Запомни!

Отглагольные существительные с Ё после шипящих (походные слова):
ночёвка, корчёвка, тушёнка, сгущёнка, копчёность, размежёвка, напряжёнка, печёнка (картошка), напряжённость, протяжённость, обречённость, смущённость, упрощённость, раскрепощённость, завершённость, истощённость, отрешённость.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема ошибочного первого впечатления

  • Текст: Г. Бакланов. Южнее главного удара

    (1)За год службы в батарее Долговушин переменил множество должностей, нигде не проявив способностей. (2)Безропотный, молчаливо-старательный, всё бы хорошо, только уж больно бестолков оказался. (3)Когда выпадало опасное задание, о нём говорили: «Этот не справится». (4)А раз не справится, зачем посылать? (5)И посылали другого. (6)Так Долговушин откочевал в повозочные. (7)Он не просил, его перевели. (8)Может быть, теперь, к концу войны, за неспособностью воевал бы он уже где-нибудь на складе ПФС, но в повозочных суждено было ему попасть под начало старшины Пономарёва. (9)Этот не верил в бестолковость и сразу объяснил свои установки:

    − В армии так: не знаешь − научат, не хочешь − заставят.(10)− И ещё сказал: (11) − Отсюда тебе путь один: в пехоту. (12)Так и запомни.

    (13)− Что ж пехота? (14)И в пехоте люди живут, − уныло отвечал Долговушин, больше всего на свете боявшийся снова попасть в пехоту.

    (15)С тем старшина и начал его воспитывать. (16)Долговушину не стало житья. (17)Вот и сейчас он тащился на наблюдательный пункт, под самый обстрел, всё ради того же воспитания.

    (18)Два километра − не велик путь, но к фронту, да ещё под обстрелом... (19)Опасливо косясь на дальние разрывы, он старался не отстать от старшины.

    (20)Чем дальше в тыл, тем несуетливей, уверенней делался Долговушин. (21)До кукурузы оставалось метров пятьдесят, когда на гребень окопа вспрыгнул человек в каске. (22)Расставив короткие ноги, чётко видный на фоне неба, он поднял над головой винтовку, потряс ею и что-то крикнул.

    (23)− Немцы! − обмер Долговушин.

    (24)− Я те дам «немцы»! − прикрикнул старшина и погрозил пальцем.

    (25)Он всю дорогу не столько за противником наблюдал, сколько за Долговушиным, которого твёрдо решил перевоспитать. (26)И когда тот закричал «немцы», старшина, относившийся к нему подозрительно, не только усмотрел в этом трусость, но ещё и неверие в порядок и разумность, существующие в армии. (27)Однако Долговушин, обычно робевший начальства, на этот раз, не обращая внимания, кинулся бежать назад и влево.

    (28)− Я те побегу! − кричал ему вслед Пономарёв и пытался расстегнуть кобуру нагана.

    (29)Долговушин упал, быстро-быстро загребая руками, мелькая подошвами сапог, пополз с термосом на спине. (30)Пули уже вскидывали снег около него.

    (31)Ничего не понимая, старшина смотрел на эти вскипавшие снежные фонтанчики. (32)Внезапно за Долговушиным, в открывшейся под скатом низине, он увидел санный обоз. (33)На ровном, как замёрзшая река, снежном поле около саней стояли лошади. (34)Другие лошади валялись тут же. (35)От саней веером расходились следы ног и глубокие борозды, оставленные ползшими людьми. (36)Они обрывались внезапно, и в конце каждой из них, где догнала его пуля, лежал ездовой. (37)Только один, уйдя уже далеко, продолжал ползти с кнутом в руке, а по нему сверху безостановочно бил пулемет.

    (38)«Немцы в тылу!» − понял Пономарёв. (39)Теперь, если надавят с фронта и пехота начнет отходить, отсюда, из тыла, из укрытия, немцы встретят её пулемётным огнём. (40)На ровном месте это − уничтожение.

    (41)− Правей, правей ползи! − закричал он Долговушину. (42)Но тут старшину толкнуло в плечо, он упал и уже нe видел, что произошло с повозочным. (43)Только каблуки Долговушина мелькали впереди, удаляясь. (44)Пономарёв тяжело полз за ним следом и, подымая голову от снега, кричал: − Правей бери, правей! (45)Там скат!

    (46)Каблуки вильнули влево. (47)«Услышал!» − радостно подумал Пономарёв. (48)Ему наконец удалось вытащить наган. (49)Он обернулся и, целясь, давая Долговушину уйти, выпустил в немцев все семь патронов. (50)Но в раненой руке нe было упора. (51)Потом он опять пополз. (52)Метров шесть ему осталось до кукурузы, не больше, и он уже подумал про себя: «Теперь − жив». (53)Тут кто-то палкой ударил его по голове, по кости. (54)Пономарёв дрогнул, ткнулся лицом в снег, и свет померк.

    (56)А Долговушин тем временем благополучно спустился под скат. (57)Здесь пули шли поверху. (58)Долговушин отдышался, вынул из-за отворота ушанки «бычок» и, согнувшись, искурил его. (59)Он глотал дым, давясь и обжигаясь, и озирался по сторонам. (60)Наверху уже не стреляли. (61)Там всё было кончено. (62)«Правей ползи», − вспомнил Долговушин и усмехнулся с превосходством живого над мёртвым.

    (63)− Вот те и вышло правей...

    (64)Где ползком, где сгибаясь и перебежками, выбрался он из-под огня, и тот, кто считал, что Долговушин «богом ушибленный», поразился бы сейчас, как толково, применяясь к местности, действует он.

    (65)Вечером Долговушин пришёл на огневые позиции. (66)Он рассказал, как они отстреливались, как старшину убило на его глазах и он пытался тащить, его мёртвого. (67)Он показал пустой диск автомата. (68)Сидя на земле рядом с кухней, он жадно ел, а повар ложкой вылавливал из черпака мясо и подкладывал ему в котелок. (69)И все сочувственно смотрели на Долговушина.

    (70)«Вот как нельзя с первого взгляда составлять мнение о людях, − подумал Назаров, которому Долговушин не понравился. (71)− Я его считал человеком себе на уме, а он вот какой, оказывается. (72)Просто я ещё не умею разбираться в людях...»

    (73)И поскольку в этот день ранило каптёра[1], Назаров, чувствуя себя виноватым перед Долговушиным, позвонил командиру батареи, и Долговушин занял тихую, хлебную должность каптёра.

    (По Г. Бакланову*)


    [1] Каптёр (каптенармус) – должностное лицо в воинской части (в Советской Армии до 1959 г.), ведающее хранением и выдачей снаряжения, имущества, продовольствия.



13.02.2021 12:46:20
Автор: Кристина Люй

  В начале этого текста Долговушина показывают, как человека, на которого никто не возлагает больших надежд и не верит в то, что он может справиться со своим заданием.
  Стал ли Долговушин человеком на которого можно положиться?  Ведь про него говорили: «Этот не справится». А раз не справится, зачем посылать?
  За год своей службы Долговушин попробовал большое количество должностей, в основном нигде так и не показав на что способен. Он был безропотным, молчаливо-старательным, но все же оказался бестолковым.
  Автор говорил про Долговушина: «Чем дальше в тыл, тем несуетливей, уверенней делался Долговушин.»
  В конце данного текста, те кто считали его «богом ушибленный», удивились бы «как толково, применяясь к местности, действует он»
  Мне кажется, что на войне пригодится любая помощь и сила. Ведь даже Долговушин смог показать всем, что из халтурщика может получится настоящий воин.
  «И когда тот закричал «немцы», старшина, относившийся к нему подозрительно, не только усмотрел в этом трусость, но ещё и неверие в порядок и разумность, существующие в армии. Однако Долговушин, обычно робевший начальства, на этот раз, не обращая внимания, кинулся бежать назад и влево.»
  «А Долговушин тем временем благополучно спустился под скат. Здесь пули шли поверху. Долговушин отдышался, вынул из-за отворота ушанки «бычок» и, согнувшись, искурил его. Он глотал дым, давясь и обжигаясь, и озирался по сторонам. Наверху уже не стреляли. Там всё было кончено.»
  Нельзя говорить о человеке, что он бесполезен, не увидев, что он может сделать в экстремальных условиях, в которых будет виден его характер.
Количество слов - 240

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Кристина! Мне стало за Вас очень тревожно, потому что создалось впечатление, что Вы незнакомы со структурой сочинения, критериями оценивания. Прочитайте внимательно формулировку задания № 27 (сочинение), там Вы увидите все структурные части (проблема - комментарий (2 примера + пояснения к каждому примеру + указание на связь между примерами + анализ связи) - позиция автора - отношение к позиции автора по проблеме исходного текста.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 0 баллов

Проблема исходного текста не сформулирована.

Так как в сочинении не обозначена проблема, работа по критериям К1-К4 (содержание) оценивается 0 баллов.

K2 - Комментарий +  0 баллов

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.

Ошибки:

Работа характеризуется отсутствием смысловой цельности, связности и последовательности изложения.

В начале этого текста Долговушина показывают, как человека, на которого никто не возлагает больших надежд и не верит в то, что он может справиться со своим заданием.

Это первое предложение сочинения. Кто показывает? Кто такой Долговушин? Логический провал.

В начале этого текста Долговушина показывают, как человека, на которого никто не возлагает больших надежд и не верит в то, что он может справиться со своим заданием.
 Стал ли Долговушин человеком на которого можно положиться?  Ведь про него говорили: «Этот не справится». А раз не справится, зачем посылать?
И снова логический провал, смысловая лакуна. И кому адресован этот вопрос? ("А раз не справится, зачем посылать?")  Вопрос без кавычек, значит, это Ваша мысль.
Мне кажется, что на войне пригодится любая помощь и сила. Ведь даже Долговушин смог показать всем, что из халтурщика может получится настоящий воин.
Абсолютно нелогичная мысль. Вы в самом деле считаете, что Долговушин "настоящий воин"?
Мне кажется, что на войне пригодится любая помощь и сила. Ведь даже Долговушин смог показать всем, что из халтурщика может получится настоящий воин.
 «И когда тот закричал «немцы», старшина, относившийся к нему подозрительно, не только усмотрел в этом трусость, но ещё и неверие в порядок и разумность, существующие в армии. Однако Долговушин, обычно робевший начальства, на этот раз, не обращая внимания, кинулся бежать назад и влево.»
«А Долговушин тем временем благополучно спустился под скат. Здесь пули шли поверху. Долговушин отдышался, вынул из-за отворота ушанки «бычок» и, согнувшись, искурил его. Он глотал дым, давясь и обжигаясь, и озирался по сторонам. Наверху уже не стреляли. Там всё было кончено.»

Логические скачки, мысли не связанные друг с другом. Абзац полностью состоит из цитаты.
Нельзя говорить о человеке, что он бесполезен, не увидев, что он может сделать в экстремальных условиях, в которых будет виден его характер.
Вывод, который Вы делаете ещё больше убеждает меня в мысли, что Вы не поняли текст.

K6 - Точность и выразительность речи + 0 баллов

Ошибки:

Работа характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла

Ошибки:

из халтурщика может получится настоящий воин.
Может (что сделаТЬ?) получиться.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов

Ошибки:

В начале этого текста Долговушина показывают, как человека, на которого никто не возлагает больших надежд и не верит в то, что он может справиться со своим заданием.
Лишняя запятая. Как в данном случае используется в значении "в качестве".
Стал ли Долговушин человеком ЗПТ на которого можно положиться?
Не поставлена запятая перед придаточным предложением (СПП с придаточным определительным).
Автор говорил про Долговушина: «Чем дальше в тыл, тем несуетливей, уверенней делался Долговушин.»
Однако Долговушин, обычно робевший начальства, на этот раз, не обращая внимания, кинулся бежать назад и влево.»
«А Долговушин тем временем благополучно спустился под скат. Здесь пули шли поверху. Долговушин отдышался, вынул из-за отворота ушанки «бычок» и, согнувшись, искурил его. Он глотал дым, давясь и обжигаясь, и озирался по сторонам. Наверху уже не стреляли. Там всё было кончено.»
Точка должна стоять после кавычек.
В конце данного текста, те ЗПТкто считали его «богом ушибленный», удивились бы «как толково, применяясь к местности, действует он»

Лишняя запятая. Не поставлена запятая перед придаточным предложением.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов

Ошибки:

«И когда тот закричал «немцы», старшина, относившийся к нему подозрительно, не только усмотрел в этом трусость, но ещё и неверие в порядок и разумность, существующие в армии. Однако Долговушин, обычно робевший начальства, на этот раз, не обращая внимания, кинулся бежать назад и влево.»
«А Долговушин тем временем благополучно спустился под скат. Здесь пули шли поверху. Долговушин отдышался, вынул из-за отворота ушанки «бычок» и, согнувшись, искурил его. Он глотал дым, давясь и обжигаясь, и озирался по сторонам. Наверху уже не стреляли. Там всё было кончено.»

Неверное включение цитаты (цитата без вводящих её слов).
В конце данного текста, те кто считали его «богом ушибленный», удивились бы «как толково, применяясь к местности, действует он»
Нарушение согласования: считали его (каким?) "богом ушибленным".

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл

Ошибки:

В конце данного текста, те кто считали его «богом ушибленный», удивились бы «как толково, применяясь к местности, действует он»
Старайтесь не использовать слово "данный" (канцеляризм). Кого считали? Кто это "он"? Неудачное употребление местоимений.
Мне кажется, что на войне пригодится любая помощь и сила.
Лексическая несочетаемость.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 0 баллов

Ошибки:

Мне кажется, что на войне пригодится любая помощь и сила. Ведь даже Долговушин смог показать всем, что из халтурщика может получится настоящий воин.
Искажение информации. Ложное истолкование образа Долговушина.

Общие рекомендации: следует серьёзно заняться подготовкой к сочинению в формате ЕГЭ. Советую Вам обратиться к бесплатным материалам сайта "Могу писать" по подготовке к ЕГЭ. Каждый понедельник в 17.00 проводятся бесплатные вебинары, посвящённые анализу текста. Доступны записи за прошлые годы, которые также актуальны. Времени остаётся очень мало. Искренне желаю, чтобы у Вас всё получилось!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 0
K2 - Пример 1: 0
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 0
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 4

Возврат к списку