Запомни!

Пиши с двумя НН:
стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, желанный, священный, медленный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, чванный, чеканный, жеманный, доморощенный, данный, решённый, купленный, казённый, пленённый, брошенный, лишённый, обиженный, смущённый, казнённый, конченное дело, побеждённый, рождённый, пеклеванный, недреманный, пущенный, окаянный.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Трусость во время военных действий

  • Текст: Г. Бакланов. Южнее главного удара

    (1)За год службы в батарее Долговушин переменил множество должностей, нигде не проявив способностей. (2)Безропотный, молчаливо-старательный, всё бы хорошо, только уж больно бестолков оказался. (3)Когда выпадало опасное задание, о нём говорили: «Этот не справится». (4)А раз не справится, зачем посылать? (5)И посылали другого. (6)Так Долговушин откочевал в повозочные. (7)Он не просил, его перевели. (8)Может быть, теперь, к концу войны, за неспособностью воевал бы он уже где-нибудь на складе ПФС, но в повозочных суждено было ему попасть под начало старшины Пономарёва. (9)Этот не верил в бестолковость и сразу объяснил свои установки:

    − В армии так: не знаешь − научат, не хочешь − заставят.(10)− И ещё сказал: (11) − Отсюда тебе путь один: в пехоту. (12)Так и запомни.

    (13)− Что ж пехота? (14)И в пехоте люди живут, − уныло отвечал Долговушин, больше всего на свете боявшийся снова попасть в пехоту.

    (15)С тем старшина и начал его воспитывать. (16)Долговушину не стало житья. (17)Вот и сейчас он тащился на наблюдательный пункт, под самый обстрел, всё ради того же воспитания.

    (18)Два километра − не велик путь, но к фронту, да ещё под обстрелом... (19)Опасливо косясь на дальние разрывы, он старался не отстать от старшины.

    (20)Чем дальше в тыл, тем несуетливей, уверенней делался Долговушин. (21)До кукурузы оставалось метров пятьдесят, когда на гребень окопа вспрыгнул человек в каске. (22)Расставив короткие ноги, чётко видный на фоне неба, он поднял над головой винтовку, потряс ею и что-то крикнул.

    (23)− Немцы! − обмер Долговушин.

    (24)− Я те дам «немцы»! − прикрикнул старшина и погрозил пальцем.

    (25)Он всю дорогу не столько за противником наблюдал, сколько за Долговушиным, которого твёрдо решил перевоспитать. (26)И когда тот закричал «немцы», старшина, относившийся к нему подозрительно, не только усмотрел в этом трусость, но ещё и неверие в порядок и разумность, существующие в армии. (27)Однако Долговушин, обычно робевший начальства, на этот раз, не обращая внимания, кинулся бежать назад и влево.

    (28)− Я те побегу! − кричал ему вслед Пономарёв и пытался расстегнуть кобуру нагана.

    (29)Долговушин упал, быстро-быстро загребая руками, мелькая подошвами сапог, пополз с термосом на спине. (30)Пули уже вскидывали снег около него.

    (31)Ничего не понимая, старшина смотрел на эти вскипавшие снежные фонтанчики. (32)Внезапно за Долговушиным, в открывшейся под скатом низине, он увидел санный обоз. (33)На ровном, как замёрзшая река, снежном поле около саней стояли лошади. (34)Другие лошади валялись тут же. (35)От саней веером расходились следы ног и глубокие борозды, оставленные ползшими людьми. (36)Они обрывались внезапно, и в конце каждой из них, где догнала его пуля, лежал ездовой. (37)Только один, уйдя уже далеко, продолжал ползти с кнутом в руке, а по нему сверху безостановочно бил пулемет.

    (38)«Немцы в тылу!» − понял Пономарёв. (39)Теперь, если надавят с фронта и пехота начнет отходить, отсюда, из тыла, из укрытия, немцы встретят её пулемётным огнём. (40)На ровном месте это − уничтожение.

    (41)− Правей, правей ползи! − закричал он Долговушину. (42)Но тут старшину толкнуло в плечо, он упал и уже нe видел, что произошло с повозочным. (43)Только каблуки Долговушина мелькали впереди, удаляясь. (44)Пономарёв тяжело полз за ним следом и, подымая голову от снега, кричал: − Правей бери, правей! (45)Там скат!

    (46)Каблуки вильнули влево. (47)«Услышал!» − радостно подумал Пономарёв. (48)Ему наконец удалось вытащить наган. (49)Он обернулся и, целясь, давая Долговушину уйти, выпустил в немцев все семь патронов. (50)Но в раненой руке нe было упора. (51)Потом он опять пополз. (52)Метров шесть ему осталось до кукурузы, не больше, и он уже подумал про себя: «Теперь − жив». (53)Тут кто-то палкой ударил его по голове, по кости. (54)Пономарёв дрогнул, ткнулся лицом в снег, и свет померк.

    (56)А Долговушин тем временем благополучно спустился под скат. (57)Здесь пули шли поверху. (58)Долговушин отдышался, вынул из-за отворота ушанки «бычок» и, согнувшись, искурил его. (59)Он глотал дым, давясь и обжигаясь, и озирался по сторонам. (60)Наверху уже не стреляли. (61)Там всё было кончено. (62)«Правей ползи», − вспомнил Долговушин и усмехнулся с превосходством живого над мёртвым.

    (63)− Вот те и вышло правей...

    (64)Где ползком, где сгибаясь и перебежками, выбрался он из-под огня, и тот, кто считал, что Долговушин «богом ушибленный», поразился бы сейчас, как толково, применяясь к местности, действует он.

    (65)Вечером Долговушин пришёл на огневые позиции. (66)Он рассказал, как они отстреливались, как старшину убило на его глазах и он пытался тащить, его мёртвого. (67)Он показал пустой диск автомата. (68)Сидя на земле рядом с кухней, он жадно ел, а повар ложкой вылавливал из черпака мясо и подкладывал ему в котелок. (69)И все сочувственно смотрели на Долговушина.

    (70)«Вот как нельзя с первого взгляда составлять мнение о людях, − подумал Назаров, которому Долговушин не понравился. (71)− Я его считал человеком себе на уме, а он вот какой, оказывается. (72)Просто я ещё не умею разбираться в людях...»

    (73)И поскольку в этот день ранило каптёра[1], Назаров, чувствуя себя виноватым перед Долговушиным, позвонил командиру батареи, и Долговушин занял тихую, хлебную должность каптёра.

    (По Г. Бакланову*)


    [1] Каптёр (каптенармус) – должностное лицо в воинской части (в Советской Армии до 1959 г.), ведающее хранением и выдачей снаряжения, имущества, продовольствия.



14.02.2021 16:36:54
Автор: Алексей Игнатенко

Как люди должны вести себя во время военных действий? Почему трусость на войне это страшно ?
Такими вопросами задается Г.Бакланова в тексте «Южнее главного удара» и обозначает проблему трусости во время военных действий .К большому счастью, проблема затронутая в этом тексте не актуальна в наше время .Постараюсь прокомментировать её.
На примере случая из жизни героя , Долговушина , автор показывает , как людей охватывает страх во время войны, но не смотря на эти надо служить во благо своей родины , что не делает и всячески избегает главный герой текста показывая свою трусость«Безропотный, молчаливо-старательный, всё бы хорошо, только уж больно бестолков оказался».
Однако по сложившимся обстоятельством , он встречает старшину Пономарёва, который не верил в бестолковость главного героя.Пономарёв начинает воспитывать Долговушина и один из таких учений , который проходил под отстрелом , главный герой показывает свою трусость , когда он понимает , что в тылу немцы , бросает старшину на смерть  , убегает и после прибытия на огневую позицию рассказывает, какой он герой и как он спасал старшину, обманывая своих сослуживцев ради выгоды «Он рассказал, как они отстреливались, как старшину убило на его глазах и он пытался тащить, его мёртвого».Данные примеры показывают , каким может быть человек во время военных действий и как он может делать все только во блага себе одному , бросая других людей буквально на погибель.
Суть позиции автора заключается в следующем , что каждый человек должен быть полезен и помогать своим товарищем.На примере  своего персонажа он показывает , как нельзя поступать во время военных действий.
Бесспорно автор прав . Я полностью согласен с ним . Мне кажется , что каждый человек должен помогать своим товарищем , а не бросать их.Попробую доказать свою мысль на обратном примере.
В произведение Л.Н.Толстого «Война и мир»мы можем наблюдать момент, когда Болконский пошёл воевать с простыми войсками  , хотя мог сидеть с генералами и управлять войском с безопасного места, но он пошёл в бой не бросая их, а наоборот заряжая из мотивацией.Этот момент хорошо показывает , что человеку следует помогать своим сослуживцем , несмотря даже на своё положение , не говоря о страхи , который охватил всех солдат.
Итак , писатель Г.Бакланов поставил проблему трусости во время военных действий , подведя нас к мысли о неправильности таких действий.Мне очень понравился текст и я стал по-другому относиться к событиям того времени.
Количество слов - 360

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте, Алексей!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована некорректно.

Как люди должны вести себя во время военных действий? Почему трусость на войне это страшно ?
Это 2 проблемы, с которыми нужно работать отдельно.
Проблема и позиция автора= вопрос и ответ.

Обратите внимание, как это звучит у Вас.
Вопрос:
Как люди должны вести себя во время военных действий? Почему трусость на войне это страшно ?
Ответ:
каждый человек должен быть полезен и помогать своим товарищам.

K2 - Комментарий + 5 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами не определена,попытка проанализировать отношения между примерами есть.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена не совсем корректно.

На примере  своего персонажа он показывает, как нельзя поступать во время военных действий.
Эта часть лишняя. Проблема- общий вопрос, произведение- частное решение. В ПА говорим о проблеме (вопросе ВООБЩЕ), анализ произведения- в комментарии.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения + 0 баллов.

Ошибки:

и обозначает проблему трусости во время военных действий
Вы поставили проблему вопросом и ещё раз тоже самое формулируете конструкцией ПРОБЛЕМА чего?
Это повтор одной и той же мысли.
Попробую доказать свою мысль на обратном примере.
В произведение Л.Н.Толстого «Война и мир»мы можем наблюдать момент
Тезис и своя позиция- один абзац.
писатель Г.Бакланов поставил проблему трусости во время военных действий
Постановка проблемы есть в первом абзаце. В выводе не нужно снова об этом писать. Вы повторяете одну и ту же мысль- это приводит к снижению баллов за логику.  

K6 - Точность и выразительность речи +2 баллов.

Ошибки:

К большому счастью, проблема затронутая в этом тексте не актуальна в наше время .
"Вода"- предложение лишнее.

Постараюсь прокомментировать её.
"Вода"- предложение лишнее: оно не несёт информации.
бросая других людей буквально на погибель.
лишнее слово

K7 - Соблюдение орфографических норм + 0 баллов.

Ошибки:

человек должен быть полезен и помогать своим товарищем
помогать товарищАм
каждый человек должен помогать своим товарищем
ещё раз та же ошибка- товарищАм

не смотря на
производный предлог пишется слитно НЕСМОТРЯ НА
по сложившимся обстоятельством
по обстоятельствАм
не говоря о страхи
о страхАХ
делать все только во блага себе
делать во благО

K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 0 баллов.

Ошибки:

К большому счастью, проблема затронутая в этом тексте не актуальна в наше время
ПО после определяемого слова обособляется

Почему трусость на войне это страшно ?
Тире между подлежащим и сказуемым.

но не смотря на эти надо служить
Обороты, присоединяемые предлогом «несмотря на», обычно обособляются несмотря на это
избегает главный герой текстаЗПТпоказывая свою трусость двоеточие «Безропотный, молчаливо-старательный, всё бы хорошо, только уж больно бестолков оказался».
ДО всегда обособляется
Если Вы оформляете цитату как прямую речь, сохраняйте знаки. А: "П".
обманывая своих сослуживцев ради выгоды «Он рассказал, как они отстреливались, как старшину убило на его глазах и он пытался тащить, его мёртвого»
См. предыдущее объяснение (неверная постановка знаков препинания при цитировании)
Однако по сложившимся обстоятельством ,он встречает старшину Пономарёва
лишняя запятая
Бесспорно автор прав
вводное слово- нужна запятая
...он пошёл в бой ЗПТ1 не бросая их, а наоборот ЗПТ2 заряжая из мотивацией.
ЗПТ1- граница ДО
ЗПТ2 - А НАОБОРОТ- вводное + граница ДО
Мне очень понравился текст ЗПТ и я стал по-другому относиться к событиям того времени
Запятая в ССП

K9 - Соблюдение грамматических норм + 0 баллов.

Ошибки:

служить во благо своей родины
служить НА благо- фразелогогизм
быть ВО благо
надо служить во благо своей родины , что не делает
ЧЕГО не делает
он встречает старшину Пономарёва, который не верил в бестолковость главного героя.
н.вр.- пр.вр. Нарушение временной соотнесённости
Однако по сложившимся обстоятельством , он встречает старшину Пономарёва, который не верил в бестолковость главного героя.Пономарёв начинает воспитывать Долговушина и один из таких учений , который проходил под отстрелом , главный герой показывает свою трусость , когда он понимает , что в тылу немцы , бросает старшину на смерть  , убегает и после прибытия на огневую позицию рассказывает, какой он герой и как он спасал старшину, обманывая своих сослуживцев ради выгоды «Он рассказал, как они отстреливались, как старшину убило на его глазах и он пытался тащить, его мёртвого».
Наушение границ предложения.
Разделите на части: в таком предложении затруднено понимание смысла.  
Суть позиции автора заключается в следующем , что
Неверное построение сложного предложения
не говоря о страхи , который охватил всех солдат.
не говоря (о чём?) о страхАХ, (каких?) которЫЕ охватилИ

K10 - Соблюдение речевых норм + 0 баллов.

Ошибки:

всячески избегает главный герой
Стиль! Разговорное слово
главный герой текста
    Лексическая несочетаемость: слова ТЕКСТ и ПРОИЗВЕДЕНИЕ в этом предложение не синонимичны.                                                                                                                                          
Однако по сложившимся обстоятельством , он встречает старшину Пономарёва
Автор или Долговушин? Неверное использование местоимения.
Однако по сложившимся обстоятельством , он встречает старшину Пономарёва, который не верил в бестолковость главного героя.Пономарёв начинает воспитывать Долговушина и один из таких учений , который проходил под отстрелом , главный герой показывает свою трусость , когда он понимает , что в тылу немцы , бросает старшину на смерть  , убегает и после прибытия на огневую позицию рассказывает, какой он герой и как он спасал старшину, обманывая своих сослуживцев ради выгоды «Он рассказал, как они отстреливались, как старшину убило на его глазах и он пытался тащить, его мёртвого».
повторы
Попробую доказать свою мысль на обратном примере.
лексическая несочетаемость
воевать с простыми войсками
А бывают "сложные войска"? Неудачное использование слова.
В произведение Л.Н.Толстого «Война и мир»мы можем наблюдать момент, когда Болконский пошёл воевать с простыми войсками  , хотя мог сидеть с генералами и управлять войском с безопасного места, но он пошёл в бой не бросая их, а наоборот заряжая из мотивацией.Этот момент хорошо показывает...
повтор
поставил проблему трусости во время военных действий , подведя нас к мысли о неправильности таких действий
ТАКИХ- каких? Военных действий? Проявлений трусости?
Неверное употребление местоимения.
Г.Бакланов поставил проблему трусости во время военных действий , подведя нас к мысли о неправильности таких действий.
повтор

K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над логикой, речью, грамматикой. Проработайте орфографические и пунктуационные ошибки.

 Успеха на ЕГЭ!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм: 0
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 10

Возврат к списку