ЦЕ

Цемент, цепочка, целый, цербер, цедра, цена, процедура, целлюлоза, целлофан, цедить, целомудрие, центнер, цепенеть, церемония.

ЦИ

Цистерна, цитрусовые, цифра, циферблат, цирк, панцирь, циновка, цинга, цианит, циклон, цилиндр, цимбалы, цитадель, цитата, цирроз, циркуль, кварцит.

ЦЫ

Цыц, цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыпа, цыкать.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема страха

  • Текст: П. Ерашов. Женщина на войне

    (1)Это был первый настоящий бой Кати. (2)Артиллерийская подготовка началась перед рассветом, под её прикрытием заняли исходные позиции.

    (3)Накануне вечером писали письма. (4)Только Кате писать было некуда: все родные погибли. (5)Так что терять в бою ей, по сути, было нечего — кроме собственной жизни. (6)Но её она, молодая девчонка, после перенесённых страданий, к сожалению, уже мало ценила.

    (7)И вот он, бой. (8)Танк, в котором они находились, мотало из стороны в сторону, трясло так, что Катя едва удерживалась на сиденье. (9)«Если так будет дальше, как же стрелять?» — думала она. (10)Хотя её дело было не наводить пушку, а подавать снаряды. (11)Тужливо рыча, машины настырно карабкались вверх, от моторов, пущенных на полные обороты, жара стояла несусветная, ещё пахло соляркой, забивало отработанными газами, свежим воздухом тянуло только через технические зазоры и смотровую щель.

    (12) Тут по раскалённой от боя броне танка что-то застрекотало, однако Катя не сразу осознала, что их обстреливают. (13)Всё дальнейшее слилось для неё в сплошной грохот, дым, крики в переговорном устройстве. (14)Лупили то подкалиберными, то бронебойно-зажигательными, то осколочными снарядами. (15)Катя не понимала, что происходит снаружи, не могла ещё по видам снарядов, подаваемых ею, определить обстановку. (16)Она только слышала грохот; её, такую хрупкую и маленькую девушку, дёргало вместе с огромной машиной. (17)Страха, как ни странно, Катя вовсе не испытывала: она плохо соображала, что к чему, только слышала команды и выполняла их. (18)Бой шёл как бы сам по себе, а она была сама по себе.

    (19) И тут вдруг случилось нечто неожиданное и дикое: машина как бы провалилась, после чего Катю подкинуло, ударило больно сверху, внутренность танка наполнило теперь вовсе нестерпимым жаром и тяжёлыми угарными запахами, а после в один миг погасли плафоны освещения.

    (20) Командир открыл крышку башенного люка, Катя протиснулась вслед за ним.

    (21)Оказалось, танк ухнулся в бомбовую воронку, без посторонней помощи было не выбраться. (22)Катя вспомнила, сколько раз им напоминали, твердили, требовали повторять вслух железный закон: если танк подбит, но не горит, экипаж обязан защищать боевую технику до конца. (23)И Катя приготовилась биться до конца, ведь это был её воинский долг. (24)В этот момент она видела немцев: они были так близко, как никогда, почти рядом, бежали, строчили из шмайсеров. (25)«Всё, — подумала Катя, — сейчас конец».

    (26) Но, как ни странно, даже сейчас она страха не ощутила: слишком невероятно было всё происходящее вокруг этой молодой женщины, у которой война отняла юность, семью, мечты о счастливой жизни...

    (27) Катя дёрнула цепочку револьверной заглушки, высунула в отверстие рыльце автомата и начала лупить, не видя немцев, наугад, и ждала: сейчас, вот-вот... (28)Она почему-то увидела: часы на щитке приборов остановились — было девять часов двадцать минут.

    (29) Они с командиром отбились-таки и сохранили танк, вот только механик Генка погиб. (30)В сентябре сорок четвёртого сержант Екатерина Мушкина, отмеченная орденом, стала командиром танка. (31)Не женой, не матерью, не хранительницей семейного очага — командиром танка.

     

    (по В.П. Ерашову*)

     

    *Валентин Петрович Ерашов (1927-1999) — русский писатель, автор многочисленных произведений о войне.


22.02.2021 22:40:09
Автор: Гельфия Рамаева

  В предложенном для анализа тексте автор ставит проблему страха на войне.
  Чтобы привлечь внимание к этой проблеме, автор, рассказывая о главной героине, сообщает о том, что ее родные погибли и терять ей было нечего, кроме собственной жизни, "но она ее, к сожалению, мало ценила". И даже когда на своем танке, она с экипажем попала в бомбовую воронку, и увидев немцев, подумала, что настал конец, "как ни странно,  страха она не ощутила". Ведь самое страшное уже произошло: "война отняла у нее юность, семью, мечты о счастливой жизни". Оба примера помогают понять, что именно эту проблему автор ставит в данном тексте.
  В. П. Ерашов считает, что не всегда страх смерти - самый сильный страх . Есть другие, более важные вещи, чем собственная жизнь, которые человек боится потерять.
  Несомненно, я согласна с мнением автора. Какой страх можно ощущать, если самое страшное уже испытано? И это подтверждается историями реальных людей, которые отдали свои жизни во имя жизней других. Например, Мария Васильевна Октябрьская, после гибели мужа, оплатила постройку танка, водителем которого стала в последствии.
  В заключение можно сказать, что, действительно, иногда человек после жизненных потрясений обесценивает собственную жизнь.  
Количество слов - 183

Рецензент: Дарья Полищук

Здравствуйте, Гельфия!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована некорректно. То, что Вы сформулировали как проблему, на самом деле является одной из тема анализируемого фрагмента. Необходимо добавить отглагольное существительное. Посмотрите, что получится.

В предложенном для анализа тексте автор ставит проблему преодоления страха на войне.
Автора в начале сочинения необходимо представить.

K2 - Комментарий + 2 балла

Комментарий получился скомканный, сумбурный: в нем очень сложно вычленить эпизоды, которые Вы взяли в качестве примеров, и пояснения. Анализа примеров, пояснений нет. Вы пишете о том, что делает персонаж, а что же делает в тексте автор?

Гельфия, начнем с примеров. Каждый пример должен раскрывать проблему. Можно ли преодолеть страх на войне? Как его преодолеть? Ищем примеры.

Чтобы привлечь внимание к этой проблеме, автор, рассказывая о главной героине, сообщает о том, что ее родные погибли и терять ей было нечего, кроме собственной жизни, "но она ее, к сожалению, мало ценила". И даже когда на своем танке, она с экипажем попала в бомбовую воронку, и увидев немцев, подумала, что настал конец, "как ни странно,  страха она не ощутила". Ведь самое страшное уже произошло: "война отняла у нее юность, семью, мечты о счастливой жизни".
Лиловым цветом я выделила первый пример. В чем его суть? Если человек во время войны потерял родных, то ему уже нечего бояться. Можем зачесть.
Красным цветом отметила второй пример. В чем его суть? Героиня "не ощутила страх", поскольку выполняла воинский долг. Но об этом Вы не пишете, а опять зачем-то возвращаетесь к первому примеру. Итак, зачтены лишь два примера. Связь между ними не указана и не проанализирована.
Оба примера помогают понять, что именно эту проблему автор ставит в данном тексте.
Пустая фраза, написанная ради того, чтобы ее написать.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно.

 В. П. Ерашов считает, что не всегда страх смерти - самый сильный страх . Есть другие, более важные вещи, чем собственная жизнь, которые человек боится потерять.
Мысль автора желательно оформлять как поучительное суждение, а не в виде наблюдения. Вы ходите вокруг да около. Какие другие важные вещи? Все как-то обтекаемо. Увы, невозможно зачесть то, что выдано Вами за позицию автора.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.

В заключение можно сказать, что, действительно, иногда человек после жизненных потрясений обесценивает собственную жизнь.  
1) Вы не сделали вывод, а предложили новый тезис, который еще предстоит доказать. Так делать нельзя. Заключения в работе нет.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Чтобы привлечь внимание к этой проблеме, автор, рассказывая о главной героине, сообщает о том, что ее родные погибли и терять ей было нечего, кроме собственной жизни, "но она ее, к сожалению, мало ценила". И даже когда на своем танке, она с экипажем попала в бомбовую воронку, и увидев немцев, подумала, что настал конец, "как ни странно,  страха она не ощутила".
1) Обилие местоимений обедняет речь и затрудняет восприятие смысла.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

Ошибки:

Например, Мария Васильевна Октябрьская, после гибели мужа, оплатила постройку танка, водителем которого стала в последствии.
1) Верно: впоследствии.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки:

И даже когда на своем танке, она с экипажем попала в бомбовую воронку, и увидев немцев, подумала, что настал конец, "как ни странно,  страха она не ощутила".
1) Неверно обособлено придаточное предложение (лишняя запятая перед "она", лишняя запятая перед "и") -  две ошибки.

2) Неверно обособлен деепричастный оборот (лиловым цветом)

Например, Мария Васильевна Октябрьская, после гибели мужа, оплатила постройку танка, водителем которого стала в последствии.
3) Лишние запятые.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Ошибки:

И даже когда на своем танке, она с экипажем попала в бомбовую воронку, и увидев немцев, подумала, что настал конец, "как ни странно,  страха она не ощутила". Ведь самое страшное уже произошло: "война отняла у нее юность, семью, мечты о счастливой жизни".
1) Неоправданная парцелляция.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.

Ошибки:

В предложенном для анализа тексте автор ставит проблему страха на войне.
  Чтобы привлечь внимание к этой проблеме, автор, рассказывая о главной героине, сообщает о том, что ее родные погибли и терять ей было нечего, кроме собственной жизни, "но она ее, к сожалению, мало ценила".
1) Повтор (красным цветом).
2) Повтор (лиловым цветом).
Оба примера помогают понять, что именно эту проблему автор ставит в данном тексте.
3) Канцеляризм.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом текста, содержательной частью сочинения и речевым оформлением эссе. Удачи!  

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 13

Возврат к списку