Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема трусости на войне

  • Текст: Г. Бакланов. Южнее главного удара

    (1)За год службы в батарее Долговушин переменил множество должностей, нигде не проявив способностей. (2)Безропотный, молчаливо-старательный, всё бы хорошо, только уж больно бестолков оказался. (3)Когда выпадало опасное задание, о нём говорили: «Этот не справится». (4)А раз не справится, зачем посылать? (5)И посылали другого. (6)Так Долговушин откочевал в повозочные. (7)Он не просил, его перевели. (8)Может быть, теперь, к концу войны, за неспособностью воевал бы он уже где-нибудь на складе ПФС, но в повозочных суждено было ему попасть под начало старшины Пономарёва. (9)Этот не верил в бестолковость и сразу объяснил свои установки:

    − В армии так: не знаешь − научат, не хочешь − заставят.(10)− И ещё сказал: (11) − Отсюда тебе путь один: в пехоту. (12)Так и запомни.

    (13)− Что ж пехота? (14)И в пехоте люди живут, − уныло отвечал Долговушин, больше всего на свете боявшийся снова попасть в пехоту.

    (15)С тем старшина и начал его воспитывать. (16)Долговушину не стало житья. (17)Вот и сейчас он тащился на наблюдательный пункт, под самый обстрел, всё ради того же воспитания.

    (18)Два километра − не велик путь, но к фронту, да ещё под обстрелом... (19)Опасливо косясь на дальние разрывы, он старался не отстать от старшины.

    (20)Чем дальше в тыл, тем несуетливей, уверенней делался Долговушин. (21)До кукурузы оставалось метров пятьдесят, когда на гребень окопа вспрыгнул человек в каске. (22)Расставив короткие ноги, чётко видный на фоне неба, он поднял над головой винтовку, потряс ею и что-то крикнул.

    (23)− Немцы! − обмер Долговушин.

    (24)− Я те дам «немцы»! − прикрикнул старшина и погрозил пальцем.

    (25)Он всю дорогу не столько за противником наблюдал, сколько за Долговушиным, которого твёрдо решил перевоспитать. (26)И когда тот закричал «немцы», старшина, относившийся к нему подозрительно, не только усмотрел в этом трусость, но ещё и неверие в порядок и разумность, существующие в армии. (27)Однако Долговушин, обычно робевший начальства, на этот раз, не обращая внимания, кинулся бежать назад и влево.

    (28)− Я те побегу! − кричал ему вслед Пономарёв и пытался расстегнуть кобуру нагана.

    (29)Долговушин упал, быстро-быстро загребая руками, мелькая подошвами сапог, пополз с термосом на спине. (30)Пули уже вскидывали снег около него.

    (31)Ничего не понимая, старшина смотрел на эти вскипавшие снежные фонтанчики. (32)Внезапно за Долговушиным, в открывшейся под скатом низине, он увидел санный обоз. (33)На ровном, как замёрзшая река, снежном поле около саней стояли лошади. (34)Другие лошади валялись тут же. (35)От саней веером расходились следы ног и глубокие борозды, оставленные ползшими людьми. (36)Они обрывались внезапно, и в конце каждой из них, где догнала его пуля, лежал ездовой. (37)Только один, уйдя уже далеко, продолжал ползти с кнутом в руке, а по нему сверху безостановочно бил пулемет.

    (38)«Немцы в тылу!» − понял Пономарёв. (39)Теперь, если надавят с фронта и пехота начнет отходить, отсюда, из тыла, из укрытия, немцы встретят её пулемётным огнём. (40)На ровном месте это − уничтожение.

    (41)− Правей, правей ползи! − закричал он Долговушину. (42)Но тут старшину толкнуло в плечо, он упал и уже нe видел, что произошло с повозочным. (43)Только каблуки Долговушина мелькали впереди, удаляясь. (44)Пономарёв тяжело полз за ним следом и, подымая голову от снега, кричал: − Правей бери, правей! (45)Там скат!

    (46)Каблуки вильнули влево. (47)«Услышал!» − радостно подумал Пономарёв. (48)Ему наконец удалось вытащить наган. (49)Он обернулся и, целясь, давая Долговушину уйти, выпустил в немцев все семь патронов. (50)Но в раненой руке нe было упора. (51)Потом он опять пополз. (52)Метров шесть ему осталось до кукурузы, не больше, и он уже подумал про себя: «Теперь − жив». (53)Тут кто-то палкой ударил его по голове, по кости. (54)Пономарёв дрогнул, ткнулся лицом в снег, и свет померк.

    (56)А Долговушин тем временем благополучно спустился под скат. (57)Здесь пули шли поверху. (58)Долговушин отдышался, вынул из-за отворота ушанки «бычок» и, согнувшись, искурил его. (59)Он глотал дым, давясь и обжигаясь, и озирался по сторонам. (60)Наверху уже не стреляли. (61)Там всё было кончено. (62)«Правей ползи», − вспомнил Долговушин и усмехнулся с превосходством живого над мёртвым.

    (63)− Вот те и вышло правей...

    (64)Где ползком, где сгибаясь и перебежками, выбрался он из-под огня, и тот, кто считал, что Долговушин «богом ушибленный», поразился бы сейчас, как толково, применяясь к местности, действует он.

    (65)Вечером Долговушин пришёл на огневые позиции. (66)Он рассказал, как они отстреливались, как старшину убило на его глазах и он пытался тащить, его мёртвого. (67)Он показал пустой диск автомата. (68)Сидя на земле рядом с кухней, он жадно ел, а повар ложкой вылавливал из черпака мясо и подкладывал ему в котелок. (69)И все сочувственно смотрели на Долговушина.

    (70)«Вот как нельзя с первого взгляда составлять мнение о людях, − подумал Назаров, которому Долговушин не понравился. (71)− Я его считал человеком себе на уме, а он вот какой, оказывается. (72)Просто я ещё не умею разбираться в людях...»

    (73)И поскольку в этот день ранило каптёра[1], Назаров, чувствуя себя виноватым перед Долговушиным, позвонил командиру батареи, и Долговушин занял тихую, хлебную должность каптёра.

    (По Г. Бакланову*)


    [1] Каптёр (каптенармус) – должностное лицо в воинской части (в Советской Армии до 1959 г.), ведающее хранением и выдачей снаряжения, имущества, продовольствия.



13.02.2021 15:26:53
Автор: Валерия Титова

Главной проблемой произведения Г. Бакланова "Южнее главного удара"- является трусость и подлость.
Автор описывает военную карьеру Долговушина. Он был человеком из робкого порядка и никак себя не проявлял в годы войны. Когда Долговушин первым заметил немецкую засаду, он тут же бросился бежать, ставя собственную жизнь, превыше всего и, не подумав о своих товарищах. Также он бросает раненного товарища, что говорит о его подлости.
Главнокомандующий Пономарёв же, в отличии от своего подчинённого старается помочь ему, прикрывая его от немцев , стреляя по ним. Автор описывает его, как мужественного и стойкого человека. Он всегда готов отдать свою жизнь, чтобы спасти товарища.
Позиция автора такова, что люди на войне проявляют истинные качества, свойственные только им.
Я полностью согласна с мнением автора, потому что мы узнаем о человеке тогда, когда сталкиваемся с трудностями. Не каждый человек может с ними справится и поэтому бежит от них. Возможно, трусливому человеку легче жить, так как он не выбирает сложный путь, а выбирает самый лёгкий.
Из данного произведения можно сделать вывод, что война и другие трудности, могут раскрыть истинные черты человека, их качества и недостатки.




Количество слов - 176

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Валерия!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована некорректно.

Главной проблемой произведения Г. Бакланова "Южнее главного удара"- является трусость и подлость.

Старайтесь между ключевым словом и понятием проблема употреблять какое-то абстрактное понятие "проявление", "сохранение" и т.д. Трусость, подлость - это всё-таки тема. Тема и проблема - это не одно и то же.

Некорректно говорить про всё произведение. Вам предложен отрывок, а не весь роман.

K2 - Комментарий + 2 балла

Пример 1 в сочинении указан, не пояснен.

Пример 2 указан, не пояснен.

Взаимосвязь между примерами не определена  и не проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно.

Позиция автора такова, что люди на войне проявляют истинные качества, свойственные только им.
Расплывчатая формулировка.
Формулировка не соотносится с проблемой.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Отношение к позиции автора не оценивается, если по К3 - 0 баллов.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл

Ошибки:

Автор описывает военную карьеру Долговушина. Он был человеком из робкого порядка и никак себя не проявлял в годы войны. Когда Долговушин первым заметил немецкую засаду, он тут же бросился бежать, ставя собственную жизнь, превыше всего и, не подумав о своих товарищах.
Логично ли использовать выражение "военная карьера", когда речь о человеке, который себя никак не проявил в годы войны?

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Ошибки:

Из данного произведения можно сделать вывод, что война и другие трудности, могут раскрыть истинные черты человека, их качества и недостатки
В качестве однородных членов используются нетождественный понятия (черты, качества - недостатки).

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла

Ошибки:

Также он бросает раненного товарища...
Отглагольное прилагательное "раненый" образовано от глагола нес. вида "ранить", пишется одна буква Н.
Не каждый человек может с ними справится
-Тся, -ться в глаголах.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов

Ошибки:

Главной проблемой произведения Г. Бакланова "Южнее главного удара"- является трусость и подлость.
Лишнее тире.
Когда Долговушин первым заметил немецкую засаду, он тут же бросился бежать, ставя собственную жизнь, превыше всего и, не подумав о своих товарищах.
Лишние запятые.
Главнокомандующий Пономарёв же, в отличии от своего подчинённого старается помочь ему, прикрывая его от немцев , стреляя по ним.
Лишняя запятая.
Автор описывает его, как мужественного и стойкого человека.
Лишняя запятая перед "как" (в значении "в качестве").

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл

Ошибки:

Когда Долговушин первым заметил немецкую засаду, он тут же бросился бежать, ставя собственную жизнь, превыше всего и, не подумав о своих товарищах.
Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом (деепричастия разного вида: ставя (что делая? (нес. вид), подумав (что сделав?) (сов. вид)).
Главнокомандующий Пономарёв же, в отличии от своего подчинённого старается помочь ему, прикрывая его от немцев , стреляя по ним.
Неудачный порядок слов.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл

Ошибки:

Он был человеком из робкого порядка и никак себя не проявлял в годы войны.
Лексическая несочетаемость. Есть выражение "не из робкого десятка". Обычно используется в разговорной речи.  
Главнокомандующий Пономарёв же, в отличии от своего подчинённого старается помочь ему, прикрывая его от немцев , стреляя по ним.
Неудачное использование местоимений.
Я полностью согласна с мнением автора, потому что мы узнаем о человеке тогда, когда сталкиваемся с трудностями. Не каждый человек может с ними справится и поэтому бежит от них. Возможно, трусливому человеку легче жить, так как он не выбирает сложный путь, а выбирает самый лёгкий.

Повторы.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 0 баллов

Ошибки:

Автор описывает военную карьеру Долговушина.
Уместно ли говорить о карьере?
Главнокомандующий Пономарёв
Неверно указано звание героя. Он старшина.

Старшина- это самое высокое звание младшего начальствующего состава; прямой начальник сержантов и солдат роты; лицо, носящее это звание.

Главнокомандующий - командующий вооружёнными силами государства или группы государств на каком-л. фронте или стратегическом направлении; командующий отдельными видами вооружённых сил.

Общие рекомендации: следует усилить работу над содержанием сочинения, особенно комментарием проблемы, речевым оформлением, пунктуацией.

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 10

Возврат к списку