Запомни!

После шипящих пишется О в словах: анчоусы, артишок, банджо, боржоми, джокер, джонка, джоуль, жокей, жонглёр, жом, жор, жох, изжога, каприччо , капюшон, корнишоны, крыжовник, крюшон, лечо, мачо, мажор, мажордом, обжора, пончо, прожорливый, ранчо, трещотка, трущобы, харчо, чащоба, чокаться, чокнутый, чопорный, чохом, шов, шовинизм, шок, шоколад, шомпол, шорох, шорты, шоры, шорник, шоссе, шотландец, шофёр.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Роль памятников культуры и истории в жизни человека

  • Текст: В. П. Катаев. О памятниках культуры
    (1)Вспоминаю, как в середине двадцатых, разговорившись, подошли мы к памятнику Пушкину и уселись на бронзовые цепи, низко окружавшие памятник.

    (2)Стоял он в то время ещё на своём законном месте, в голове Тверского бульвара, лицом к необыкновенно изящному Страстному монастырю нежно-сиреневого цвета, удивительно подходившему к его маленьким золотым луковкам.

    (3)До сих пор болезненно ощущаю отсутствие Пушкина на Тверском бульваре, невосполнимую пустоту того места, где стоял Страстной монастырь. (4)Привычка.

    (5)Недаром же Маяковский написал, обращаясь к Александру Сергеевичу: «На Тверском бульваре очень к вам привыкли».

    (6)Привыкли, добавлю я, также и к старинным многоруким фонарям, среди которых фигура Пушкина со склонённой курчавой головой, в плаще с гармоникой прямых складок так красиво рисовалась на фоне Страстного монастыря.

    (7)Потом наступила ещё более тягостная эпоха перестановки и уничтожения памятников. (8)Незримая всевластная рука переставляла памятники, как шахматные фигуры, а иные из них вовсе сбрасывала с доски. (9)Она переставила памятник Гоголю работы гениального Андреева, тот самый, где Николай Васильевич сидит, скорбно уткнувши свой длинный нос в воротник бронзовой шинели — почти весь потонув в этой шинели, — с Арбатской площади во двор особняка, где, по преданию, писатель сжёг в камине вторую часть «Мёртвых душ», а на его место водрузила другого Гоголя — во весь рост, в коротенькой пелеринке, на скучном официальном пьедестале, — памятник, лишённый индивидуальности и поэзии... (10)Память разрушается, как старый город. (11)Пустоты перестраиваемой Москвы заполняются новым архитектурным содержанием. (12)А в провалах памяти остаются лишь призраки ныне уже не существующих, упразднённых улиц, переулков, тупичков... (13)Но как устойчивы эти призраки некогда существовавших здесь церквей, особнячков, зданий... (14)Иногда эти призраки более реальны для меня, чем те, которые их заменили: эффект присутствия!

    (15)Я изучал Москву и навсегда запомнил её в ту пору, когда ещё был пешеходом. (16)Мы все были некогда пешеходами и основательно, не слишком торопясь, вглядывались в окружающий нас мир города во всех его подробностях. (17)Каждый новый день открывал для пешехода новые подробности города, множество стареньких, давно не реставрированных церквушек неописуемо прекрасной древнерусской архитектуры.

    (18)Я давно уже перестал быть пешеходом. (19)Езжу на машине. (20)Московские улицы, по которым я некогда проходил, останавливаясь

    на перекрёстках и озирая дома, теперь мелькают мимо меня, не давая возможности всматриваться в их превращения.

    (21)Но однажды тормоза взвизгнули, машина резко затормозила перед красным светофором. (22)Если бы не пристёгнутые ремни, я бы мог стукнуться головой о ветровое стекло. (23)Это, несомненно, был перекрёсток Мясницкой и Бульварного кольца, но какая странная пустота открылась передо мной на том месте, где я привык видеть Водопьяный переулок. (24)Его не было. (25)Он исчез, этот Водопьяный переулок. (26)Он просто больше не существовал. (27)Он исчез вместе со всеми домами, составлявшими его. (28)Как будто их всех вырезали из тела города. (29)Исчезла библиотека имени Тургенева. (30)Исчезла булочная. (31)Исчезла междугородная переговорная. (32)Открылась непомерно большая площадь — пустота, с которой трудно было примириться.

    (33)Пустота казалась мне незаконной, противоестественной, как то непонятное, незнакомое пространство, которое иногда приходится преодолевать во сне: всё вокруг знакомо, но вместе с тем совсем незнакомо, и не знаешь, куда надо идти, чтобы вернуться домой, и ты забыл, где твой дом, в каком направлении надо идти, и ты идёшь одновременно по разным направлениям, но каждый раз оказываешься всё дальше и дальше от дома, а между тем ты отлично знаешь, что до твоего дома рукой подать, он есть, существует, но его не видно, он как бы в другом измерении.
17.02.2021 18:58:51
Автор: Александр Самохвалов

             Какую роль играют памятники культуры и истории в жизни человека? Именно этот вопрос стал предметом рассуждения В.П.Катаева.
             Рассуждая о поставленной проблеме, Катаев повествует о том, как преобразилась современная Москва. Автор пишет, как “незримая всевластная рука переставляла памятники”. Она заменила прекрасный памятник Гоголю, “уткнувшему длинный нос в воротник бронзовой шинели",  на памятник “другого Гоголя”, памятник, “лишённый индивидуальности и поэзии”. Представленное рассуждение позволяют понять, что объекты наследия, являющиеся не только огромным достоянием культуры , но и связывающие человека с прошлым, были стёрты с лица земли.
            Далее автор повествует о том, что на месте исчезнувших культурных объектов открылась «непомерно большая площадь — пустота, с которой трудно было примириться», и в этой, «противоестественной» пустоте «всё вокруг знакомо, но вместе с тем совсем незнакомо и не знаешь, куда надо идти, чтобы вернуться домой». По мере развития авторской мысли можно увидеть, что человек, находясь в “современном мире”, чувствует себя, как  в лабиринте.  Этим примером автор хотел донести мысль о том, что уничтоженные исторические памятники сохраняют свои образы в сердцах людей.
Оба примера, основанные на приёме дополнения, позволяют понять, что утрата культурного наследия способствует разрыву исторической памяти, оскудению внутреннего мира людей.
        Автор убеждает нас в справедливости вывода о том, что объекты культурного достояния являются частью исторической памяти, с которыми связаны самые яркие события жизни. Они создают то пространство, в котором проходит жизнь каждого.  Исторические памятники переплетаются с воспоминаниями человека о малой родине, о детстве и юношестве. Без них человек теряет связь с реальностью.
       Эта точка зрения близка и мне. Действительно, нужно делать всё возможное, чтобы объекты культурного и исторического наследия оставались нетронутыми, поскольку они воспитывают в нынешнем поколении чувство гордости за предков,  за свою Отчизну. Сохраняя памятники, люди поддерживают связь поколений.
      Данную точку зрения подтверждает В.А. Солоухин в своём произведении "Чёрные доски".  Автор повествует о том, как во время Советской власти безосновательно уничтожали множество бесценных икон, церквей, где отпевали предков. Писатель демонстрирует, что уничтожение объектов наследия приводит к искажению исторической памяти.
      Таким образом, задача каждого уважающего себя человека – беречь культурное наследие своей страны.  Благодаря историческому наследию, люди хранят память о прошлом, приобретают бесценный опыт предков.
Количество слов - 347

Рецензент: Дарья Полищук

Здравствуйте, Александр!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 4 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, но проанализирована поверхностно. Нужно обобщить оба примера и показать их во взаимосвязи. К комментарию больше замечаний нет, Вы молодец!

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балла.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Далее автор повествует о том, что на месте исчезнувших культурных объектов открылась «непомерно большая площадь — пустота, с которой трудно было примириться», и в этой, «противоестественной» пустоте «всё вокруг знакомо, но вместе с тем совсем незнакомо ЗПТ  и не знаешь, куда надо идти, чтобы вернуться домой».
1) Лишняя запятая после "этой".

2) Нет запятой перед И.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.

Представленное рассуждение позволяют понять, что объекты наследия, являющиеся не только огромным достоянием культуры , но и связывающие человека с прошлым, были стёрты с лица земли
1) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Верно: позволяЕТ.

2) Нарушение в построении предложения с однородными членами. Верно: не только являющиеся....., но и связывающие.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.

Ошибки:

Какую роль играют памятники культуры и истории в жизни человека? Именно этот вопрос стал предметом рассуждения В.П.Катаева.
             Рассуждая о поставленной проблеме, Катаев повествует о том, как преобразилась современная Москва.
1) Повтор. Обидная ошибка, Александр. У Вас достаточно богатый лексикон - без труда сможете убрать повторы, используя синонимы.

Данную точку зрения подтверждает В.А. Солоухин в своём произведении "Чёрные доски".
2) Канцеляризм.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над смысловой связью, убрать повторы, канцеляризмы. У Вас все шансы на успех! Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 6
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 20

Возврат к списку