Запомни!

О после шипящих в суффиксах существительных:
рубашонка, девчонка, речонка, ручонка, коробчонка, собачонка, лавчонка, душонка, книжонка, бумажонка, шпажонка, одежонка, рыбчонка, юбчонка, мужичонка, шапчонка, шляпчонка, тысчонка, мальчонка, старушонка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема влияния на характер человека условий, окружающих его.

  • Текст: В.Богомолов. День выдался отменный...

    День выдался отменный. Солнце сияло и грело, но не пекло нещадно, как всю последнюю неделю. От земли, от высокой сочной луговой травы поднимался свежий и крепкий аромат медвяных цветов и росы; в тишине мерно и весело, с завидной слаженностью трещали кузнечики.

    Голубые, с перламутровым отливом стрекозы висели над самым зеркалом воды и над берегом; я было попытался поймать одну, чтобы рассмотреть хорошенько, но не сумел.

    С удовольствием вдыхая чудесный душистый воздух, я медленно шел вдоль берега, глядел и радовался всему вокруг.

    Как может перемениться жизнь человека! Просто даже не верилось, что еще недавно я, изнемогая от жары, напряжения и жажды, сидел в пулеметном окопчике на высоте 114 (я стрелял лучше других и в бою, когда мог, всегда брался за пулемет) и короткими отрывистыми очередями косил рослых, как на подбор, немцев из танковой гренадерской дивизии СС "Фельдхернхалле", перебегавших и упрямо ползших вверх по склону.

    Как-то не верилось, что совсем недавно, когда кончились патроны, не осталось гранат и десятка три немцев ворвались на высоту в наши траншеи, я, ошалев от удара прикладом по каске и озверев, дрался врукопашную запасным стволом от пулемета; выбиваясь из сил и задыхаясь, катался по земле с дюжим эсэсовцем, старавшимся - и довольно успешно - меня задушить, а затем, когда его прикончили, зарубил немца-огнеметчика чьей-то саперной лопаткой.

    Все это было позавчера, но оттого, что я сутки спал и только проснулся, оттого, что это были самые сильные впечатления последних дней, мне казалось, что бой происходил всего несколько часов тому назад.

    Я не удержался, раскрыл на ходу томик и начал было вполголоса читать, однако тут же решил покончить сперва со всем малоприятным, но неизбежным. На небольшом песчаном пляжике я скинул сапоги, быстро разделся и дважды старательно выстирал грязные, пропитанные потом, пылью, ружейным маслом и чьей-то кровью гимнастерку и шаровары, ставшие буквально черными портянки и пилотку. Затем, крепко отжав, развесил все сушиться на ветках орешника, спустился в воду и, простирнув самодельные плавки, начал мыться сам. Я намылился и со сладостным ожесточением принялся скрести ногтями голову и долго скоблил и тер все тело песком, пока кожа не покраснела и не покрылась кое-где царапинками. Последний раз я мылся по-настоящему недели три назад, и вода около меня, как и при стирке, сразу сделалась мутновато-темной.

    Потом я плавал и, ныряя с открытыми глазами, гонялся в прозрачной воде за стайками мальков и доставал со светлого песчаного дна раковины и камешки; самые из них интересные и красивые я отобрал, решив, пока мы будем здесь находиться, составить небольшую коллекцию. Дома, в Подмосковье, у меня хранился в сенцах целый сундук всяких необычных камешков и раковин - собирать их я пристрастился еще в раннем детстве.

    Немного погодя я вышел на берег, ощущая бодрость и приятную легкость во всем теле и чувствуя себя точно обновленным. Перевернув на ветках орешника быстро сохнувшие гимнастерку и шаровары, я со спокойной душой взял наконец книжку.

    Я любил и при каждой возможности читал стихи, но Есенина открыл для себя недавно, когда в начале наступления, в развалинах на окраине Могилева, нашел этот однотомник; стихи поразили и очаровали меня.

    На передовой я не раз урывками, с жадностью и восторгом читал этот сборничек, то и дело находя в нем подтверждение своим мыслям и желаниям; многие четверостишия я знал уже наизусть и декламировал их (чаще всего про себя) к месту и не к месту. Но отдаться стихам Есенина безраздельно, в покойной обстановке мне еще не доводилось.

    Я начал читать, то заглядывая в книжку, то по памяти; начал с ранних, юношеских стихотворений:

    ...Ах, поля мои, борозды милые,

    Хороши вы в печали своей!

    Я люблю эти хижины хилые

    С поджиданьем седых матерей.

    ...Ой ты, Русь, моя родина кроткая,

    Лишь к тебе я любовь берегу.

    Весела твоя радость короткая

    С громкой песней весной на лугу.

    Светлая речка в берегах, поросших ивняком, скошенный луг со стожками зеленого сена и молодыми березками на той стороне, золотистые ржи, уходящие к самому горизонту, и даже небо, светло-синее, с перистыми, прозрачно-невесомыми облаками - все до боли напоминало исконную срединную Россию и больше того - подмосковную деревушку, где родилась моя мать и где прошло в основном мое детство. И потому все вокруг было удивительно- созвучно стихам Есенина, его восторженной любви к родному краю, к раздолью полей и лугов, к русской природе и человеку.

    (По В. О. Богомолову*)

    *Владимир Осипович Богомолов (1924 – 2003) – русский советский писатель.

19.02.2021 19:53:26
Автор: Данила

В предложенном для анализа тексте В. О. Богомолов поднимает проблему  влияния на характер человека условий, окружающих его.

Комментируя эту проблему, обратимся к содержанию текста. действие происходит в годы Великой Отечественной войны. Автор описывает бойца, который наслаждается красотой природы, хотя совсем недавно он принимал участие в очередной битве.

Первый пример, помогающий понять проблему -- это поведение героя во время боя. Он убивал большое количество немцев, как из оружия, так и врукопашную. Делал он это "ошалев от удара ... и озверев". Действия героя произвели на него самого  сильное впечатление. Схватки с врагом вынуждали героя становиться совершенно другим человеком, проявлять иные черты характера.

В качестве второго примера приведем описание бойца после боя. Он читает стихи, любуется пейзажем, собирает ракушки. Герой предстает перед нами спокойным, умиротворенным человеком, ценителем прекрасного. В обстановке, где на него ничего не давит, он раскрывает настоящего себя.

Приведенные примеры противопоставлены друг другу. Автор показывает поведение одного и того же человека в разной обстановке: спокойный на природе, в тишине и озверевший боец на поле боя.

Анализ текста позволяет понять авторскую позицию: человек вынужденно изменяет свой характер так, как этого требуют события, происходящие вокруг.

Я согласен с позицией В. О. Богомолова. Людям часто приходится становиться такими, какими требует ситуация. Яркий тому пример -- блокада Ленинграда. Жители города испытывали сильнейший голод. Они искали любой способ найти пищу. Поэтому им, порой, приходилось съедать даже своих любимых питомцев. Несмотря на то, что животные были частью семьи, их хозяевам приходилось проявлять такую бесчеловечность, чтобы выжить. Им было очень стыдно за это, но их вынуждала обстановка.
Количество слов - 246

Рецензент: Дарья Полищук

Здравствуйте, Данила!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована несколько корректно.

В предложенном для анализа тексте В. О. Богомолов поднимает проблему  влияния на характер человека условий, окружающих его.
Лучше: обстоятельств.

K2 - Комментарий + 1 балл

Пример 1 в сочинении указан, но пояснение зачесть нельзя.

Действия героя произвели на него самого  сильное впечатление. Схватки с врагом вынуждали героя становиться совершенно другим человеком, проявлять иные черты характера.
Это пустая фраза. Вы ничего не говорите, а лишь льете воду.  Каким другим? Какие иные? Непонятно.

Пример 2 зачесть невозможно. Рассказчик  мылся и купался ведь не просто так. Именно это помогло ему хотя бы немного пережить весь ужас, который герой испытал во время боя. И стихи Есенина повествователь открыл для себя в бою. Данила, Вы сформулировали  далеко не основную проблему, поэтому примеры кажутся неубедительными, а комментарий - слабым. "Могут ли природа, поэзия помочь солдатам пережить ужас войны?"  - вот проблема, которая волнуют автора.

Немного погодя я вышел на берег, ощущая бодрость и приятную легкость во всем теле и чувствуя себя точно обновленным. Перевернув на ветках орешника быстро сохнувшие гимнастерку и шаровары, я со спокойной душой взял наконец книжку.

     Я любил и при каждой возможности читал стихи, но Есенина открыл для себя недавно, когда в начале наступления, в развалинах на окраине Могилева, нашел этот однотомник; стихи поразили и очаровали меня.

Взаимосвязь между примерами и анализ при неверно приведенном втором примере зачесть нельзя.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

Позицию не стоит выводить как наблюдение. Идея текста  - это некое поучительное суждение.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.

В работе отсутствует заключение.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

действие происходит в годы Великой Отечественной войны.
1) Верно: Действие.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл.

Ошибки:

Первый пример, помогающий понять проблему -- это поведение героя во время боя.
1) Не обособлен причастный оборот.
Поэтому им, порой, приходилось съедать даже своих любимых питомцев.
2) Лишние запятые.
Он убивал большое количество немцев, как из оружия, так и врукопашную.
3) Лишняя запятая перед КАК.
Делал он это "ошалев от удара ... и озверев"
4) Не обособлен деепричастный оборот.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.

Ошибки:

действие происходит в годы Великой Отечественной войны. Автор описывает бойца, который наслаждается красотой природы, хотя совсем недавно он принимал участие в очередной битве.
1) Временной разнобой. Говоря о персонажах, используйте форму прошедшего времени.

Действия героя произвели на него самого  сильное впечатление. Схватки с врагом вынуждали героя становиться совершенно другим человеком, проявлять иные черты характера.
2) Видовой разнобой. Верно: вынудили.
Автор показывает поведение одного и того же человека в разной обстановке: спокойный на природе, в тишине и озверевший боец на поле боя.
Эту фразу нужно откорректировать:
Автор показывает поведение одного и того же человека в разной обстановке: спокойный на природе, в тишине, рассказчик озверел на поле боя.
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Первый пример, помогающий понять проблему -- это поведение героя во время боя. Он убивал большое количество немцев, как из оружия, так и врукопашную.
1) Некорректное употребление местоимения.

Он убивал большое количество немцев, как из оружия, так и врукопашную. Делал он это "ошалев от удара ... и озверев".
2) Повтор.

В качестве второго примера приведем описание бойца после боя.
3) Несочетаемость. Описание не пример. Эпизод из жизни бойца - пример.

В качестве второго примера приведем описание бойца после боя. Он читает стихи, любуется пейзажем, собирает ракушки.
4) Некорректное употребление местоимения.
Анализ текста позволяет понять авторскую позицию: человек вынужденно изменяет свой характер так, как этого требуют события, происходящие вокруг.
5) Плеоназм.
Анализ текста позволяет понять авторскую позицию: человек вынужденно изменяет свой характер так, как этого требуют события, происходящие вокруг.

Я согласен с позицией В. О. Богомолова.
6) Повтор.
Яркий тому пример -- блокада Ленинграда.
7) Блокада Ленинграда  - не пример. Снова нарушена сочетаемость. Исторический факт -  пример.
Действия героя произвели на него самого  сильное впечатление. Схватки с врагом вынуждали героя становиться совершенно другим человеком, проявлять иные черты характера.
8) Повтор.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки:

Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом текста, заключением, речевым оформлением сочинения. Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 1
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 11

Возврат к списку