Пишите 

  раздельно:

  • как раз, 
  • как будто, 
  • будто бы, 
  • как бы, 
  • всё равно, 
  • можно ли, 
  • вряд ли, 
  • едва ли, 
  • всё же, 
  • к тому же

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема преодоления страха

  • Текст: П. Ерашов. Женщина на войне

    (1)Это был первый настоящий бой Кати. (2)Артиллерийская подготовка началась перед рассветом, под её прикрытием заняли исходные позиции.

    (3)Накануне вечером писали письма. (4)Только Кате писать было некуда: все родные погибли. (5)Так что терять в бою ей, по сути, было нечего — кроме собственной жизни. (6)Но её она, молодая девчонка, после перенесённых страданий, к сожалению, уже мало ценила.

    (7)И вот он, бой. (8)Танк, в котором они находились, мотало из стороны в сторону, трясло так, что Катя едва удерживалась на сиденье. (9)«Если так будет дальше, как же стрелять?» — думала она. (10)Хотя её дело было не наводить пушку, а подавать снаряды. (11)Тужливо рыча, машины настырно карабкались вверх, от моторов, пущенных на полные обороты, жара стояла несусветная, ещё пахло соляркой, забивало отработанными газами, свежим воздухом тянуло только через технические зазоры и смотровую щель.

    (12) Тут по раскалённой от боя броне танка что-то застрекотало, однако Катя не сразу осознала, что их обстреливают. (13)Всё дальнейшее слилось для неё в сплошной грохот, дым, крики в переговорном устройстве. (14)Лупили то подкалиберными, то бронебойно-зажигательными, то осколочными снарядами. (15)Катя не понимала, что происходит снаружи, не могла ещё по видам снарядов, подаваемых ею, определить обстановку. (16)Она только слышала грохот; её, такую хрупкую и маленькую девушку, дёргало вместе с огромной машиной. (17)Страха, как ни странно, Катя вовсе не испытывала: она плохо соображала, что к чему, только слышала команды и выполняла их. (18)Бой шёл как бы сам по себе, а она была сама по себе.

    (19) И тут вдруг случилось нечто неожиданное и дикое: машина как бы провалилась, после чего Катю подкинуло, ударило больно сверху, внутренность танка наполнило теперь вовсе нестерпимым жаром и тяжёлыми угарными запахами, а после в один миг погасли плафоны освещения.

    (20) Командир открыл крышку башенного люка, Катя протиснулась вслед за ним.

    (21)Оказалось, танк ухнулся в бомбовую воронку, без посторонней помощи было не выбраться. (22)Катя вспомнила, сколько раз им напоминали, твердили, требовали повторять вслух железный закон: если танк подбит, но не горит, экипаж обязан защищать боевую технику до конца. (23)И Катя приготовилась биться до конца, ведь это был её воинский долг. (24)В этот момент она видела немцев: они были так близко, как никогда, почти рядом, бежали, строчили из шмайсеров. (25)«Всё, — подумала Катя, — сейчас конец».

    (26) Но, как ни странно, даже сейчас она страха не ощутила: слишком невероятно было всё происходящее вокруг этой молодой женщины, у которой война отняла юность, семью, мечты о счастливой жизни...

    (27) Катя дёрнула цепочку револьверной заглушки, высунула в отверстие рыльце автомата и начала лупить, не видя немцев, наугад, и ждала: сейчас, вот-вот... (28)Она почему-то увидела: часы на щитке приборов остановились — было девять часов двадцать минут.

    (29) Они с командиром отбились-таки и сохранили танк, вот только механик Генка погиб. (30)В сентябре сорок четвёртого сержант Екатерина Мушкина, отмеченная орденом, стала командиром танка. (31)Не женой, не матерью, не хранительницей семейного очага — командиром танка.

     

    (по В.П. Ерашову*)

     

    *Валентин Петрович Ерашов (1927-1999) — русский писатель, автор многочисленных произведений о войне.


14.02.2021 14:19:43
Автор: Виктория Морозова

          Почему человек может перестать испытывать страх во время войны? Этот   вопрос находится в центре внимания В.П.Ерашова в предложенном для анализа тексте.
         Рассуждая о проблеме преодоления страха, автор пишет о "перенесённых страданиях" девушки Кати, которая участвует в своём первом бою на танке. В.П.Ерашов описывает внутреннее состояние Мушкиной: "Страха, как ни странно, Катя вовсе не испытывала: она плохо соображала, что к чему, только слышала команды и выполняла их". На этом примере мы видим, что девушка не испытывала страха, потому что выполняла воинский долг, приготовившись «биться до конца".  
       Далее писатель изображает эпизод встречи Кати с немцами, которые "были так близко", "строчили из шмайсеров", но и в это время она не ощущала страха: "…слишком невероятно было всё происходящее вокруг этой молодой женщины, у которой война отняла юность, семью, мечты о счастливой жизни..." Этот пример показывает, что страх исчезает, если человеку нечего терять, "кроме собственной жизни".
         Приведённые примеры,  дополняя друг друга, дают читателю понять, что можно не испытывать страх во время войны, если единственная цель - защищать танк до конца, сражаясь за Родину.
        Позиция автора ясна. Е.П.Ерашов утверждает, что человек не испытывает чувство страха, когда  перестаёт дорожить собственной жизнью, когда ему нечего терять, либо когда всё происходящее вокруг кажется нереальным, невероятным.
             Я разделаю позицию писателя и тоже считаю, что можно не ощущать страх, если теряешь смысл жизни.
           О страхе на войне  писала  и Юлия Друнина, которая была участницей Великой Отечественной войны с 1941 года,  в стихотворении "Я только раз видала рукопашный»:
Я столько раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
           Прочитав этот текст, можно сделать вывод, что во время войны люди не испытывали чувство страха, потому что у них был воинский долг – уничтожить врага нашей Родины.
Количество слов - 300

Рецензент: Дарья Полищук

Здравствуйте, Виктория!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 4 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована поверхностно: нужно обобщить два примера и показать их во взаимосвязи. Говоря о конкретном танке, Вы несколько сужаете проблемную область, а нужно, напротив, обобщить примеры и проанализировать их. Делайте эту часть комментария более развернутой.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов.

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, но обоснование тезиса не зачтено, поскольку лирическая героиня пишет о том, что на войне страшно. Исходный текст, как и Ваше сочинение, разворачивается вокруг иной мысли, заключающейся  в том, что страха может и не быть.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Позиция автора ясна. Е.П.Ерашов утверждает, что человек не испытывает чувство страха, когда  перестаёт дорожить собственной жизнью, когда ему нечего терять, либо когда всё происходящее вокруг кажется нереальным, невероятным.
1) Смысловая неточность. Что Вы имели в виду?

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Рассуждая о проблеме преодоления страха, автор пишет о "перенесённых страданиях" девушки Кати, которая участвует в своём первом бою на танке. В.П.Ерашов описывает внутреннее состояние Мушкиной: "Страха, как ни странно, Катя вовсе не испытывала: она плохо соображала, что к чему, только слышала команды и выполняла их". На этом примере мы видим, что девушка не испытывала страха, потому что выполняла воинский долг, приготовившись «биться до конца".
1) Временной разнобой. Говоря о персонажах, используйте форму прошедшего времени.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла.

На этом примере мы видим, что девушка не испытывала страха, потому что выполняла воинский долг, приготовившись «биться до конца".  
Неудачное клише. Лучше: этот эпизод позволяет понять, что ...

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием и обоснованием собственной позиции.

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 20

Возврат к списку