Запомни!

Пиши с двумя НН:
стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, желанный, священный, медленный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, чванный, чеканный, жеманный, доморощенный, данный, решённый, купленный, казённый, пленённый, брошенный, лишённый, обиженный, смущённый, казнённый, конченное дело, побеждённый, рождённый, пеклеванный, недреманный, пущенный, окаянный.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема трусости на войне

  • Текст: Г. Бакланов. Южнее главного удара

    (1)За год службы в батарее Долговушин переменил множество должностей, нигде не проявив способностей. (2)Безропотный, молчаливо-старательный, всё бы хорошо, только уж больно бестолков оказался. (3)Когда выпадало опасное задание, о нём говорили: «Этот не справится». (4)А раз не справится, зачем посылать? (5)И посылали другого. (6)Так Долговушин откочевал в повозочные. (7)Он не просил, его перевели. (8)Может быть, теперь, к концу войны, за неспособностью воевал бы он уже где-нибудь на складе ПФС, но в повозочных суждено было ему попасть под начало старшины Пономарёва. (9)Этот не верил в бестолковость и сразу объяснил свои установки:

    − В армии так: не знаешь − научат, не хочешь − заставят.(10)− И ещё сказал: (11) − Отсюда тебе путь один: в пехоту. (12)Так и запомни.

    (13)− Что ж пехота? (14)И в пехоте люди живут, − уныло отвечал Долговушин, больше всего на свете боявшийся снова попасть в пехоту.

    (15)С тем старшина и начал его воспитывать. (16)Долговушину не стало житья. (17)Вот и сейчас он тащился на наблюдательный пункт, под самый обстрел, всё ради того же воспитания.

    (18)Два километра − не велик путь, но к фронту, да ещё под обстрелом... (19)Опасливо косясь на дальние разрывы, он старался не отстать от старшины.

    (20)Чем дальше в тыл, тем несуетливей, уверенней делался Долговушин. (21)До кукурузы оставалось метров пятьдесят, когда на гребень окопа вспрыгнул человек в каске. (22)Расставив короткие ноги, чётко видный на фоне неба, он поднял над головой винтовку, потряс ею и что-то крикнул.

    (23)− Немцы! − обмер Долговушин.

    (24)− Я те дам «немцы»! − прикрикнул старшина и погрозил пальцем.

    (25)Он всю дорогу не столько за противником наблюдал, сколько за Долговушиным, которого твёрдо решил перевоспитать. (26)И когда тот закричал «немцы», старшина, относившийся к нему подозрительно, не только усмотрел в этом трусость, но ещё и неверие в порядок и разумность, существующие в армии. (27)Однако Долговушин, обычно робевший начальства, на этот раз, не обращая внимания, кинулся бежать назад и влево.

    (28)− Я те побегу! − кричал ему вслед Пономарёв и пытался расстегнуть кобуру нагана.

    (29)Долговушин упал, быстро-быстро загребая руками, мелькая подошвами сапог, пополз с термосом на спине. (30)Пули уже вскидывали снег около него.

    (31)Ничего не понимая, старшина смотрел на эти вскипавшие снежные фонтанчики. (32)Внезапно за Долговушиным, в открывшейся под скатом низине, он увидел санный обоз. (33)На ровном, как замёрзшая река, снежном поле около саней стояли лошади. (34)Другие лошади валялись тут же. (35)От саней веером расходились следы ног и глубокие борозды, оставленные ползшими людьми. (36)Они обрывались внезапно, и в конце каждой из них, где догнала его пуля, лежал ездовой. (37)Только один, уйдя уже далеко, продолжал ползти с кнутом в руке, а по нему сверху безостановочно бил пулемет.

    (38)«Немцы в тылу!» − понял Пономарёв. (39)Теперь, если надавят с фронта и пехота начнет отходить, отсюда, из тыла, из укрытия, немцы встретят её пулемётным огнём. (40)На ровном месте это − уничтожение.

    (41)− Правей, правей ползи! − закричал он Долговушину. (42)Но тут старшину толкнуло в плечо, он упал и уже нe видел, что произошло с повозочным. (43)Только каблуки Долговушина мелькали впереди, удаляясь. (44)Пономарёв тяжело полз за ним следом и, подымая голову от снега, кричал: − Правей бери, правей! (45)Там скат!

    (46)Каблуки вильнули влево. (47)«Услышал!» − радостно подумал Пономарёв. (48)Ему наконец удалось вытащить наган. (49)Он обернулся и, целясь, давая Долговушину уйти, выпустил в немцев все семь патронов. (50)Но в раненой руке нe было упора. (51)Потом он опять пополз. (52)Метров шесть ему осталось до кукурузы, не больше, и он уже подумал про себя: «Теперь − жив». (53)Тут кто-то палкой ударил его по голове, по кости. (54)Пономарёв дрогнул, ткнулся лицом в снег, и свет померк.

    (56)А Долговушин тем временем благополучно спустился под скат. (57)Здесь пули шли поверху. (58)Долговушин отдышался, вынул из-за отворота ушанки «бычок» и, согнувшись, искурил его. (59)Он глотал дым, давясь и обжигаясь, и озирался по сторонам. (60)Наверху уже не стреляли. (61)Там всё было кончено. (62)«Правей ползи», − вспомнил Долговушин и усмехнулся с превосходством живого над мёртвым.

    (63)− Вот те и вышло правей...

    (64)Где ползком, где сгибаясь и перебежками, выбрался он из-под огня, и тот, кто считал, что Долговушин «богом ушибленный», поразился бы сейчас, как толково, применяясь к местности, действует он.

    (65)Вечером Долговушин пришёл на огневые позиции. (66)Он рассказал, как они отстреливались, как старшину убило на его глазах и он пытался тащить, его мёртвого. (67)Он показал пустой диск автомата. (68)Сидя на земле рядом с кухней, он жадно ел, а повар ложкой вылавливал из черпака мясо и подкладывал ему в котелок. (69)И все сочувственно смотрели на Долговушина.

    (70)«Вот как нельзя с первого взгляда составлять мнение о людях, − подумал Назаров, которому Долговушин не понравился. (71)− Я его считал человеком себе на уме, а он вот какой, оказывается. (72)Просто я ещё не умею разбираться в людях...»

    (73)И поскольку в этот день ранило каптёра[1], Назаров, чувствуя себя виноватым перед Долговушиным, позвонил командиру батареи, и Долговушин занял тихую, хлебную должность каптёра.

    (По Г. Бакланову*)


    [1] Каптёр (каптенармус) – должностное лицо в воинской части (в Советской Армии до 1959 г.), ведающее хранением и выдачей снаряжения, имущества, продовольствия.



13.02.2021 15:26:53
Автор: Валерия Титова

Главной проблемой произведения Г. Бакланова "Южнее главного удара"- является трусость и подлость.
Автор описывает военную карьеру Долговушина. Он был человеком из робкого порядка и никак себя не проявлял в годы войны. Когда Долговушин первым заметил немецкую засаду, он тут же бросился бежать, ставя собственную жизнь, превыше всего и, не подумав о своих товарищах. Также он бросает раненного товарища, что говорит о его подлости.
Главнокомандующий Пономарёв же, в отличии от своего подчинённого старается помочь ему, прикрывая его от немцев , стреляя по ним. Автор описывает его, как мужественного и стойкого человека. Он всегда готов отдать свою жизнь, чтобы спасти товарища.
Позиция автора такова, что люди на войне проявляют истинные качества, свойственные только им.
Я полностью согласна с мнением автора, потому что мы узнаем о человеке тогда, когда сталкиваемся с трудностями. Не каждый человек может с ними справится и поэтому бежит от них. Возможно, трусливому человеку легче жить, так как он не выбирает сложный путь, а выбирает самый лёгкий.
Из данного произведения можно сделать вывод, что война и другие трудности, могут раскрыть истинные черты человека, их качества и недостатки.




Количество слов - 176

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Валерия!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована некорректно.

Главной проблемой произведения Г. Бакланова "Южнее главного удара"- является трусость и подлость.

Старайтесь между ключевым словом и понятием проблема употреблять какое-то абстрактное понятие "проявление", "сохранение" и т.д. Трусость, подлость - это всё-таки тема. Тема и проблема - это не одно и то же.

Некорректно говорить про всё произведение. Вам предложен отрывок, а не весь роман.

K2 - Комментарий + 2 балла

Пример 1 в сочинении указан, не пояснен.

Пример 2 указан, не пояснен.

Взаимосвязь между примерами не определена  и не проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно.

Позиция автора такова, что люди на войне проявляют истинные качества, свойственные только им.
Расплывчатая формулировка.
Формулировка не соотносится с проблемой.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Отношение к позиции автора не оценивается, если по К3 - 0 баллов.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл

Ошибки:

Автор описывает военную карьеру Долговушина. Он был человеком из робкого порядка и никак себя не проявлял в годы войны. Когда Долговушин первым заметил немецкую засаду, он тут же бросился бежать, ставя собственную жизнь, превыше всего и, не подумав о своих товарищах.
Логично ли использовать выражение "военная карьера", когда речь о человеке, который себя никак не проявил в годы войны?

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Ошибки:

Из данного произведения можно сделать вывод, что война и другие трудности, могут раскрыть истинные черты человека, их качества и недостатки
В качестве однородных членов используются нетождественный понятия (черты, качества - недостатки).

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла

Ошибки:

Также он бросает раненного товарища...
Отглагольное прилагательное "раненый" образовано от глагола нес. вида "ранить", пишется одна буква Н.
Не каждый человек может с ними справится
-Тся, -ться в глаголах.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов

Ошибки:

Главной проблемой произведения Г. Бакланова "Южнее главного удара"- является трусость и подлость.
Лишнее тире.
Когда Долговушин первым заметил немецкую засаду, он тут же бросился бежать, ставя собственную жизнь, превыше всего и, не подумав о своих товарищах.
Лишние запятые.
Главнокомандующий Пономарёв же, в отличии от своего подчинённого старается помочь ему, прикрывая его от немцев , стреляя по ним.
Лишняя запятая.
Автор описывает его, как мужественного и стойкого человека.
Лишняя запятая перед "как" (в значении "в качестве").

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл

Ошибки:

Когда Долговушин первым заметил немецкую засаду, он тут же бросился бежать, ставя собственную жизнь, превыше всего и, не подумав о своих товарищах.
Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом (деепричастия разного вида: ставя (что делая? (нес. вид), подумав (что сделав?) (сов. вид)).
Главнокомандующий Пономарёв же, в отличии от своего подчинённого старается помочь ему, прикрывая его от немцев , стреляя по ним.
Неудачный порядок слов.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл

Ошибки:

Он был человеком из робкого порядка и никак себя не проявлял в годы войны.
Лексическая несочетаемость. Есть выражение "не из робкого десятка". Обычно используется в разговорной речи.  
Главнокомандующий Пономарёв же, в отличии от своего подчинённого старается помочь ему, прикрывая его от немцев , стреляя по ним.
Неудачное использование местоимений.
Я полностью согласна с мнением автора, потому что мы узнаем о человеке тогда, когда сталкиваемся с трудностями. Не каждый человек может с ними справится и поэтому бежит от них. Возможно, трусливому человеку легче жить, так как он не выбирает сложный путь, а выбирает самый лёгкий.

Повторы.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 0 баллов

Ошибки:

Автор описывает военную карьеру Долговушина.
Уместно ли говорить о карьере?
Главнокомандующий Пономарёв
Неверно указано звание героя. Он старшина.

Старшина- это самое высокое звание младшего начальствующего состава; прямой начальник сержантов и солдат роты; лицо, носящее это звание.

Главнокомандующий - командующий вооружёнными силами государства или группы государств на каком-л. фронте или стратегическом направлении; командующий отдельными видами вооружённых сил.

Общие рекомендации: следует усилить работу над содержанием сочинения, особенно комментарием проблемы, речевым оформлением, пунктуацией.

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 10

Возврат к списку