Запомни!

Пиши с двумя НН:
стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, желанный, священный, медленный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, чванный, чеканный, жеманный, доморощенный, данный, решённый, купленный, казённый, пленённый, брошенный, лишённый, обиженный, смущённый, казнённый, конченное дело, побеждённый, рождённый, пеклеванный, недреманный, пущенный, окаянный.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема изменения исторического образа города

  • Текст: В. П. Катаев. О памятниках культуры
    (1)Вспоминаю, как в середине двадцатых, разговорившись, подошли мы к памятнику Пушкину и уселись на бронзовые цепи, низко окружавшие памятник.

    (2)Стоял он в то время ещё на своём законном месте, в голове Тверского бульвара, лицом к необыкновенно изящному Страстному монастырю нежно-сиреневого цвета, удивительно подходившему к его маленьким золотым луковкам.

    (3)До сих пор болезненно ощущаю отсутствие Пушкина на Тверском бульваре, невосполнимую пустоту того места, где стоял Страстной монастырь. (4)Привычка.

    (5)Недаром же Маяковский написал, обращаясь к Александру Сергеевичу: «На Тверском бульваре очень к вам привыкли».

    (6)Привыкли, добавлю я, также и к старинным многоруким фонарям, среди которых фигура Пушкина со склонённой курчавой головой, в плаще с гармоникой прямых складок так красиво рисовалась на фоне Страстного монастыря.

    (7)Потом наступила ещё более тягостная эпоха перестановки и уничтожения памятников. (8)Незримая всевластная рука переставляла памятники, как шахматные фигуры, а иные из них вовсе сбрасывала с доски. (9)Она переставила памятник Гоголю работы гениального Андреева, тот самый, где Николай Васильевич сидит, скорбно уткнувши свой длинный нос в воротник бронзовой шинели — почти весь потонув в этой шинели, — с Арбатской площади во двор особняка, где, по преданию, писатель сжёг в камине вторую часть «Мёртвых душ», а на его место водрузила другого Гоголя — во весь рост, в коротенькой пелеринке, на скучном официальном пьедестале, — памятник, лишённый индивидуальности и поэзии... (10)Память разрушается, как старый город. (11)Пустоты перестраиваемой Москвы заполняются новым архитектурным содержанием. (12)А в провалах памяти остаются лишь призраки ныне уже не существующих, упразднённых улиц, переулков, тупичков... (13)Но как устойчивы эти призраки некогда существовавших здесь церквей, особнячков, зданий... (14)Иногда эти призраки более реальны для меня, чем те, которые их заменили: эффект присутствия!

    (15)Я изучал Москву и навсегда запомнил её в ту пору, когда ещё был пешеходом. (16)Мы все были некогда пешеходами и основательно, не слишком торопясь, вглядывались в окружающий нас мир города во всех его подробностях. (17)Каждый новый день открывал для пешехода новые подробности города, множество стареньких, давно не реставрированных церквушек неописуемо прекрасной древнерусской архитектуры.

    (18)Я давно уже перестал быть пешеходом. (19)Езжу на машине. (20)Московские улицы, по которым я некогда проходил, останавливаясь

    на перекрёстках и озирая дома, теперь мелькают мимо меня, не давая возможности всматриваться в их превращения.

    (21)Но однажды тормоза взвизгнули, машина резко затормозила перед красным светофором. (22)Если бы не пристёгнутые ремни, я бы мог стукнуться головой о ветровое стекло. (23)Это, несомненно, был перекрёсток Мясницкой и Бульварного кольца, но какая странная пустота открылась передо мной на том месте, где я привык видеть Водопьяный переулок. (24)Его не было. (25)Он исчез, этот Водопьяный переулок. (26)Он просто больше не существовал. (27)Он исчез вместе со всеми домами, составлявшими его. (28)Как будто их всех вырезали из тела города. (29)Исчезла библиотека имени Тургенева. (30)Исчезла булочная. (31)Исчезла междугородная переговорная. (32)Открылась непомерно большая площадь — пустота, с которой трудно было примириться.

    (33)Пустота казалась мне незаконной, противоестественной, как то непонятное, незнакомое пространство, которое иногда приходится преодолевать во сне: всё вокруг знакомо, но вместе с тем совсем незнакомо, и не знаешь, куда надо идти, чтобы вернуться домой, и ты забыл, где твой дом, в каком направлении надо идти, и ты идёшь одновременно по разным направлениям, но каждый раз оказываешься всё дальше и дальше от дома, а между тем ты отлично знаешь, что до твоего дома рукой подать, он есть, существует, но его не видно, он как бы в другом измерении.
19.02.2021 18:30:23
Автор: Глеб Авраменко

К чему ведет исчезновение памятников культуры? Именно этим вопросом задается В.П. Катаев в своем тексте.

Размышляя над проблемой, автор пишет о перестановке и разрушении памятников. Причем Катаев явно выражает свое негодование по поводу подобных изменений в городе. Однако больше всего писателя задела замена оригинального памятника Гоголю, который был плодом великолепной работы Андреева, на обычную, безвкусную, лишенную индивидуальности скульптуру знаменитого поэта во весь рост. И ведь это только одна из многочисленных попыток реставрации, однако даже такое незначительное изменение сильно сказывается на историческом образе Москвы.

В следующем эпизоде автор вспоминает ту пору, когда он еще был пешеходом. В это время писатель постоянно изучал древний облик столицы, с каждым новым днем для него открывались все более новые подробности города,например: нереставрированные церквушки, являвшиеся яркими примерами памятников древнерусской культуры. Но после того как автор обзавелся машиной, он перестал останавливаться на каждом перекрестке и любоваться историческим образом города, потому что уже и нечем было восхищаться. Окрестности этого города перестали привлекать внимание писателя, а то, что заслуживает внимания, по его мнению, это лишь само исчезновение подобных культурных достопримечательностей, складывавшихся в определенный архитектурный образ.

Оба примера дополняют друг друга, они хорошо иллюстрируют нам последствия реставрации, а также подводят нас к мнению самого В.П Катаева.

Позиция автора очевидна: исчезновение или замена старых церквушек, памятников писателям приводит к культурному истощению города, к потери характерных для исторически сложившегося образа черт, утрате индивидуальности.

С В.П. Катаевым я абсолютно согласен, ведь даже за свою жизнь мне приходилось лицезреть варварские реставрации, после которых мой город становился совершенно другим, что приводило меня в состояние грусти, как будто отняли что-то родное.

В заключение хочется сказать, что проблема, поднятая автором,  достаточно актуальна в наши дни. Нам следует задуматься над сохранением образов древней архитектуры, иначе все наши города станут одинаково тривиальными.  
Количество слов - 288

Рецензент: Дарья Полищук

Здравствуйте, Глеб!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 4 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована поверхностно, формально. Необходимо обобщить примеры и показать их во взаимосвязи.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, но нет тезиса. Обоснование тоже весьма слабое. Нужен более конкретный пример.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла.

Ошибки:

В это время писатель постоянно изучал древний облик столицы, с каждым новым днем для него открывались все более новые подробности города,например: нереставрированные церквушки, являвшиеся яркими примерами памятников древнерусской культуры.
1) Не нужно двоеточие.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла.

Ошибки:

Причем Катаев явно выражает свое негодование по поводу подобных изменений в городе. Однако больше всего писателя задела замена оригинального памятника Гоголю, который был плодом великолепной работы Андреева, на обычную, безвкусную, лишенную индивидуальности скульптуру знаменитого поэта во весь рост.
1) Временной разнобой.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла.

Однако больше всего писателя задела замена оригинального памятника Гоголю, который был плодом великолепной работы Андреева, на обычную, безвкусную, лишенную индивидуальности скульптуру знаменитого поэта во весь рост.
Шероховатость. Лучше: тронула, расстроила.

С В.П. Катаевым я абсолютно согласен, ведь даже за свою жизнь мне приходилось лицезреть варварские реставрации, после которых мой город становился совершенно другим, что приводило меня в состояние грусти, как будто отняли что-то родное.
1) Обилие местоимений.

2) Вместо книжного слова высокого стиля корректнее употребить слово "видеть".

Нам следует задуматься над сохранением образов древней архитектуры, иначе все наши города станут одинаково тривиальными.
3) Несочетаемость. Тривиальной может быть мысль, или вопрос, или вывод, но не город. Корректно: безликими.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом взаимосвязи, обоснованием собственной позиции, речью.  Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 20

Возврат к списку