Не путайте:
- Прецедент – инцидент.
- Палисадник – поликлиника.
- Тренер – тренировка.
- Следующий – будущий.
- Сверстник – ровесник.
- Шорох – шёпот.
- Искусство – искусный.
- Чувствовать – участвовать.
- Щётка – трещотка.
смысл жизни
-
Текст: А. Чехов. Дом с мезонином (отрывок)
— (1) В Малозёмове гостит князь, тебе кланяется, — говорила Лида матери, вернувшись откуда-то и снимая перчатки. — (2) Рассказывал много интересного... (3) Обещал опять поднять в губернском собрании вопрос о медицинском пункте в Малозёмове, но, говорит, мало надежды. — (4) И, обратясь ко мне, она сказала:
— Извините, я всё забываю, что для вас это не может быть интересно.
(5) Я почувствовал раздражение.
— (6) Почему же не интересно? — спросил я и пожал плечами. — (7) Вам не угодно знать моё мнение, но уверяю вас, этот вопрос меня живо интересует.
— (8) Да?
— (9) Да. (10) По моему мнению, медицинский пункт в Малозёмове вовсе не нужен.
(11) Моё раздражение передалось и ей; она посмотрела на меня, прищурив глаза, и спросила:
— Что же нужно? (12) Пейзажи?
— (13) И пейзажи не нужны. (14) Ничего там не нужно.
(15) Она кончила снимать перчатки и развернула газету, которую только что привезли с почты; через минуту она сказала тихо, очевидно сдерживая себя:
— На прошлой неделе умерла от родов Анна, а если бы поблизости был медицинский пункт, то она осталась бы жива. (16) И господа пейзажисты, мне кажется, должны бы иметь какие-нибудь убеждения на этот счёт.
— (17) Я имею на этот счёт очень определённое убеждение, уверяю вас, — ответил я, а она закрылась от меня газетой, как бы не желая слушать. — (18) По-моему, медицинские пункты, школы, библиотечки, аптечки при существующих условиях служат только порабощению. (19) Народ опутан цепью великой, и вы не рубите этой цепи, а лишь прибавляете новые звенья — вот вам моё убеждение.
(20) Она подняла на меня глаза и насмешливо улыбнулась, а я продолжал, стараясь уловить свою главную мысль:
Не то важно, что Анна умерла от родов, а то, что все эти Анны, Мавры, Пелагеи с раннего утра до потёмок гнут спины, болеют от непосильного труда, всю жизнь дрожат за голодных и больных детей, всю жизнь боятся смерти и болезней, всю жизнь лечатся, рано блёкнут, рано старятся и умирают в грязи и в вони; их дети, подрастая, начинают ту же музыку, и так проходят сотни лет, и миллиарды людей живут хуже животных — только ради куска хлеба, испытывая постоянный страх. (21) Весь ужас их положения в том, что им некогда о душе подумать, некогда вспомнить о своём образе и подобии; голод, холод, животный страх, масса труда, точно снеговые обвалы, загородили им все пути к духовной деятельности, именно к тому самому, что отличает человека от животного и составляет единственное, ради чего стоит жить.
(22) Вы приходите к ним на помощь с больницами и школами, но этим не освобождаете их от пут, а, напротив, ещё больше порабощаете, так как, внося в их жизнь новые предрассудки, вы увеличиваете число их потребностей, не говоря уже о том, что за книжки они должны платить земству и, значит, сильнее гнуть спину.
— (23) Я спорить с вами не стану, — сказала Лида, опуская газету. — (24) Я уже это слышала. (25) Скажу вам только одно: нельзя сидеть сложа руки. (26) Правда, мы не спасаем человечества и, быть может, во многом ошибаемся, но мы делаем то, что можем, и мы правы. (27) Самая высокая и святая задача культурного человека — это служить ближним, и мы пытаемся служить, как умеем. (28) Вам не нравится, но ведь на всех не угодишь.
— (29) Правда, Лида, правда, — сказала мать.
(30) В присутствии Лиды она всегда робела и, разговаривая, тревожно поглядывала на неё, боясь сказать что-нибудь лишнее или неуместное; и никогда она не противоречила ей, а всегда соглашалась: «Правда, Лида, правда».
— (31) Мужицкая грамотность, книжки с жалкими наставлениями и прибаутками и медицинские пункты не могут уменьшить ни невежества, ни смертности так же, как свет из ваших окон не может осветить этого громадного сада, — сказал я. — (32) Вы не даёте ничего, вы своим вмешательством в жизнь этих людей создаёте лишь новые потребности, новый повод к труду.
— (33) Ах, боже мой, но ведь нужно же делать что-нибудь! — сказала Лида с досадой, и по её тону было заметно, что мои рассуждения она считает ничтожными и презирает их.
(По А. П. Чехову)
Размышляя над этой проблемой, автор описывает спор героя рассказчика и Лиды о том, что на самом деле нужно людям в Малозёмове. Автор пишет, что на размышления девушки о том, что городу нужны больницы и школы, герой утверждает, что данные заведения служат только порабощению: «Народ опутан цепью великой, и вы не рубите этой цепи, а лишь прибавляете новые звенья — вот вам моё убеждение». Иными словами, рассказчик уверен, что людям нужно вовсе не то, что им навязывает государство или иные личности.
Далее автор поясняет позицию героя во время продолжения спора с Лидой. Чехов пишет, что рассказчик не доволен жизнью современных людей, которая заключается лишь в тяжёлом, непрекращающимся труде, который приводит к ранней смерти и не позволяет задумываться о чём-то другом, кроме проблемы выживания: «Весь ужас их положения в том, что им некогда о душе подумать, некогда вспомнить о своём образе и подобии; голод, холод, животный страх, масса труда, точно снеговые обвалы, загородили им все пути к духовной деятельности». Читатель понимает, что человек должен жить ради чего-то большего, поимо удовлетворения своих биологических потребностей.
Анализируя поведение героя в этих двух примерах, мы приходим к выводу, что они имеют причинно-следственную связь.
Чехов считает, что человек должен жить ради духовной деятельности, а не инстинктов голода, холода и страха, которые движут животными.
Я полностью согласна с мнением автора и тоже считаю, что духовная деятельность чрезвычайно важна, ведь это то, что делает человека человеком, отличает его от животного.
В доказательство своих слов приведу пример из истории человечества. У людей, по мере их развития, возникали всё новые и новые потребности, никак не связанные с выживанием. Появление культуры обозначало возвышение человека над миром животных. Она способствовала человеческому общению, сплочению людей и даже передаче знаний последующим поколениям.
Таким образом, современным людям стоит жить ради духовных ценностей и стремлений, ведь именно это в настоящее время является источником развития общества, а времена выживания давно прошли и должны остаться для людей в прошлом.
Сочинение Маши
Здравствуйте, Маша!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно, но слишком широко, из-за этого трудно было, видимо, писать комментарий - пришлось "натягивать" примеры на проблему.
K2 - Комментарий + 4 балла
Пример 1 - мнение рассказчика о бесполезности строительства больниц и школ - в сочинении указан, пояснен. Именно этот пример очень слабо соотносится с проблемным вопросом. Есть серьезный риск, что такой пример может быть признан не соответствующим проблеме, и из-за этого сочинение лишится нескольких баллов. Я засчитываю вам этот пример с большой натяжкой. Чтобы избежать впредь подобных ошибок, всегда используйте ключевые слова из проблемного вопроса в микровыводе по примеру.
Пример 2 - мнение рассказчика об истинном ужасе положения народа - указан, пояснен. Пример соотносится с проблемой.
Взаимосвязь между примерами определена неверно, не проанализирована. В каком из приведенных примеров указана причина, а в каком - следствие? Непонятно.
Маша, в художественных текстах рекомендую вам искать противопоставление. В данном тексте явное противопоставление двух мнений - мнения Лиды и мнения художника. Эти точки зрения вам и нужно было рассмотреть как примеры-иллюстрации, тогда и связь между ними была бы очевидной и легко поддавалась бы анализу.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.
Ошибки:
Размышляя над этой проблемой, автор описывает спор героя рассказчика и Лиды о том |
В выводе содержится чересчур категоричное суждение, требующее отдельных доказательств. Для многих людей в современном мире "времена выживания" продолжаются...
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.
Ошибки:
Иными словами, рассказчик уверен, что людям нужно вовсе не то, что им навязывает государство или иные личности. |
Чехов пишет, что рассказчик не доволен жизнью современных людей, которая заключается лишь в тяжёлом, непрекращающимся труде, который приводит к ранней смерти и не позволяет задумываться о чём-то другом, кроме проблемы выживания: |
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.
Ошибки:
Размышляя над этой проблемой, автор описывает спор героя рассказчика и Лиды о том |
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла.
Ошибки: нет
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.
Ошибки:
Автор пишет, что на размышления девушки о том, что городу нужны больницы и школы, герой утверждает, что данные заведения служат только порабощению |
K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла.
Ошибки: нет
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием проблемы.
Удачи!