушкина со склонённой курчавой головой, в плаще с гармоникой прямых складок так красиво рисовалась на фоне Страстного монастыря.

    (7)Потом наступила ещё более тягостная эпоха перестановки и уничтожения памятников. (8)Незримая всевластная рука переставляла памятники, как шахматные фигуры, а иные из них вовсе сбрасывала с доски. (9)Она переставила памятник Гоголю работы гениального Андреева, тот самый, где Николай Васильевич сидит, скорбно уткнувши свой длинный нос в воротник бронзовой шинели — почти весь потонув в этой шинели, — с Арбатской площади во двор особняка, где, по преданию, писатель сжёг в камине вторую часть «Мёртвых душ», а на его место водрузила другого Гоголя — во весь рост, в коротенькой пелеринке, на скучном официальном пьедестале, — памятник, лишённый индивидуальности и поэзии... (10)Память разрушается, как старый город. (11)Пустоты перестраиваемой Москвы заполняются новым архитектурным содержанием. (12)А в провалах памяти остаются лишь призраки ныне уже не существующих, упразднённых улиц, переулков, тупичков... (13)Но как устойчивы эти призраки некогда существовавших здесь церквей, особнячков, зданий... (14)Иногда эти призраки более реальны для меня, чем те, которые их заменили: эффект присутствия!

    (15)Я изучал Москву и навсегда запомнил её в ту пору, когда ещё был пешеходом. (16)Мы все были некогда пешеходами и основательно, не слишком торопясь, вглядывались в окружающий нас мир города во всех его подробностях. (17)Каждый новый день открывал для пешехода новые подробности города, множество стареньких, давно не реставрированных церквушек неописуемо прекрасной древнерусской архитектуры.

    (18)Я давно уже перестал быть пешеходом. (19)Езжу на машине. (20)Московские улицы, по которым я некогда проходил, останавливаясь

    на перекрёстках и озирая дома, теперь мелькают мимо меня, не давая возможности всматриваться в их превращения.

    (21)Но однажды тормоза взвизгнули, машина резко затормозила перед красным светофором. (22)Если бы не пристёгнутые ремни, я бы мог стукнуться головой о ветровое стекло. (23)Это, несомненно, был перекрёсток Мясницкой и Бульварного кольца, но какая странная пустота открылась передо мной на том месте, где я привык видеть Водопьяный переулок. (24)Его не было. (25)Он исчез, этот Водопьяный переулок. (26)Он просто больше не существовал. (27)Он исчез вместе со всеми домами, составлявшими его. (28)Как будто их всех вырезали из тела города. (29)Исчезла библиотека имени Тургенева. (30)Исчезла булочная. (31)Исчезла междугородная переговорная. (32)Открылась непомерно большая площадь — пустота, с которой трудно было примириться.

    (33)Пустота казалась мне незаконной, противоестественной, как то непонятное, незнакомое пространство, которое иногда приходится преодолевать во сне: всё вокруг знакомо, но вместе с тем совсем незнакомо, и не знаешь, куда надо идти, чтобы вернуться домой, и ты забыл, где твой дом, в каком направлении надо идти, и ты идёшь одновременно по разным направлениям, но каждый раз оказываешься всё дальше и дальше от дома, а между тем ты отлично знаешь, что до твоего дома рукой подать, он есть, существует, но его не видно, он как бы в другом измерении.
25.02.2021 21:50:44
Автор: Милена Марабаева

Нужно ли сохранять памятники культуры? Именно этот вопрос находится в центре внимания В.П.Катаева в предложенном для анализа тексте.

Рассуждая о проблеме, автор пишет про эпоху уничтожения памятников. «Незримая всевластная рука переставляла памятники, как шахматные фигуры... . А в провалах памяти остаются лишь призраки ныне уже не существующих...улиц...». Этот пример показывает, что разрушение памятников ведёт к разрушению культурного наследия.

Далее В.П. Катаев пишет о исчезнувшем Водопьяном переулке, который «просто больше не существовал». «Открылась непомерно большая площадь-пустота, с который трудно было примириться», - пишет автор о незнакомой местности. Этот пример иллюстрирует, что уничтожение памятников лишает людей тех мест, которые они любят.

Оба примера, дополняя друг друга, дают понять, что для людей сохранение памятников имеет большое значение.

Позиция автора выражена четко и ясно. Людям стоит заботиться об архитектуре, чтобы будущее поколение могло иметь представление об истории своей страны.

Я согласна с мнением автора и тоже считают, что нужно сохранять памятники культуры. Так, в произведении Д.С.Лихачёва «Письма о добром и прекрасном» автор восхищается русскими творцами и отмечает важность сохранения городов и их историческую память.

Прочитав текст, я поняла, что сохранение памятников культуры утрачивает своё значение, но людям стоит сохранять её.
Количество слов - 192

Рецензент: Дарья Полищук

Здравствуйте, Милена!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 4 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Старайтесь делать пояснения более  развернутыми. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована формально. Нужно обобщить примеры и показать их во взаимосвязи. Комментарий куцый, чересчур короткий. Уделяйте серьезное внимание этому фрагменту сочинения, глубже погружайтесь в текст.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса. Однако отмечу, что пример слабовато доказывает тезис. Вы согласны с автором, Д.С.Лихачев придерживается такой же позиции, но все-таки нужен более конкретный пример бережного отношения к объектам культуры.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.

Ошибки:

Прочитав текст, я поняла, что сохранение памятников культуры утрачивает своё значение, но людям стоит сохранять её.
1) По сути, заключения нет: Вы повторили ранее высказанную мысль.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Ошибки:

1) Синтаксические конструкции бедные, однообразные

Рассуждая о проблеме, автор пишет про эпоху уничтожения памятников. «Незримая всевластная рука переставляла памятники, как шахматные фигуры... . А в провалах памяти остаются лишь призраки ныне уже не существующих...улиц...». Этот пример показывает, что разрушение памятников ведёт к разрушению культурного наследия.

Далее В.П. Катаев пишет о исчезнувшем Водопьяном переулке, который «просто больше не существовал». «Открылась непомерно большая площадь-пустота, с который трудно было примириться», - пишет автор о незнакомой местности. Этот пример иллюстрирует, что уничтожение памятников лишает людей тех мест, которые они любят.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

Я согласна с мнением автора и тоже считают, что нужно сохранять памятники культуры.
Описка.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Ошибки:

«Незримая всевластная рука переставляла памятники, как шахматные фигуры... . А в провалах памяти остаются лишь призраки ныне уже не существующих...улиц...».
1) Цитата не должна быть в сочинении без вводящих ее слов. Сама цитата оформлена некорректно. Исправим Ваш вариант, используя косвенное цитирование.

Писатель отмечает, что «незримая всевластная рука переставляла памятники, как шахматные фигуры". По словам публициста, теперь " в провалах памяти остаются лишь призраки ныне уже не существующих улиц".
K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.

Ошибки:

Так, в произведении Д.С.Лихачёва «Письма о добром и прекрасном» автор восхищается русскими творцами и отмечает важность сохранения городов и их историческую память.
1) Несочетаемость. Исправим.

Так, произведение Д.С.Лихачёва «Письма о добром и прекрасном»  пронизано восхищением русскими творцами, важностью сохранения памятников культуры.
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием, обоснованием собственной позиции, заключением, грамматикой. Разнообразьте синтаксические конструкции, чтобы текст стал более живым и читабельным. Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 19

Возврат к списку