Запомни!
- Не кто иной, как.
- Не что иное, как.
- Не кто другой, как.
- Не что другое, как.
Проблема лжи во благо
-
Текст: А. Куприн. Святая ложь
1)Вот уже три года, как его незаслуженно оклеветали и лишили работы, Иван Семенюта живёт дикой, болезненной и страшной жизнью. (2)Он ютится в полутёмном подвале, где снимает самый сырой и холодный угол. (3)Чем существует Семенюта, − он и сам не скажет. (4)Он не брит, не стрижен, волосы торчат у него на голове, точно взъерошенное сено, бледное лицо опухло нездоровой подвальной одутловатостью, сапоги просят каши.
(5)Но есть четыре дня в году, когда он старается встряхнуться и изменить свой запущенный вид. (6)Это на Новый год, на Пасху, на Троицу и на тринадцатое августа. (7)Накануне этих дней он путём многих усилий и унижений достаёт пятнадцать копеек − пять копеек на баню, пять на цирюльника и пять копеек на плитку шоколада или на апельсин.
(8)И вот, начистив до зеркального блеска сапоги, замазав в них дыры чернилами, тщательно обрезав снизу брюк бахрому, надев бумажный воротничок с манишкой и красный галстук, которые обыкновенно хранятся у него целый год завёрнутыми в газетную бумагу, Семенюта тянется через весь город во вдовий дом с визитом к матери. (9)Обыкновенно он норовит попасть к вечеру, когда не так заметны недостатки его костюма.
(10)Мать, завидев родного сына, быстро встаёт, подымая очки на лоб. (11)Клубок шерсти падает на пол и катится, распутывая петли вязанья.
− (12)Ванёчек! (13)Милый! (14)Ждала, ждала, думала, так и не дождусь моего ясного сокола. (15)Вид у тебя неважный, Ванёк, − говорит старушка и сухой жёсткой рукой гладит руку сына, лежащую на столе. − (16)Побледнел ты, усталый какой-то.
− (17)Что поделаешь, маман! (18)Служба. (19)Я теперь, можно сказать, на виду. (20)Мелкая сошка, а вся канцелярия на мне. (21)Работаю как вол. (22)Согласитесь, маман, надо же карьеру делать? – и вручает ей апельсин.
− (23)Не утомляйся уж очень-то, Ванюша.
− (24)Ничего, маман, я двужильный. (25)Зато на Пасху получу коллежского, и прибавку, и наградные. (26)И тогда кончено ваше здешнее прозябание. (27)Сниму квартирку и перевезу вас к себе. (28)И будет у нас не житьё, а рай. (29)Я на службу, вы − хозяйка.
(30)Этот робкий, забитый жизнью человек всегда во время коротких и редких визитов к матери держится развязного, независимого тона, бессознательно подражая тем светским «прикомандированным» шалопаям, которых он в прежнее время видел в канцелярии. (31)Отсюда и дурацкое слово «маман». (32)Он всегда звал мать и теперь мысленно называет «мамой», «мамусенькой», «мамочкой», и всегда на «ты».
(33)Семенюта призывает на помощь всё своё вдохновение и начинает врать развязно и небрежно. (34)Правда, иногда он противоречит тому, что говорил в прошлый визит. (35)Всё равно, он этого не замечает. (36)Замечает мать, но она молчит. (37)Только её старческие глаза становятся всё печальнее и пытливее.
(38)Служба идёт прекрасно. (39)Начальство ценит Семенюту, товарищи любят...
(40)И он говорит, говорит без конца, разжигаясь собственной фантазией, а мать смотрит на него, заворожённая волшебной сказкой.
(41)Наступает время, когда надо уходить. (42)Мать хочет проводить сына в переднюю, но он отклоняет эту любезность.
− (43)Ну, что, в самом деле, маман. (44)Дальние проводы − лишние слёзы. (45)И простудитесь ещё, чего доброго. (46)Берегите себя!
(47)…Когда же судьба покажет Семенюте не свирепое, а милостивое лицо? (48)И покажет ли? (49)Я думаю − да. (50)И будет жить Семенюта вместе со своей мамашей ещё очень долго, будет с ней жить в тихом, скромном и тёплом уюте. (51)Но никогда старушка не намекнёт на то, что она знала о его обмане, а он никогда не проговорится о том, что он знал, что она знает. (52)Это острое место всегда будет осторожно обходиться. (53)Святая ложь − это такой трепетный и стыдливый цветок, который увядает от прикосновения.
(По А. И. Куприну*)
*Александр Иванович Куприн (1870–1938) – русский писатель, автор многочисленных рассказов и повестей.
Размышляя над проблемой, писатель повествует о жизни Ивана Семенюты, персонажа произведения "Святая ложь". Герой "живёт дикой, болезненной и страшной жизнью", но четыре раза в год "старается встряхнуться и изменить свой запущенный вид", чтобы во время визитов к матери создать впечатление успешного и довольного жизнью человека и не огорчать родителя болезненной правдой. На этом примере мы видим, как сильно Семенюта дорожит своей матерью и как трепетно он относится к её чувствам и переживаниям. Далее А. Куприн отмечает, что бедная женщина знает об обмане сына, но, так же как и он, молчит в попытках сохранить мнимое чувство спокойствия: "Правда, иногда он противоречит тому, что говорил в прошлый визит. Всё равно, он этого не замечает. Замечает мать, но она молчит". Таким образом, женщина принимает обман Ивана, понимая, что горестная правда способна разрушить "волшебную сказку", основанную на лжи. Оба примера, дополняя друг друга, помогают понять, что даже ложь может быть ключиком к спокойной жизни без лишних забот и переживаний.
Авторская позиция ясна. Писатель считает, что ложь можно оправдать, если она сделана во благо, с добрыми намерениями.
Я согласна с мнением А. Куприна и тоже считаю, что ложь может приносить не только вред, но и пользу. Более того, в ряде случаев искренность может даже вредить, потому иногда лжи не избежать.
Для доказательства приведу пример из романа А. С. Пушкина "Капитанская дочка". Пытаясь спасти Машу Миронову, свою возлюбленную, Пётр Гринёв врёт Пугачёву и скрывает от последнего факт того, что Маша - капитанская дочь. В ином случае, если бы Пётр сказал правду, девушку бы явно ждала не самая приятная участь.
Таким образом, ложь во благо действительно можно оправдать, если та совершена из добрых побуждений.
Здравствуйте, Ева! Благодарю Вас за глубокое, интересное сочинение! В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 6 баллов
Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована. Все же старайтесь делать анализ более подробно.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.
K6 - Точность и выразительность речи + 2 балла.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.
Далее А. Куприн отмечает, что бедная женщина знает об обмане сына, но, так же как и он, молчит в попытках сохранить мнимое чувство спокойствия: |
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла.
K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла.
Ева, ниже я перечислила речевые недочеты. Обратите на них внимание, поработайте над речью, и тогда придраться будет не к чему. Баллы за К10 я сохраняю.
На этом примере мы видим, как сильно Семенюта дорожит своей матерью и как трепетно он относится к её чувствам и переживаниям. |
Далее А. Куприн отмечает, что бедная женщина знает об обмане сына, но, так же как и он, молчит в попытках сохранить мнимое чувство спокойствия: "Правда, иногда он противоречит тому, что говорил в прошлый визит. |
"Продолжая повествование, автор....".
Писатель считает, что ложь можно оправдать, если она сделана во благо, с добрыми намерениями. |
Пытаясь спасти Машу Миронову, свою возлюбленную, Пётр Гринёв врёт Пугачёву и скрывает от последнего факт того, что Маша - капитанская дочь. |
Пытаясь спасти Машу Миронову, свою возлюбленную, Пётр Гринёв врёт Пугачёву и скрывает от него, что Маша - капитанская дочь. |
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Общие рекомендации: следует усилить работу над речью. Уверена, Вас ждет высокий балл на ЕГЭ! Присылайте новые сочинения на проверку! Удачи!